рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Земские и церковно-приходские школы края

Работа сделанна в 2001 году

Земские и церковно-приходские школы края - Дипломная Работа, раздел История, - 2001 год - Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX веков Земские И Церковно-Приходские Школы Края. В 1870-Х Годах Наряду Со Школами Ми...

Земские и церковно-приходские школы края. В 1870-х годах наряду со школами министерства народного просвещения появились земские школы в Пермской губернии, в том числе и в нашем крае. В Российской империи же усилиями передовых земских деятелей, к числу которых принадлежал известный педагог Н. А. Корф, было достигнуто значительное увеличение количества школ. К примеру, в 1863 году по всей России было 15660 школ не считая школ духовного ведомства, то в 1896 году их было уже 68358. Этот прирост школ надо отнести прежде всего за счет деятельности земств Бачев,1988,с.34 . Рядовая земская школа в России 1870-80-х годов по своим программам и постановке учебного процесса была значительно лучше школ министерства народного просвещения и духовного ведомства.

Земской школе принадлежало ведущее место в распространении среди сельского населения грамотности и элементарных сведений по арифметике, истории и географии.

С 1871 года по 1900 год число школ в Пермской губернии увеличилось с 248 до 1003, а количество учащихся - с 8597 до 74879 человек Прокошев,1976,с.65 . Из 755 школ, организованных земством Пермской губернии, 21 школа была открыта в коми-пермяцких деревнях Соликамского и Чердынского уездов Коньшин,1999,с.38 . Пермское земство считалось передовым, но и у него забота о распространении грамотности среди национальных меньшинств занимала последнее место.

Вообще расходы на школу занимали небольшое место в земском бюджете. Подтверждением выше сказанному следует отметить, к примеру, за первые тридцать лет своего существования Пермское земство израсходовало на народное образование лишь 12 процентов своего бюджета.

Основные средства были отданы на среднее и высшее образование и только 15 процентов на нужды начальной школы, главным образом на школьное строительство. Деятели Пермского земства признавали, что школьная сеть далеко недостаточна для обучения детей, живущих во всех населенных пунктах Пермской губернии.

Обсуждая в 1898 году вопрос о введении всеобщего обучения, они выдвинули предложение организовать подвижные школы Прокошев,1976,с.8 . В докладе Пермской губернской управы губернскому земскому собранию говорилось, что нужно открыть подвижные школы с таким расчетом 4 года школа существует в одном селении и ее посещают дети от 7 до 14 лет учитель подготовляет два выпуска, первый-малый, второй-большой, и переселяется в другую школу через 4 года из второй школы переходит опять в первую и т. д. Такие подвижные школы предполагалось создать в пос. Гайны и в д. Кекур современный Кудымкарский район Прокошев,1976,с.8 . Сеть подвижных школ, точнее кочующих учителей, и система периодического обучения поколений, отделенных друг от друга четырьмя годами - вот к какому решению пришли земские деятели Пермской губернии в конце XIX века. Первые сведения о деятельности земства среди коми-пермяков относятся к 1868 году, когда было открыто начальное народное училище в селе Архангельском Бачев,1988,с.45 . Архангельское начальное народное училище - одна из старейших школ округа. О времени открытия школ в других селах данных не сохранилось.

Известно только, что в 1877 году было открыто двухклассное училище в селе Юрла Бачев,1988,с.46 . К 1887 году в Коми- Пермяцком крае было 21 земское училище.

Они находились в Юрле, Мошево, Юксеево, Усть-Зуле, Кочево, Юме, Гайнах, Архангельском, Белоево, Верх- Иньве, Верх-Юсьве, Егве, а в Ошибе, Куве, Кудымкаре, Купросе и Юсьве было по два народных училища - мужскому и женскому Прокошев,1976,с.69 . Одновременно с Пермским земством школами занималось и церковное ведомство - синод.

Оно до 1890 года открыло на коми-пермяцкой территории всего четыре школы - Отевскую и Пешнигортскую 1885 , Жеребцовскую и Верх- Сервинскую 1888 Струминский,1911,с.32 . Все эти школы функционировали на территории современного Кудымкарского района. Однако, если в 70-80 годах земство по количеству открытых школ обгоняло синод, то в последнее десятилетие XIX века картина резко изменилась.

Царское правительство решило вытеснить земскую школу, заменив ее церковной. В 1884 году вышло положение о церковно-приходской школе, как основной школе сельской местности. Над земскими школами был усиленный контроль инспекторов, цензура резко ограничила выпуск учебников, которые писались земскими деятелями народного просвещения, ряд земских школ был закрыт Бачев,1988,с39 . Все же земские школы, на всем протяжении их исторического существования в Коми-Пермяцком крае, были главными очагами распространения грамотности и элементарных знаний из области различных наук. Программы и учебные планы земской школы для своего времени были передовыми. Через земскую школу, ее программы, учебники, руководства преподавателей учителя края знакомились с идеями таких выдающихся представителей русской педагогической мысли, как К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, Н. А. Корф и других Прокошев,1976,с.25 . В Коми - Пермяцком крае большинство земских школ имело трехлетний срок обучения и только немногие были четырехгодичными. Школы с четырехгодичным курсом обучения находились в крупных населенных пунктах Белоево, Верх-Иньве, Купросе Бачев,1988,с.43 . Но даже и земская школа не отвечала нуждам пермяков и не давала детям знания об окружающем мире. К примеру, учебная программа школы включала ниже следующие разделы.

На изучение связанных с культом предметов закон божий, старославянская церковная грамота в плане отводилось 4 часа, фактически же на это уходило больше времени, если учесть, что до начала уроков, во время большой перемены и после уроков для всех учащихся было обязательным изучение и пение молитв Зубов,1988,с.76 . Примерный типовой учебный план земской школы выглядел так Закон божий -2часа Чтение старославянских текстов -2часа Письмо -6часов Чтение -6часов Арифметика -6часов Чистописание -2часа Пение -1час Рукоделие -1час Всего 26часов Письмо и чистописание заключалось в изучении правил каллиграфии с некоторыми элементами грамматики.

Каллиграфия занимала первое место.

Арифметика сводилась к изучению четырех действий с целыми числами в пределах тысячи.

Чтение было объяснительное. Этот предмет преподавался ежедневно и включал элементы сведений по истории, географии и естествознанию Зубов,1988,с.77 . Для исследуемого периода данные программы земских школ, на мой взгляд, были прогрессивными. 0сновное направление в развитии народной школы в России дал великий русский педагог XIX века, отец русской педагогики К. Д. Ушинский, выдвинувший идею народности - наиболее полное и всесторонее отражение в педагогической теории и практике истории, культуры и требований народа.

Ушинский считал, что народность - это основа воспитания. Свой народ, его историю, культуру учащиеся познают через родной язык. В светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа - писал К. Д. Ушинский. Он глубоко понимал, что воспитание без обучения невозможно.

Обучение следует начинать с грамоты. Он дал тщательную разработку звукового метода обучения грамоте, составив на его основе азбуку и первую книгу для чтения - Родное слово. Для учителей и воспитателей было написано Руководство по преподаванию по Родному слову Прокошев,1976,с.5 . В коми-пермяцкой школе широко использовались такие замечательные учебные пособия, как книги К. Д. Ушинского Родное слово и Детский мир, принятые земской школой в качестве учебников по русскому языку.

В своем руководстве к преподаванию по Родному слову К. Д. Ушинский дал основные методические указания о преподавании родного языка. Простота и доступность методики обучения, разнообразие и занимательность учебного материала, самостоятельность детей при его изучении - вот главные советы великого педагога. Наряду с учебниками К. Д. Ушинского Родное слово и Детский мир в земской школе использовались также Азбука и I, II, III, IV Книжки для чтения Л. Н. Толстого Азбука и В школе и дома Н. Ф. Бунакова Букварь и Наш друг Н. А. Корфа Первая учебная книга И. И. Паульсена.

Все эти были лучшие учебники и учебные пособия того времени. Их авторы - выдающиеся русские педагоги-методисты Прокошев,1976,с.7 . Методы обучения значительно отличали земскую школу от церковно-приходской, в ней более широко применялся принцип наглядности. Земские школы имели и применяли такие наглядные пособия, как разрезная азбука, арифметический ящик, шведские счеты, образцы русских и метрических мер, глобусы, карты, картинки по развитию речи, картины по естествознанию и истории, коллекции минералов, насекомых, технических культур лен, конопля, модели сельскохозяйственных орудий.

Наглядность особенно помогала учителю на уроках объяснительного чтения, где учащимся, главным образом, и сообщались элементарные сведения по истории, географии, естествознанию Коньшин,1999,с.32 . Организационная и методическая работа была хорошо поставлена в Тиминской, Архангельской, Купроской школах.

В Тиминской школе до 1917 года работала одна из старейших учительниц Коми-Пермяцкого округа О. Ф. Матлина-Козлова, награжденная в 1939 году орденом Трудового Красного знамени, а в 1943 году - орденом Ленина. В Архангельской земской школе работали известные впоследствии учителя Д. А. Баяндин и А. А. Баяндина, а в Купросской - В. А. Швецов Бачев,1988,с.29 . С конца 1899 года на школы Коми-Пермяцкого края была распространена система Н. И. Ильминского, прфессора Казанской духовной академии, которая способствовала повышению грамотности среди нерусских народов, в том числе и пермяков, и приобщила их к богатой русской культуре. В конце XIX века церковно-приходские пермяцкие школы преобразовались в четырехгодичные.

Преподавание всех предметов в них осуществлялось по системе Ильминского в младшем отделении первые два года - на пермяцком языке, а в старшем - на русском языке. Преподавали учителя из коми-пермяков и русских, владеющих пермяцким языком Зубов,1993,с.18 . Внося коренные изменения в методику преподавания, система Ильминского ничего не изменила в программах низших церковно-приходских школ. По прежнему большая часть учебного времени отводилась на закон божий, чтение древнеславянских текстов церковных книг, изучение молитв и церковных песнопений.

Недельное количество часов, предусмотренное учебным планом для церковно-приходских школ, распределялось по системе Ильминского следующим образом Закон божий -4часа Славянское чтение -2часа Счисление -6часов Чтение гражданской печати -6часов Чистописание - 2часа Письмо -6часов Всего -26часов Учебники и учебные пособия, разрешенные для церковно-приходской школы, были составлены в духе активной проповеди догматов церкви.

В целом они носили реакционный характер и не имели ничего общего с наукой. Основными учебными пособиями были Книга священного чтения , Начальные уроки закона божьего , Молитвенник. Для обучения грамоте использовалась Азбука, составленная Ильминским Бачев,1998,с.35 . Арифметика в нерусских школах не преподавалась.

Ее, по системе Ильминского, заменяло счисление - изучение четырех действий над целыми числами в пределах ста. Ученики производили действия как в уме, так и на бумаге. На последнем году учения их знакомили с прстейшими вычислениями по измерению площадей. В преподавании счисления учителя церковно-приходских школ использовали методы учителей земской школы. Так, на уроках счисления широко применялись шведские счеты. Самым пргрессивным элементом системы Ильминского явилась методика обучения русскому языку через посредство родного языка.

Допуская в школу коми-пермяцкий язык, учитель неизбежно должен допустить и учебник, написанный на коми-пермяцком языке Прокошев,1976,с.12 . Для обучения чтению в младшем отделении церковно-приходской школы использовался пермяцкий букварь Е. Е. Попова, построенный на основе изучения звуков и букв русского алфавита посредством пермяцких слов. Для каждой изучаемой русской буквы была подобрана группа пермяцких слов, которые складывались из букв разрезной азбуки учителем или учениками и выставлялись на доске.

Другим методом изучения азбуки была запись группы пермяцких слов под диктовку учителя, причем учитель сразу же давал перевод этих слов на русский язык. Читать русские слова целиком учащимся не давали читать до тех пор, пока они не изучили всех букв русской азбуки. Перевод был предназначен главным образом для учителей, не знакомых с пермяцким языком Бачев,1991,с.48 . Первые уроки, таким образом, посвящались упражнению учащихся в чтении букв русской азбуки и знакомству с русскими названиями отдельных предметов. Изучение букв Л, Ф, Х, Ц, Щ было отложено на самый конец, так как соответствующих звуков в пермяцком языке нет Зубов,1993,с.76 . После чтения и перевода специально подобранных пермяцких слов и кратких выражений ученики переходили к чтению и переводу слов и кратких предложений, помещенных во втором, этимологическом отделе азбуки Е. Е. Попова.

При этом учителя обращали внимание на отличие грамматических форм пермяцкого языка от русского, особенно тех, которые затрудняли изучение последнего коми-пермяками. Третий отдел книги Попова был составлен из рассказов на коми-пермяцком языке.

Чтению этих рассказов отводилось не менее двух-трех месяцев. Взятая в целом, эта методика должна была подвести ученика к изучению русского языка, однако и для овладения родным языком она давала многое в течение первых двух лет он занимался только на родном языке, причем учителя знакомили его с некоторыми грамматическими формами, присущими этому языку Баталова,1998,с.18 . После трех месяцев обучения по такой методике ученики приступали к чтению русского текста.

В церковно-приходских школах обычно брали Книгу для чтения Н. А. Одинцова первый год обучения. Упражняясь в чтении, ученики практиковались в русском разговоре по содержанию читаемых русских статей до тех пор, пока они совершенно не овладевали содержанием их, пока не достигали русского пересказа статей с полным разумением. К концу второго года обучения дети настолько научились понимать русскую речь, что с третьего года уже не прибегали к помощи пермяцкого языка Прокошев,1976,с.13 . В старшем отделении церковно-приходской школы ученики проходили Книгу для чтения Н. А. Одинцова второй год обучения, пропуская трудные и, сокращая длинные статьи, заучивали наизусть стихотворения и занимались письменными упражнениями в правописании, используя или книгу Н. А. Одинцова или курс правописания П. А. Некрасова.

Изучение русского языка шло параллельно с изучением коми-пермяцкого.

Одновременно с этими двумя живыми языками изучался и мертвый, старославянский. Такое нагромождение языкового материала на первых ступенях учения было вредно не овладев, как следует одним языком, ученики переходили к другому. В результате школа не давала прочных знаний ни по одному языку. Элементы русской грамоты и зачатки коми-пермяцкой грамоты - вот все полезное, что мог получить ученик церковно-приходской школы Бачев,1991,с.49 . Учебный процесс в земской и церковно-приходской школах организовывался так, что начала и конца учебного года в школах точно установлено не было. Занятия начинались в школах между 1 и 15 сентября, а зачастую и еще позднее.

Были случаи, когда школы начинали заниматься в октябре-ноябре. Продолжительность учебного года в церковно-приходских школах составляла от 109 до 160 учебных дней, а в земских - от 130 до 163 дней. Число учебных дней нередко было еще меньше из-за плохой погоды, буранов, разлива рек весной, когда ученики не могли попасть в школу.

Школьники отпускались на несколько дней во время вывозки навоза на поля Зубов,1993,с.76 . Много учебного времени отрывали религиозные праздники и царские дни, в которые вести занятия категорически в школах запрещалось. Процент охвата детей школами как церковно-приходскими, так и земскими был в крае очень невысок, причем процент обучавшихся девочек был ничтожно мал. Так, в 48 школах духовного ведомства в Соликамском уезде в 1899-1900 учебном году числилось 1748 мальчиков и 510 девочек Прокошев,1976,с.4 . В коми-пермяцких волостях Соликамского уезда в 1906-1907 учебном году и 33 школах духовного ведомства обучались 1031 мальчик и лишь 154 девочки.

Например, в Волпинской церковно-приходской школе обучались 31 мальчик и одна девочка Бачев,1991,с.43 . Земские школы в нашем крае помещались в зданиях, построенных по единому типу. Школа имела две классные комнаты, учительскую, квартиру для заведующего школой, кухню, в которой обычно жила школьная прислуга, прихожую и уборные.

Необходимо указать, что здание школы земство часто строило значительно позже открытия школы. Школы по несколько лет находились в совершенно неприспособленных для учебных занятий помещениях. Материальная бедность церковно-приходских и земских школ, непродолжительность учебного года, частые пропуски детьми учебных занятий, ограниченность содержания школьной работы приводили к тому, что школа давала пермяцким детям непрочные, неглубокие, самые элементарные знания.

Передовая часть коми-пермяцкого учительства хорошо понимала это и вела борьбу за коренную перестройку работы школы, добиваясь, прежде всего, права преподавать на родном языке. Осуществить эти желания удалось только с образованием нашего округа после 1925 года Прокошев,1976,с.15 . Подготовка учителей для земских школ края велась в учительских школах, которые открывались некоторыми земствами, учительских семинариях и учительских институтах.

Но значительное количество учителей специальной подготовки не имело Бачев,1988,с.44 . Преобладание русских учителей в земских школах Коми-Пермяцкого края сохранялось вплоть до образования КПНО. Русские учителя земской школы в своем большинстве были уроженцами Пермской губернии и хорошо знали местные условия, часть их владела коми-пермяцким языком. Учителя коми-пермяки Д. А. Сысолетин, уроженец с. Верх-Иньва, А. С. Федосеев, уроженец с. Кочево, Д. А. Хорошев, уроженец д. Мелюхино, Е. Е. Попов, уроженец д. Кекур, происходили из крестьян.

Все они закончили Соликамское уездное училище. Эта небольшая группа была первым отрядом народных учителей края Зубов,1993,с.77 . Усвоив прогрессивные идеи русской педагогической мысли, эти учителя много сделали для развития коми-пермяцкой школы. Учитель Кудымкарского земского училища Е. Е. Попов был видным деятелем народного просвещения в Пермской губернии. Он оставил заметный след в истории коми-пермяцкой школы как педагог, методист и автор учебников Зубов,1993,с.77 . Плохо подготовленных учителей в школах духовного ведомства было много, увольняли их также часто Прокошев,1976,с.16 . Отсутствие учителей служило поводом для закрытия школ. В рапорте от 9 ноября 1894 года Пермскому епархиальному училищному совету наблюдатель школ благочинный священник Яков Шестаков - видный исследователь края, заявил, что Юсьвинская двухклассная церковно-приходская школа за неимением способных лиц в причте Юсьвинской церкви к преподаванию предметов, кроме закона божия, должна прекратить свое существование и просит отделение ходатайствовать перед епархиальным училищным советом о разрешении передать все учебные пособия школы в школу грамоты в Захаровском приходе Ошибской церкви Бачев,1991,с.45 . Материальное положение земского учителя было несколько лучше, чем положение учителя школы грамоты и церковно-приходской, но и оно оставалось тяжелым.

Максимальная ставка учителя была 420 рублей в год, но получали ее очень немногие.

Размеры учительских окладов определяло земство в зависимости от разряда школы.

В 1900 году постановлением земских собраний все школы Пермской губернии были разбиты на 7 разрядов. К первому разряду относились школы, где было свыше 200 учащихся, ко второму - школы с контингентом свыше 170. Учитель школы первого разряда получал 420 рублей, а учитель школы седьмого разряда - всего 300 рублей в год, то есть 25 рублей в месяц. Большинство школ Пермяцкого края относились к седьмому разряду Бачев,1991,с.76 . В земских школах седьмого разряда и почти во всех церковных школах учитель, как правило, был один, так что ему приходилось вести все классы.

Кроме учебной работы на учителя ложилось все хозяйство школы, которое доставляло много хлопот и неприятностей Прокошев,1976,с.18 . Квартирой учителю иногда служила та же самая классная комната, в которой он вел занятия. Лучше обеспеченные учителя иногда переводили школу к себе на квартиру. Я, слава богу, перестроила свой дом и занимаюсь в своем доме уже второй год, теперь не тесно и не темно, как было в часовне, 5 окон большие и классная комната тоже большая и еще есть маленькая писала в одном из прошений на имя начальства учительница Мальцевской школы П. Плотникова на перестройку дома издержала 150 рублей своих собственных.

Квартирные не получала ниоткуда ни от общества, ни от церкви, ни от отделения. Можно меня назвать учительницей и попечительницей все достаю сама, отопление и освещение за свой счет Зубов,1993,с.48 . Нормальной учебной нагрузкой для учителя как земской, так и церковной школы считалось одновременное проведение занятий с 60 учащимися.

Постановлением Пермского епархиального училищного совета от 9 июня 1908 года было определено Признать высшею нормою учащихся в церковных школах Пермской епархии при одном учителе или учительнице 60 человек, при большем же числе учащихся назначать помощника или помощницу в том случае, если отделение располагает на этот предмет свободными средствами Прокошев,1976,с.19 . Земские и церковно-приходские школы в исследуемый период сыграли прогрессивную роль в развитии образования в Коми-Пермяцком крае. Именно в это время заложена основа обучения на родном пермяцком языке, которая в последствии оказала большую роль для становления коми-пермяцкого национального образования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX веков

Согласно данных первой Российской переписи населения Российской империи в Пермской губернии проживало 92112 коми-пермяков. В том числе зюздинцев -… В конце XIX века выделяются четыре этнографические группы коми пермяцкого… В крае повсеместно применялся кабальный труд пермяков на графских заводах и рудниках.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Земские и церковно-приходские школы края

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава I.Исторические предпосылки зарождения грамотности у пермяков
Глава I.Исторические предпосылки зарождения грамотности у пермяков. Миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми-азбуки. На формирование и развитие культурных ценностей коми

Глава II. Роль земских и церковно-приходских школ в развитии образования
Глава II. Роль земских и церковно-приходских школ в развитии образования. История коми-пермяцкого народа тесно связана с историей великого русского народа, сыгравшего в его судьбах пргрессивную рол

Создание и роль заводских школ
Создание и роль заводских школ. В исследуемый период немаловажное значение в распространении грамотности в крае сыграли заводские школы. Они появились несколько раньше, чем земские и церковно-прихо

Глава III. Развитие народного образования в первой трети XX века в Пермяцком крае
Глава III. Развитие народного образования в первой трети XX века в Пермяцком крае. Трагедией многих народов окраин России было отсутствие национальной письменности, книг на родном языке, учителей.

Ликвидация неграмотности в крае
Ликвидация неграмотности в крае. После образования округа на I съезде Советов в 1925 г. была образована Окружная инспекция по народному образованию. Первым заведующим инспекции был утвержден учител

Список использованной литературы и источников
Список использованной литературы и источников. Архивные материалы Государственный Архив Коми-Пермяцкого автономного круга - Фонд 2. Оп.1. Д.2. Л.4-6 - окрисполком - Фонд 3. Оп.1. Д.4. Л.1-3 - окрис

Список сокращений
Список сокращений. АН - академия наук. 2. ГАПО - Государственный архив Пермской области. 3. Д - дело. 4. ИОАИЭ - Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском униве

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги