рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество и Экономика

Работа сделанна в 2000 году

Общество и Экономика - Реферат, раздел История, - 2000 год - По книге Г. Вильхельма Древний народ хурриты Общество И Экономика. На Основании Хурритских Мифов И Ритуалов Создатся Впеча...

Общество и Экономика. На основании хурритских мифов и ритуалов создатся впечатление, что в предыстории хурритов охота была наиважнейшим источником питания, и в XIV в. митаннийский лук вс ещ высоко ценился за пределами страны, пишет автор. Но земледелие и скотоводство было известно хурритам уже в III тыс. до Р.Х когда они ещ не мигрировали с Закавказья. Под сильным этническим натиском хурриты хлынули на плодородные земли северо-востока Месопотамии, где осадков выпадало не менее 200 мм в год, и имелись почвы типа чернозма или же лессовидные.

Орошение земли здесь играло ограниченную роль, так как основной продукт питания ячмень мало нуждался в поливе. Поэтому деревни меньше зависели от надрегионального регулирования, и отчтливее выражались черты солидарности, опирающиеся на родственные связи. По свидетельству автора, основную массу населения составляли свободные земледельцы. Более высоким сословием был довольно многочисленный слой, исполнявший сначала военные функции, а затем, получая земельные наделы за ратные заслуги и нанимая рабов для обработки почвы, образовавший структуру поместного сельскохозяйственного производства.

Высшей классовой ступенью был узкий круг элиты, и, прежде всего, членов царских семей различных хурритских государств. Второе тысячелетие, и в особенности период Поздней Бронзы в Передней Азии и Эгейском мире, называли Эрой дворцовой экономики. Дворец контролировал сельское хозяйство наиважнейший сектор экономики, налогообложение, юрисдикцию, раздачу земель.

Дворец имел монополию на внешнюю торговлю и концентрировал в себе разного рода ремсла и, особливо металлообработку. Дворцы имелись во многих городах районов Нузы, Куруханни и Аррапхи. О размерах дворцовых полей сведений почти нет остатся неясным, как строились отношения между дворцом и селом, на каком юридическом основании делились земли сторонами, и как распределялась полученная продукция.

В любом случае многочисленные свободные землевладельцы обязаны были возделывать поле, отданное им в пользование монархом участок, наследуемый по мужской линии и не подлежащий продаже. За это они должны были отдавать часть урожая и нести определнную службу. Поместья цариц сидевших во дворцах являлись отдельными хозяйствами. У них были личные наделы. Зерно дворцов распределялось среди групп потребителей - Царь, высшие сановники, послы, кони. Царь переезжал из дворца во дворец из-за необходимости судопроизводства и соблюдения культового календаря Царица, принцы только пока были детьми, принцессы жили в отдельных гаремах, служащие Рабы в основном, обрабатывающие шерсть. Например, во дворце в Нузе 6 принцесс, 5 принцев, 83 раба 32 изготовителя тканей, 3 столяра, 3 кузнеца, 2 горшечника, 4 писца, 2 корзинщика, повара, пекари, пивовары, пастухи, садовники, ит.д Основной источник дохода изготовление шерстяных тканей.

Шерсть вырабатывалась из придворцовых стад. Была установлена квота сдачи одежды важного предмета экспорта.

Импортировали крашенные ткани, растительные эссенции. Что интересно, среди рабов были и купцы 3 в Нузе. Дворец выполнял военные функции осуществлял импорт металлов, являлся складом оружия и экстренного запаса продовольствия. Царь имел административные, законодательные и судебные обязанности. Существовали должностные лица sakin mat схожие с современными министрами. Упоминаются комендант крепости и бургомистр. Из числа колесничего воинства и членов царской фамилии постепенно вырос новый слой крупных землевладельцев известно частное владение в 286 га. Этот слой собственников ориентировался на дворец, но не зависел от него. Об обществе и экономике много известно из архивов вельможи Техип-Тиллы и его наследников в основном правовые документы и из архива принца Шильва-Тешшупа содержит документы об управлении поместьем. Поместье Шильва-Тешуппа дар его отца. В нм производилось много тканей, имелись стада овец, коз, примерно 240 рабов и 4 домохозяйства.

Излишки зерна экспортировались или ссуживались свободным землевладельцам.

Здесь автор выдвигает идею о том, что динамика хурритского общества, как и многих остальных в это время, имела тенденцию к переходу от мелких свободных хозяйств к более крупным, основанным на труде рабов. Свободные землевладельцы нередко лишались самостоятельности, так как попадали в долговую зависимость. Это происходило по многим причинам частые неурожаи, нерегулярность осадков. Из-за порядка наследования земли 2 доли старшему, по одной младшим сыновьям происходило дробление и обнищание хозяйств.

У крупных землевладельцев наоборот растт потребность в дополнительной рабочей силе. Рабами становились военнопленные, преступники и нищие добровольно. Происходит образование новых сословий. Боги, мифы, культы и магия. Г. Вильхельм утверждает, что теология, мифология, культ и ритуал хурритов не однородны, преимущественно по причине большой протяжнности территорий обитания, хаотичности миграций и культурных контактов.

Хурритская религия имеет три основных компонента традиции, принеснные из районов Курдистана, шумеро-аккадские традиции, влияния западносемитов и арийцев. К исконно общехурритским божествам можно отнести Тешшупа бога Бури и царя богов Тейшеб у урартцев, древний культовый центр которого располагался в городе Кумме до сих пор не локализован. Основным бог Бури становится в XV XIV вв. после того как он свергает своего отца бога Небес Кумарби, который в свою очередь ранее сменил другого бога Небес Ану. Тешшупа ездит на четырхколсной повозке, запряжнной быкоподобными божествами-помощниками Шериш и Хурриш.

Его оружие гроза, ветры, молния, дождь важный аспект, способствующий произрастанию. Так как Тешшуп царь богов, то царь хурритов и некоторые из принцев почти всегда использовали его имя в свом. В различных провинциальных хурритских царствах имя Тешшупа отождествляется с именами Адада, Ваала, Эля. Подругу Тешшупа, Хепат, исследователи иногда соотносят с ветхозаветной Евой. Распространены личные женские имена, имеющие в составе имя хурритской богини Келу-Хепа, Тату-Хепа, Шувар-Хепа, Шату-Хепа. Сын бога Бури Шаррума Телец Тешшупа. Самая главная богиня хурритов Шавушка Иштар в Ассирии и к северо-востоку от Тигра ведала плотской любовью и войной.

Е культовое изображение считалось целебным и дважды высылалось в Египет для излечения фараона. В Митанни Шавушка тоже верховная богиня Тушратта называет е владычица моей страны и владычица небес. Согласно традиции, она приходится сестрой богу Бури. В других царствах она отождествляется учными с Хепат, Ишхарой, Астартой и Инанной.

У Шавушки есть, как и у Тушшупа, несколько богинь-служанок Нинатта, Кулитта. К группе известных среди всех хурритских народов богов можно причислить также Кумарби героя мифов, постоянно оспаривающего власть Тешшупа. Нупатика бога, функции которого неясны. Кушуха и Шимике богов Луны и Солнца. Шимике связывается с искусством прорицателей, потому что во время своего дневного пути по небу он видит вс, что происходит на земле.

Обычно в мифах он один из важнейших героев, так как помогает Тушшупа в борьбе за господство над богами. Бог Луны оберегает клятвы, близко связан с практикой магии. Угариту принадлежит к хурритскому древу богов. Супруга Кушуха. В Шумере Нингаль богиня Луны. К группе заимствованных шумеро-аккадских богов принадлежат бог Неригал один из древнейших и наиболее почитаемых, Эа приходит в хурритский пантеон позже в аккадский период.

Хурриты перенимают множество западносирийских культов бога войны Аштаби, богиню Ишхару, ставшую впоследствии богиней клятв и болезней, Аллани Аллатум божество подземного мира, считавшуюся матерью Хепат. Существовали также древнейшие боги, вытесненные богом Бури в подземное царство. Они соотносятся с магическим понятием нечистот, негатива, тогда как земные с духовной чистотой и позитивом. Люди старались соблюдать баланс между этими двумя началами, и когда возникала потребность удалить из верхнего мира нечистоту, воспринимаемую как некую субстанцию, вызывающую несчастья, преступные деяния, взывали к нижним богам.

Кроме богов-индивидуальностей, имеющих собственные имена, в хурритской религии были персонифицированные божественные существа, объединяемые часто в пары Небо и Земля горы и реки. В религиозных хетто-хурритских текстах часто встречаются группы из 7 демонов тоже месопотамские прототипы, имеющие астральный аспект Плеяд, сопровождающие великих богов.

В хурритской религии исконно присутствует культ предков. Миф в архаическом смысле объясняет происхождение культа или магического действия и дат его истолкование. Ритуал в момент магического действия связывает давно свершившееся с настоящим. Основная часть текстов происходит из Хаттусы и Амарны и написана на хеттском или аккадском языках переводы с оригиналов. Например, Песня о Кешши. В центре доступной нам хурритской мифологии стоит представление о преемственности разных поколений богов, завершившееся воцарением бога Бури в мифические времена.

Миф Песнь о царстве в небесах описывает смену трх поколений до коронации Тешшупа Алалу, Ану, Кумарби. Последний перед свержением своего отца Ану оскопил его, зачав последующего бога Бури. Очевидны соответствия между этим хурритским сказанием и Теогонией, жившего около 700 г. в Беотии поэта Гесиода. Автор утверждает, что миф попал из Средней Азии в Грецию благодаря греко-финикийским культурным связям. Два мифа описывают попытку свергнутого Кумарби вернуть власть над богами.

В Мифе о Хедамму Кумарби с великаншей Сартапсурухи дочерью Океана порождают чудовище Хедамму. Боги обнаруживают новорожденного и не знают, как избавиться от монстра, но Иштар решает соблазнить Хедамму и выманивает его из родной стихии океана, что становится для него фатальным. В этом мифе есть эпизод, когда бог мудрости Эйя божество месопотамского происхождения, по словам автора упрекает Кумарби, что, уничтожив человечество, он лишит богов жертвоприношений.

Этот отрывок предполагает, что истинное намерение Кумарби уничтожение человечества, а не достижение власти над богами, но автор считает, что, скорее, это посторонний элемент, привнеснный традицией Эпоса о Гильгамеше и Сказания о потопе, совершнном богом Энлилем. Во втором мифе, который называется Песнь об Улликумми, говорится о совокуплении Кумарби со скалой и порождении скалообразного чудовища. Только в жестокой борьбе богам удатся его уничтожить. Автор делает предположение о том, что этот миф сохранился со времн расселения хурритов в горном Курдистане.

Мотив бунтарей против бога Бури проник, по мнению автора, из южной Анатолии и Северной Сирии в греческую мифологию. Миф о порожднном Геей и Тартаром или же Кроносом чудовище Тифоне, угрожавшем Зевсу, но, в конце концов, оказавшемся побежднным им является достойным примером этого мотива. О том же повествует древнеиудейская легенда об анти- Мессии Армиле, порождении дьявола и мраморного изваяния прекрасной девушки.

Если ответы на вопросы о божественном мироздании человек находит в мифе, то повседневное общение с богами происходит через культ жертвоприношения. Боги принимают пищу подобно людям. Во всех древневосточных мифах, и в вавилонском мифе об Атрахасисе создателе человечества, указывается на то, что цель создания людей избавление себя от сельскохозяйственных трудов. Человек подчинн божеству, как раб господину и должен обеспечивать его. Но при этом человек может оказывать давление на богов об этот сказано в Мифе о Хедамму, требуя у тех помощи или услуг.

Таким образом, отношения человека с божеством превращаются во взаимовыгодные. Во избежание помех они формализованы и ритуализированы культовым календарм. Автор приводит несколько источников-доказательств того, что помимо жертвоприношений совершаемых ежедневно, у хурритов существовали сезонные праздники в первый и пятнадцатый день каждого месяца. Самое крупное торжество называлось Хешува. Иногда его связывают с восточно-анатолийской областью Ишува, но вернее предположить, что он возник в Сирии. Регулярные культы не исчерпывались приношениями питья и еды. Изображения божества периодически умащали, что видно по спискам выдачи растительного масла храмам. В рамках праздника Хешува приносились также очистительные жертвы, помогавшие обновлять сакральную чистоту изображения божества.

В ритуальных текстах встречаются указания относительно музыкального вокального или инструментального сопровождения, ритуальное значение которого ещ по-настоящему не изучено.

Подобные указания считаются древнейшими нотными записями в мире Автор делает вывод о том, что у хурритов не существовало храмов это были важнейшие места культа с характерными архитектурными признаками, в каждом городе соблюдались местные традиции. Инвентарь храма серебряные кувшины в форме львов в храме Шавушки фигурки обнажнных женщин с преувеличенными половыми признаками часто встречается своего рода таган для очага, который обожествляют чаши для сжигания ароматических веществ.

Из мебели трон, ложе и два предмета, похожие на скамейку для ног и стул. Священные места, существовавшие у хурритов известны. В их числе священная роща, куда выносились изображения богов цель ритуала не ясна. Этот обычай ещ долго сохраняется в Ассирии. Найдена также группа скал, вблизи Хаттусы, на которых по описанию автора, изображн почти полный пантеон в рельефах с выбитыми под ним иероглифическими надписями. Изображение божества делалось из золота с использованием драгоценных камней. Божества были круглой формы, наряжены в одежды и снабжены характерными для каждого бога атрибутами.

Автор полагает, что из жреческих действий наиболее распространнными были предзнаменования и прорицания. Первое искусственные гадания, а второе трактовка уже свершившихся фактов и явлений. Вавилонские сборники предзнаменований и гаданий по внутренностям были переведены и широко использовались хурритами. Чаще всего причины своих несчастий и неудач хурриты видели в несоблюдении обрядовых порядков по отношению к божеству.

Ущерб, нанеснный божественной, благотворной силе вызывает гнев, который оценивается, как физически ощутимая скверна. Все магические и ритуальные действия сопровождались молитвами-заклинаниями, которые существовали на все случаи жизни, вплоть до укуса змей. Жреческая литература происходит в основном из страны Киццуватны на юго-востоке Анатолии. Самые важные серии хурритских очистительных ритуалов носят названия itkalzi и itkahhi.

Их описания стали отдельным литературным жанром у хурритов Ритуалы очищения P Стрельба из лука один из способов удаления нечистоты. P Произношение очистительных гимнов. P Ритуал, в процессе которого манипулируют фигурками обожествлнных царей, упоминает имена исторических лиц аккадского периода, таких, как Саргон, Маништусу, Нарам-Суэн, Шаркалишарри. Вильхельм предполагает, что это очень древняя устная традиции, превратившаяся в церемонию P Ритуал времени Тутхалиеса II процедура перевода Чрного божества фигурки Шавушки в другой храм. Он предписывает материалы для постройки дороги для божества, как следует побудить его вступить на дорогу и как смягчить его гнев. P Жертвоприношение птиц путм сожжения и возлияния их крови ритуал, являющийся исконно хурритским.

P Ритуал из хеттской обрядовой литературы прикосновение жреца к отпущенному животному бык, козл, осл, мышь и превращение его в носителя скверны отсюда пошло выражение козл отпущения. Литература Хурритская литература, как вся литература шумеро-аккадской культуры, не поддатся описанию с помощью стандартных критериев пишет Вильхельм тексты многократно переписывались и представляют собой поток традиции, постоянную культурную преемственность писцовой передачи.

К этим текстам относятся списки знаков, словари, списки синонимов, а также сборники предзнаменований, заклинаний, мифы, басни, поговорки. Изначально это было oral poetry, пока в конце II тысячелетия, корпус текстов не был канонизирован.

Митаннийская библиотека до сих пор не обнаружена, поэтому о хурритской литературе мы можем судить только по находкам из Хаттусы, Угарита, Эмара и Амарны. Ещ в период бронзы существовали тесные связи между хеттскими, сирийскими, вавилонскими и ассирийскими школами, следовательно, и хурритские писцы были причастны к писцовой культуре, вышедшей за пределы языковых, политических и религиозных границ. Современной историографии известны в основном шумеро-аккадские произведения на хурритском языке.

В Угарите найден экземпляр словарной таблицы, где рядом со столбцом шумерских слов стоит перевод хурритских. Известны переводы вавилонских предзнаменований. Разновидность так называемых премудрых сочинений представлена в Угарите восьмистрочным аккадским текстом в хурритском переводе. Из эпической литературы найден цикл рассказов о раннединастическом царе Урука Гильгамеше, но лишь фрагментарно.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По книге Г. Вильхельма Древний народ хурриты

Эта народность делается не только полноправным жителем Плодородного полумесяца е культура становится буфером между культурами западного, и… Основным центром обособления хуррито-язычного населения становится государство… Автор книги, прочитанной мной Гернот Вильхельм один из лучших хурритологов современности. Он обладает даром писать…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество и Экономика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изобразительное искусство
Изобразительное искусство. Историки не располагают примерами памятников монументального искусства хурритской культуры, но представлены два вида прикладного керамика и цилиндрические печати, замечае

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги