рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Заключение Современники и историки об эпохе

Работа сделанна в 2001 году

Заключение Современники и историки об эпохе - Реферат, раздел История, - 2001 год - Исторический опыт реформаторской деятельности самодержавия в первой половине XIX в. Заключение Современники И Историки Об Эпохе. Х Годов И Соотношении Западноевр...

Заключение Современники и историки об эпохе. х годов и соотношении западноевропейской модели общественного развития и российской специфики. В знаменитом документе эпохи, в первом Философическом письме, авторская дата которого 1 декабря 1829 г П. Я. Чаадаев провозгласил разрыв Европы и России. Его позиция зеркальна официальным воззрениям, она противоположна знаменитой формуле Бенкендорфа Прошлое России было блестяще, ее настоящее более чем великолепно, а что касается ее будущего, оно превосходит все, что может представить себе самое смелое воображение.

Чаадаев писал об убожестве русского прошлого и настоящего, о величии Европы. Боевой офицер 1812 года, друг Пушкина, собеседник декабристов, Чаадаев сурово судил николаевскую Россию, с обидным для национального чувства скептицизмом отзывался о ее будущем.

Чаадаевская критика была беспощадна, суждения афористичны, печальны и безнадежны. Идея единства исторических судеб России и Европы у Чаадаева была утрачена. Его Философическое письмо свидетельствовало о том, что наступление правительственной идеологии на позиции передовой русской общественности давало плоды. В политическом плане концепция первого Философического письма была направлена против российского абсолютизма. Чаадаев стремился показать ничтожество николаевской России в сравнении с Западной Европой.

Именно эта сторона чаадаевской статьи и привлекла наибольшее внимание в 1836 г. Былое и думы Герцена великолепно передают первые впечатления от чтения Философического письма Летом 1836 года я спокойно сидел за своим письменным столом в Вятке, когда почтальон принес мне последнюю книжку Телескопа Со второй, третьей страницы меня остановил печально-серьезный тон от каждого слова веяло долгим страданием, уже охлажденным, но еще озлобленным. Эдак пишут только люди, долго думавшие, много думавшие и много испытавшие жизнью, а не теорией доходят до такого взгляда Читаю далее - Письмо растет, оно становится мрачным обвинительным актом против России, протестом личности, которая за все вынесенное хочет высказать часть накопившегося на сердце.

Я раза два останавливался, чтоб отдохнуть и дать улечься мыслям и чувствам, и потом снова читал и читал. Это напечатано по-русски, неизвестным-автором Я боялся, не сошел ли я с ума. Герцен ценил Философическое письмо именно как политический документ эпохи, как вызов николаевскому самодержавию.

В работе О развитии революционных идей в России он утверждал Сурово и холодно требует автор от России отчета во всех страданиях, причиняемых ею человеку, который осмеливается выйти из скотского состояния. Он желает знать, что мы покупаем такой ценой, чем мы заслужили свое положение он анализирует это с неумолимой, приводящей в отчаяние проницательностью, а закончив эту вивисекцию, с ужасом отворачивается, проклиная свою страну в ее прошлом, в ее настоящем и в ее будущем Кто из нас не испытывал минут, когда мы, полные гнева, ненавидели эту страну, которая на все благородные порывы человека отвечает лишь мучениями, которая спешит нас разбудить лишь затем, чтобы подвергнуть пытке? Кто из нас не хотел вырваться навсегда из этой тюрьмы, занимающей четвертую часть земного шара, из этой чудовищной империи, в которой всякий полицейский надзиратель - царь, а царь - коронованный полицейский надзиратель? Историко-философская сторона концепции Чаадаева была чужда Герцену.

Безотрадный чаадаевский пессимизм, неверие в русский народ, католические симпатии, насильственное отмежевание России от Европы Герцен не принял Заключение, к которому пришел Чаадаев, не выдерживает никакой критики.

Многие представители либеральной общественности официальное противопоставление николаевской России и Европы приняли не сразу. На рубеже 1820-1830-х годов они продолжали высказываться за европеизацию русской жизни.

Об этом не раз говорили любомудры, продолжавшие традиции веневитинского кружка. Обыгрывая особенности русского календаря, Шевырев в 1828 г. писал в Московском вестнике Потребен был Петр I, чтобы перевести нас из 7-го тысячелетия неподвижной Азии в 18-е столетие деятельной Европы, потребны усилия нового Петра, потребны усилия целого народа русского, чтобы уничтожить роковые дни, укореняющие нас в младшинстве перед Европою, и уравнять стили Русское общество 30-х годов XIX в с. 38. В стихах молодого Шевырева воспет Петр I, поставлена тема России, которой поэт сулит великое будущее, но чье настоящее вовсе не радужно.

В стихотворении Тибр 1829 сопоставление России - Волги и Европы - Тибра завершается торжеством как Тибра пред тобою Тибр великий плещет вольною волной, так и Волги как младой народ, могуча, как Россия, широка. Примечательна мысль о несвободе России-Волги, скованной цепью тяжкой и холодной льда образ, близкий Тютчеву. В статье Девятнадцатый век И. В. Киреевский скорбел, что какая-то китайская стена стоит между Россиею и Европою стена, в которой Великий Петр ударом сильной руки пробил широкие двери, и ставил вопрос Скоро ли разрушится она? Вопреки официальной идеологии, он писал У нас искать национального, значит искать необразованного развивать его на счет европейских нововведений, значит изгонять просвещение ибо, не имея достаточных элементов для внутреннего развития образованности, откуда возьмем мы ее, если не из Европы? Там же, с.39 Не принимая официального восхваления прошлого, настоящего и будущего России, либералы не были согласны и с чаадаевским утверждением о неисторичности русского народа, об отсутствии у него богатого исторического прошлого.

Видимо, один из самых ранних откликов на Философическое письмо принадлежит П. В. Киреевскому, который 17 июля 1833 г. писал поэту Языкову Эта проклятая чаадаевщина, которая в своем бессмысленном самопоклонении ругается над могилами отцов и силится истребить все великое откровение воспоминаний, чтобы поставить на их месте свою одноминутную премудрость, которая только что доведена ad absurdum в сумасшедшей голове Ч но отзывается, по несчастью, во многих, не чувствующих всей унизительности этой мысли так меня бесит, что мне часто кажется, что вся великая жизнь Петра родила больше злых, нежели добрых плодов Там же, с.40. Не соглашаясь с желчными выпадами Чаадаева, П. Киреевский словно нащупывает путь, который бы позволил соединить неприятие казенного патриотизма с чувством национальной гордости.

Замечательно, что в 1833 г. он далек от позднейшего славянофильского осуждения Петра I. Сильное впечатление на русское общество произвели европейские потрясения 1830-1831 гг. Как небывалое и ужасное событие воспринял революцию Чаадаев.

Крушение легитимного, католического и стародворянского режима Бурбонов он понимал как крушение своих надежд на Европу.

В сентябре 1831 г. он писал Пушкину Что до меня, у меня навертываются слезы на глазах, когда я вижу это необъятное злополучие старого, моего старого общества это всеобщее бедствие, столь непредвиденно постигшее мою Европу.

К середине же 1830-х годов предчувствие нового мира привело Чаадаева к пересмотру прежнего пессимистического взгляда на будущее русского народа. В 1833 г. он писал А. И. Тургеневу Как и все народы, мы, русские, подвигаемся теперь вперед бегом, на свой лад, если хотите, но мчимся несомненно. Пройдет немного времени, и, я уверен, великие идеи, раз настигнув нас, найдут у нас более удобную почву для своего осуществления и воплощения в людях, чем где-либо, потому что не встретят у нас ни закоренелых предрассудков, ни старых привычек, ни упорной рутины, которые противостали бы им. Два года спустя он убеждал Тургенева Россия призвана к необъятному умственному делу ее задача дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе.

Теперь Чаадаев не был склонен считать николаевскую систему помехой на пути превращения России в центр европейской цивилизации Мы призваны обучить Европу бесконечному множеству вещей, которых ей не понять без этого.

Не смейтесь вы знаете, что это мое глубокое убеждение. Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы уже сейчас являемся ее политическим средоточием, и наше грядущее могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущество, опирающееся на материальную силу. Но, комментируя европейские политические события середины 1830-х годов, Чаадаев по-прежнему твердо исходит из тезиса о разрыве России и Европы Пришедшая в остолбенение и ужас, Европа с гневом оттолкнула нас роковая страница нашей истории, написанная рукой Петра Великого, разорвана мы, слава богу, больше не принадлежим к Европе итак, с этого дня наша вселенская миссия началась.

Постоянными колебаниями характеризовалось отношение к правительственной идеологии Н. И. Надеждина, который имел сильное влияние на Станкевича и его товарищей. Общественные убеждения редактора Телескопа неоднозначны.

В 1830-1831 гг. он совершенно во вкусе официальных воззрений противопоставлял спокойствие России потрясениям Запада, писал, что русский колосс должен иметь великое всемирное назначение Тучи бродят над Европой но на чистом небе русском загораются там и здесь мирные звезды, утешительные вестницы утра. Придет время, когда они сольются в яркую пучину света. Несколько лет спустя он высказывал суждения, напоминавшие чаадаевские Мы еще не знаем самих себя Мы не думаем о себе Что наша жизнь, что наша общественность? Либо глубокий неподвижный сон, либо жалкая игра китайских бездушных теней.

Публикация Философического письма в надеждинском Телескопе вряд ли была случайна. Но в том же 1836 г. Надеждин поместил в двух номерах журнала программную статью Европеизм и народность в отношении к русской словесности. Опираясь на уваровскую триаду, он воспел русский кулак, который противопоставлял достижениям просвещенной Европы. Европейцу как хвалиться своим тщедушным, крохотным кулачишком? Только русский владеет кулаком настоящим, кулаком comme il faut, идеалом кулака.

И, право, в этом кулаке нет ничего предосудительного, ничего низкого, ничего варварского, напротив, очень много значения, силы, поэзии! Русское общество 30-х годов XIX в с. 42 В русском кулаке издатель Телескопа видел основу самобытности великой империи. Дальше Надеждина в противопоставлении России и Европы пошел бывший любомудр, крупный русский дипломат В. П. Титов. В письме к В. Ф. Одоевскому из Константинополя март 1836 г. он выдвинул положение России надо овосточиться.

Всякие изменения опасны Дай бог, чтобы все это так и осталось России бесполезны радикальные реформы, которые Европа ищет в поте лица своего и не находит. Титов утверждал Задача, стало быть, приводится к трем условиям воскресить религиозную веру упростить гражданские отношения и научить людей, чтобы хотели быть самодовольными. В условиях крепостной России титовская идея самодовольства- идея дикая, но вполне соответствовавшая настроениям каленного патриотизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Исторический опыт реформаторской деятельности самодержавия в первой половине XIX в.

Говоря языком В. О. Ключевского, из древней т. е. допетровской. России вышли не два смежные периода нашей истории, а два враждебные склада и… М 1983, с. 363. 1 Об этом же весьма убедительно еще до Ключевского писали И. В. Киреевский и А. И. Герцен.Причем…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Заключение Современники и историки об эпохе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Александр I. Реформы замыслы и их реализация
Александр I. Реформы замыслы и их реализация. Кончина императора Павла застала великого князя Александра Павловича врасплох. Вместе с матерью императрицею Мариею Федоровною и супругою Елизаветою Ал

Значение Отечественной войны
Значение Отечественной войны. Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел были обращены многие города. В огне московского пожара навеки исчезли драгоценные р

А.А. Аракчеев
А.А. Аракчеев. Первое место среди этих людей занимал граф АА. Аракчеев, происходивший из офицеров Гатчинского войска императора Павла. Невежественный и грубый, Аракчеев казался прямодушным и бескор

Духовно-нравственная атмосфера после восстания декабристов
Духовно-нравственная атмосфера после восстания декабристов. С воцарением Николая I в жизнь русского общества вошла долгая железная зима, которую лишь в последний год Крымской войны, когда умер неза

Важнейшие внутренние мероприятия императора Николая I
Важнейшие внутренние мероприятия императора Николая I. Тотчас по вступлении на престол император Николай устранил от дел знаменитого Аракчеева и явил полное свое равнодушие к мистицизму и религиозн

Деятельность Третьего отделения усиление цензурного гнета
Деятельность Третьего отделения усиление цензурного гнета. После выступления декабристов правительство предприняло ряд спешных мер по укреплению полицейского аппарата. В 1826 г. было учрежде

Идеология царствования Николая I
Идеология царствования Николая I. Воздействие казенного патриотизма, идеи о превосходстве царской России над Европой, на русскую общественность было немалым. Привычное для русского обществен

Итоги Царствования Николая I
Итоги Царствования Николая I. Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Иногда эта борьба в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги