Мировоззрение и философские труды Пьера Абеляра

Мировоззрение и философские труды Пьера Абеляра. Автобиография Абеляра обрывается как раз на тех годах его жизни, которые предшествовали открытому столкновению с главой теократической партии Бернаром Клервоским.

Поэтому об обстоятельствах, сопутствовавших подготовке церковного собора в Сансе 1140г о том, что происходило на этом соборе и о реакции учеников Абеляра на вторичное его осуждение церковью, мы узнаем из других источников главным образом, из современных хроник, из писем Бернара Клервоского и из Апологии схоластика Беренгария, ученика Абеляра. Возвратившись из Бретани в Париж, Абеляр вновь поселился на холме св. Женевьевы, где когда- то, еще в период борьбы с Гильомом из Шампо, имел свою школу, и вновь начал чтение лекций по диалектике.

Как и раньше, лекции Абеляра пожелало посещать большое количество слушателей, и его школа опять стала центром публичного обсуждения богословских проблем, рассматриваемых с философской точки зрения. Открытие новой школы и возобновившаяся преподавательская деятельность Абеляра вызвали немедленную реакцию со стороны церкви, которую больше всего тревожила многочисленность учеников, собравшихся вокруг осужденного ею учителя.

Однако церковь тревожило не только личное общение Абеляра со школярами. Еще большее беспокойство с ее стороны вызывало то, что ученики Абеляра, и прежде всего ваганты, распространяли его сочинения не только во Франции, но и в Италии и в Англии. По-видимому, немалую роль в особенной популярности Абеляра в это время сыграла История моих бедствий. Наибольшей известностью среди школяров и магистров свободных искусств в это время пользовались такие сочинения Абеляра, как Диалектика , Введение в теологию , Этика или трактат Познай самого себя, а также Да и Нет. Эти книги читались и переписывались, и таким путем взгляды Абеляра приобретали все большее распространение.

Но каковыми же были эти взгляды И в чем церковь видела главную опасность, грозившую ей со стороны Абеляра Наибольшую ярость церкви вызывали не богословские заблуждения Абеляра, а его отношение к вопросу о разуме и вере, его постановка вопроса о разуме и церковных авторитетах и, наконец, даваемая им оценка античной философии и светского знания.

В условиях широкого распространения народных ересей и роста освободительного движения городов антиавторитарные тенденции Абеляра казались церкви весьма опасными. Общий дух учения Абеляра делал его в глазах церкви наихудшим из еретиков. В эпоху, когда философия, согласно церковным воззрениям, считалась лишь служанкой теологии, интерес философов к богословским проблемам был естествен и закономерен. Заняться ими решил и Абеляр.

Но обратившись к занятиям богословием, он попытался прежде всего поставить и разрешить целый ряд общих вопросов и посвятил им свое Введение в теологию. Абеляр высказал по этому поводу несколько любопытных мыслей. Он утверждал что христианская вера нуждается в укреплении ее доводами разума что глубины философии облегчают понимание христианской веры и что светская