Архаичные черты в общественной жизни спартиатов

Архаичные черты в общественной жизни спартиатов. Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений.

Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс. В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходящи к глубокой древности. Например, архаическая система возрастных классов, которая обнаруживается в недрах спартанского государственного аппарата. В известном смысле политический режим, существовавший в Спарте в V - IV вв. до н.э можно определить как самую настоящую геронтократию.

Важнейшими атрибутами этого режима были такие обстоятельства, как власть совета старейшин, распространявшаяся на все государственные дела, политическая и даже экономическая неправоспособность младших граждан, воспитание подрастающего поколения в духе беспрекословного повиновения старшим по возрасту и т.д. Андреев Ю.В. Спартанские всадники ВДИ. Общие трапезы - сисситии также можно считать архаичной чертой быта, однако смешение возрастов в этих коллективах, схожих с мужскими домами родовой общины было по-видимому, результатом коренной перестройки существовавшей здесь древней системы возрастных классов.

Женщины являлись полными хозяйками в быту. Их своеволие и могущество - следствие частых походов, во время которых мужья вынуждены бывали оставлять их полными хозяйками в доме, а потому и оказывали им уважение и даже называли госпожами. Хрестоматия по истории древней Греции Под ред. Каллистова.

Такое положение женщины явный пережиток матриархата. Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. Невест брали украдом, но не слишком юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших. Хрестоматия по истории древней Греции Под ред. Каллистова. Семья в Спарте моногамная, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для жены - пережитки группового брака.

Рождение женщиной ребенка от доблестного воина - друга е мужа приветствовалось и государством, и обществом, т.к. дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо. Плутарх об этом говорит так Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и материй. Плутарх Сравнительные жизнеописания В 3-х т. 3.2