Пьер Абеляр - представитель средневекового свободомыслия

Министерство общего и высшего образования РФ Удмуртский государственный университет Исторический факультет Кафедра истории древнего мира и средних веков Курсовая работа Тема Пьер Абеляр представитель средневекового свободомыслия Выполнила студентка гр.122 Калько МарияПроверил к.и.н. доцент Шишкина Н.Г Ижевск 2002 Оглавление Оглавление 2 Вступление 3 Социально-экономическая и общественно- политическая жизнь франции в конце XI- первой половине XII вв. 5 Жизненный путь Пьера Абеляра 9 Автобиография Пьера Абеляра - История моих бедствий 16 Мировоззрение и философские труды Пьера Абеляра 21 Заключение 25 Литература 26 Вступление Господство религиозных представлений над умами всех слоев феодального общества в течение тысячелетнего периода, отделяющего эпоху Возрождения от классической древности, очень затрудняло развитие атеистической мысли.

Как справедливо заметил Анатоль Франс, в этот период счастливому единодушию паствы несомненно способствовало также обыкновение немедленно сжигать всякого инакомыслящего.

Но и это не могло полностью задушить мысль, пытавшуюся разбить цепи, в которые ее заковало мракобесие. Целью этого и, возможно, последующих исследований является построение схемы развития свободомыслия и выявление основных черт генезиса этого явления. Крупнейшим представителем средневекового свободомыслия был французский философ Пьер Абеляр 1079-1142. В своем трактате Введение в теологию он не побоялся заявить, что либо все религиозные догматы - либо звук пустой, либо они имеют определенный смысл, доступный пониманию разума человеческого. А раз так, истины религии подлежат контролю разума.

Опрометчиво верит тот, кто, не разобравшись, беззаботно удовлетворяется тем, что ему говорят, не взвесив это, не зная, насколько основательны доказательства в пользу сообщаемого. Провозглашая высший авторитет разума, призывая ничего не принимать на веру, Абеляр не остановился перед тем, чтобы заявить Не потому веришь, что так сказал бог, а потому, что ты убежден, что так оно и есть. Единственный разумный путь к достижению истины, утверждал Абеляр сомнение, которое должно быть исходным пунктом при решении любого вопроса.

Сомневаясь писал он мы начинаем исследование, а благодаря исследованию мы приходим к истине. Такая высокая оценка сомнения имела огромное значение для подрыва религиозного мировоззрения.

В сочинении Да и нет Абеляр, подчеркивающий, что из двух противоположных высказываний по одному и тому же вопросу по крайней мере одно ложно, собрал множество цитат из священных текстов, исполненных противоречий. Эти цитаты свидетельствуют, что на вопросы о первородном грехе, о свободе воли, о сотворении мира или его вечности, о вечности творца и на другие коренные вопросы религии святые отцы церкви и даже само святое писание дают диаметрально противоположные ответы.

Так была показана явная ложность многого сообщаемого в текстах, которые религиозное мировоззрение провозглашало непререкаемой истиной. Несмотря на свой рационализм и борьбу свою против догматизма средневекового сознания, Абеляр оставался в плену религиозных представлений. Тем не менее его взгляды, объективно подрывавшие основы религии, вызвали в среде духовенства бурю негодования. В 1121 г. собор в Суассоне объявил эти взгляды еретическими, заставил Абеляра публично сжечь свой трактат и заключил его в монастырь. Свободомыслие пробивало себе путь и в Италии.

В XII в. во Флоренции выступил ряд ученых, выдвигавших эпикурейские, материалистические и антирелигиозные идеи. Но именно Абеляр являлся буревестником свободомыслия, и поэтому мы должны остановиться на его личности и трудах поподробней.

Социально-экономическая и общественно- политическая жизнь франции в конце XI- первой половине XII вв

Прежде чем перейти к непосредственному анализу жизненного пути, мирово... Развитие городов достигло в XII в. немалых успехов и в Северной Франции. Такие города как Руан, Бовэ, Бур... Особенное значение с начала XII в. Церковь господствовала в области образования.

Жизненный путь Пьера Абеляра

Абеляр начал открыто и смело выступать против концепции своего учителя... Увидев это, Абеляр решил перебраться к Парижу еще ближе и перевел свою... Попытка известного в начале XII в. В занятиях и трудах прошли два мирных года 1122- 1123гг Но это спокойс... Но самому Абеляру его переезд в Бретань не принес спокойствия. Соверше...

Автобиография Пьера Абеляра - История моих бедствий

Автобиография Пьера Абеляра - История моих бедствий. Несомненно, что автобиография напомнила лицам, заинтересованным в слуш... Написанная им уже после того, как он пробыл в монашестве более десяти ... Наиболее характерной чертой Абеляра, предстающего перед нами в Истории... Ответ Абеляра на это письмо был очень теплым. Он выражал благодарность...

Мировоззрение и философские труды Пьера Абеляра

Женевьевы, где когда- то, еще в период борьбы с Гильомом из Шампо, име... Еще большее беспокойство с ее стороны вызывало то, что ученики Абеляра... Эти книги читались и переписывались, и таким путем взгляды Абеляра при... В эпоху, когда философия, согласно церковным воззрениям, считалась лиш... Абеляр высказал по этому поводу несколько любопытных мыслей.

литература и книги язычников, т.е. античных философов и писателей не только приводят к лучшему пониманию священного писания, но и помогают утвердить его истину.

Продолжая далее рассмотрение этой проблемы в самом Введении , Абеляр выдвигал следующие положения христианское вероучение должно быть понятным нельзя принимать на веру ни одного положения, не проверив его предварительно с помощью разума невеждами являются все те, которые восхваляют пыл веры, принимающей то, что не доказано прежде разумом. Таким образом, Абеляр выражал здесь точку зрения, прямо противоположную церковной, ибо официальная формула церкви гласила верую, чтобы понимать, а не понимаю, чтобы верить. Положения, высказанные Абеляром о разуме и вере, вызвали бурю негодования у представителей теократической партии. Столь же неверно с точки зрения церкви решал Абеляр вопрос о разуме и церковных авторитетах. Отношения Абеляра к этой проблеме вскрывается лучше всего при ознакомлении с Прологом к его известному труду Да и Нет. Да и Нет состоит из огромного количества цитат, которые Абеляр выбрал из произведений различных церковных авторов, дававших на одни и те же вопросы прямо противоположные ответы.

По-видимому, занявшись изучением богословских вопросов и обнаружив непримиримые и вопиющие противоречия в трудах многочисленных церковных писателей, Абеляр обратил на это свое внимание и решил собрать воедино все противоречивые высказывания.

Сам он не сделал попыток как-либо разрешить обнаруженные им противоречия и передал этот труд непосредственно своим ученикам, указывая, что путем к отысканию истины является сомнение. Нетрудно представить себе, каков был результат подобного выступления Абеляра.

Свой колоссальный труд Абеляр снабдил небольшим Прологом, в котором высказал свое весьма далекое отношение к церковным авторитетам. Хотя Пролог и начинается предостережением, обращенным к читателю- не судить о сочинениях церковных авторов по их первому впечатлению- однако Абеляр тут же отмечает, что в сочинениях этих авторов кое-что кажется явно противоречивым. Абеляр призывает читателей не доверяться слепо тому, что они читают и не соглашаться с суждениями, явно противоречащими друг другу, но, напротив, стараться объяснить попадающиеся в тексте несообразности.

Указывая далее на ряд способов, при помощи которых читатель может попытаться достигнуть этого, Абеляр вместе с тем подчеркивает, что в случаях, когда противоречие остается неразрешимым, всякий имеет право, следуя своему разуму избрать тот авторитет, утверждения которого представляются ему наиболее убедительными.

Абеляр рассматривал труды различных церковных писателей не как выражение абсолютной и незыблемой истины, а как сочинения, в которых встречаются и неточности, и ошибки, и прямые противоречия. Сколь велик ни был авторитет того или иного автора, утверждал Абеляр, разум имеет право отклонять все ошибочное, не подвергаясь за это упрекам. Положения, развитые Абеляром в его Введении в теологию и в Прологе к Да или Нет, были глубоко продуманными, о чем свидетельствует одно из интереснейших ранних произведения Абеляра, написанное также до Суассонского собора - Диалог между философом, иудеем и христианином. Начинается этот Диалог с рассказа Абеляра о том, что ему приснился сон, будто бы к нему обратились три мужа- философ, иудей и христианин- с просьбою разрешить их спор какая из исповедуемых ими религий является наилучшей Абеляр охотно согласился выслушать соображения каждого, заявив, что ни одно учение не является до такой степени ложным, чтобы не заключать в себе какой-нибудь истины. В соответствии с этим положением, как бы определяющим направление всего трактата, Абеляр и излагает далее свое понимание иудейской и христианской религий, а также естественного закона т.е. предписаний разума -у философа.

В Диалоге Абеляр высказывает те же самые мысли по поводу разума и церковных авторитетов, которые были им развиты в Прологе к Да или Нет. Более того, Абеляр заставляет в Диалоге соглашаться с этими мыслями и христианина, который, казалось, был бы обязан самым решительным образом выступить против подобных антицерковных утверждений.

Неудивительно, что положения, высказанные Абеляром по поводу разума и церковных авторитетов, вызвали не меньшую злобу со стороны церкви, чем его заявления относительно веры и разума.

Заключение Несмотря на то, что сам Абеляр был сыном своего времени и не мог полностью отказаться от догматов католической веры, тем не менее, его труды, в которых он выступал за примат разума перед верой за возрождение светского образования и античного наследия его плодотворная педагогическая деятельность и активная борьба против католической церкви и ее служителей- все это позволило Абеляру выдвинуться как одной из самых ярких фигур европейского средневековья.

В.Г. Белинский в своей работе Общее значение слова литература охарактеризовал Пьера Абеляра следующим образом еще в средние века являлись великие люди, сильные мыслию и упреждавшие свое время так, Франция еще в XII веке имела Абеляра но люди, подобные ему, бесплодно бросали во мрак своего времени яркие молнии могучей мысли они были поняты и оценены через несколько веков после их смерти. Литература 1. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М 53. 2. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М 71. 3. Петр Абеляр История моих бедствий.

М 59. 4. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков.