Раскол православия. Никонианство, как духовная основа прозападных преобразований в России

Морской Государственный Университет Организация перевозок и управление на морском транспорте Кафедра истории и философии Контрольная работа по курсу История Раскол православия.Никонианство, как духовная основа прозападных преобразований в России Выполнилкурсант 1-го курса заочного факультета Коняхин Павел Геннадьевич Специальность 300-209 Vladivostok 2001 ПЛАН РАБОТЫ Введение 3 Глава 1. Раскол в православии 4 Глава 2. Никонианство и старообрядничество в контексте начала модернизации России 9 Заключение 13 Список использованной литературы 14 Введение Важнным фактором истории русской культуры в XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом реформы патриарха Никона.

Она должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в обрядах, подывавшие авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум.

Однако было не ясно, что брать за основу давние переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные до падения Константинополя в 1453 году, или сами греческие тексты, в том чиле исправленные после падения Константинополя. По указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при чем в них появились разночтения с древними славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для раскола. Все нововведения касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.

Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с ростом государственного вмешательства в дела общества, с усилением контактов с заграницей, со всем тем, что казалось и несоответствующим традиционному идеалу правды. Таким образом, в расколе столкнулись три тенденции государственная предствленная царем Алексеем Михайловичем и его окружением, в рамках которой, церкви отводилась сугубо подчиненная роль государственно-церковная, в традициях классического иосифменства старообрядцы теократическая, основанная на стремлении поднять церковную власть над светской, сделать церковь главным действующим лицом политической истории Никон. Глава 1.

Раскол в православии

2 Богданов А.П. Раскол в православии. Тенденция к огосударствлению всей жизни общества в известной мере затр... . Этому согласию препятствовали, по мнению московского патриарха, многоч...

Никонианство и старообрядничество в контексте начала модернизации России

Для протестанта повседневный труд приобретал особый, духовный смысл, т... Их идея спасения сугубо индивидуалистична каждый спасается в одиночку. опереться на традицию, но не московскую, а вселенскую, за которую патр... Старообрядцы надеялись, что московское царство станет некой империей д... Выиграло только государство, которое при младшем сыне царя Алексея, Пе...

Заключение

Заключение В борьбе двух церковных сил поражение потерпели и никонеане, и старообрядцы. Выиграло только государство, которое при Петре Первом, по существу поглотило Церковь и превратилось в могущественную империю.

Старообрядцы, обращаясь к минувшему, пытались решить насущные проблемы XVII столетия, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Но их попытка сохранить веру своих отцов в условиях безмерного раздвижения границ формирующейся империи, неизбежных контактов с иноверцами, в условиях проникновения в Россию латинской образованности и западных веяний путем самоизоляции, бегства из этого мира зла была обречена на провал. В то же время, способствуя распространению грамотности, становлению корпоративной морали купечества, нерушимого купеческого слова, старообрядчество создавало инструменты модернизации, но при этом само же ставило препятствия самоизоляция, замкнутость старообрядческой общины, отвращение ко всему иноземному на пути их совершенствования и эффективного использования.

Новаторство Никона было столь же эфемерным, как приверженность старине его противников. В его реформаторской деятельности, как уже отмечалось, не было новых идей. В никоновских преобразованиях берет начало роковая для России деформация ценностей, когда истина подчиняется принципу целесообразности и мерилом достоинства становится польза.

Новизна реформы Никона не в западничестве, но в секумеризации, то есть в освобождении человека от обязанности поиска истины во имя преходящих результатов ткущей деятельности. Раскол стал одной из причин того, что губительные для старой России петровские преобразования не встретили сомкнутого сопротивления и веками складывавшаяся традиция была так легко сломлена, а Церковь была подчинена государству в лице Священного Синода.

Список использованной литературы

Список использованной литературы Богданов А.П. Перо и крест. Русские писатели под церковным судом. М 1990. 1. Исаев И.А. История государства и права России. М 1994. 2. Ключевский В.О. Соч. В 9т. М 1987 1990. Т.3. 3. Флоровский Г Пути русского богословия. Киев.1991.