Реформация в Европе

МПС РФ СГУПС Кафедра Истории и Политологии Курсовая работа Тема Реформация в Европе Выполнил студент второго курса Гусев А. О. Факультет МЭиП, группа СКС-211 Проверил Кандидат исторических наук Балахнина М.В. Новосибирск 2002 Содержание - Введение. -3 Католическая церковь в 14-15вв. и причины Реформации. -5 Начало Реформации. -8 Протестантская церковь. -11 Радикальная реформация. -15 Народная Реформация и секта анабаптистов. -16 Крестьянская война в Германии 1524-1525гг. -17 Кальвин и кальвинисты. -22 Реформация в Англии. -24 Реформация в Нидерландах. -26 Лидеры Реформации. -29 Контрреформация. Религиозные войны. -32 Общество Иисуса и иезуиты. -41 Заключение. -42- Введение.

Актуальность. Реформация латинское преобразование - общепринятое обозначение общественно - религиозного движения начала 16в охватившего почти всю Европу.

Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали, религии, философии, идеологию гражданского общества, заложив исходные принципы взаимоотношений индивида, группы и социума. Реформация стала духовным ответом на кризис, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией 16в. Хотя явление Реформации оставило огромный отпечаток в мировой истории и носило глобальный, общеевропейский, характер, не многие современные люди интересуются Реформационным движением в Европе, а некоторые даже не знают что это такое! Конечно, 16в. и современность разделяет огромная пропасть, но не смотря на неё, Реформация протянула свои корни из глубины веков к каждому из нас. Она во многом воспитала основы деятельной, активной личности, а также сегодняшнее отношение к религиозной вере и труду.

Кроме того религия по-прежнему занимает значительное место в нашей жизни, а вместе с развитием общества неизбежными становятся религиозные реформы, поэтому было бы опрометчивым забыть опыт предков, приобретенный столь дорогой ценой.

Историография Реформации. Западная историография посвятила Реформации огромную литературу. Историей Реформации занимаются многие общества по истории религии и церкви, а также специальные общества по истории Реформации в Германии и США, на нескольких языках издается специальный журнал Archiv fur Reformationsgeschichte.

Наибольшее внимание западных исследователей привлекает Реформация в Германии точнее - исследование теологии М. Лютера, кальвинизм, христианский гуманизм особенно Эразм Роттердамский. Наблюдается большой интерес к народным течениям реформации, в частности к анабаптизму. Но для западной историографии до 20в. пресуще то, что большое внимание направляется на исследование теологических проблем. Другое направление, особенно характерное для немецкой протестантской историографии и восходящее к Л.Ранке, связывает Реформацию с историей государства, в западно-германской историографии 20в. крупнейший представитель - Г.Риттер.

Многие представители этого направления именно Реформацию провозглашают началом эпохи новой истории. Наконец в начале 20в. в западной науке возникло направ-ление, которое устанавливает связь между Реформацией и социальными изменениями эпохи. Религиозно-социологическая теория М. Вебера о роли протестантской прежде всего кальвинистской этики в формировании духа капитализма вызвала в науке интенсивную полемику.

Связь Реформации с общим социально-экономическим развитием эпохи подчеркивается в работах таких по существу разных исследователей, как немецкий теолог Э.Трёльч, французский историк А.Озе, английский историк Р.Тоуни. Марксистская историография в общих оценках Реформации отталкивается от характеристики, данной основоположниками марксизма, увидевших во всей совокупности социальных движений её первый акт европейской буржуазной революции.

При этом наиболее интенсивно изучается народная Реформация в Германии, частично Нидерландах, Польше. Современные иследователи все же склонны рассматривать Реформацию как религиозно-социальное движение, а не как неудавшуюся буржуазную революцию. Источники. Процесс Реформации сегодня изучен достаточно хорошо, что обусловлено обилием источников и сведений, расказывающих о том периоде. К ним относятся множество документов того времени, такие как Нантский эдикт 1598г. или письмо М. Лютера К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства 1520г Индекс запрещенных книг, изданный папой римским Павлом 3. Кальвин - Наставления в христианской вере и комментарии к Библии, М.Лютер - тезисы, перевод Библии на немецкий язык и литургические тексты и католических теологов.

Кроме того до нас дошли литературные произведения Эразм Роттердамский Похвала глупости, Божественная комедия великого Данте. Также в число письменных памятников Реформации входят исторические хроники, в том числе католической церкви.

Конечно представления о том времени были бы не полными без материальных источников из которых мы имеем представление о скромности протестантских церквей и богатстве католических.

Католическая церковь в

Они все больше думали о сегодняшнем дне, о земной жизни, а не о загроб... Второй пункт предусмат-ривал уничтожение монастырей и замков и перенес... Самое страшное - прослыть неудачником. Кальвинист это тщательно скрыва... Основатель кальвинизма. Собравшиеся на Тридентском соборе теологи и епискипы посвятили сотни ч...

Заключение. В странах, где победила Реформация церковь оказалась в большой зависимости от государства, пользовалась меньшей властью, чем в католических государствах, вследствие проведенной секуляризации потеряла свою экономическую мощь. Все это облегчало развитие науки и светской культуры.

В результате Реформации вся Европа стала расколотой на две части. Католическая церковь перестала быть церковью всей Западной Европы. Из нее выделилось самостоятельное мощное религиозное направление - протестантизм - третье направление в христианстве. Протестантизм выработал функционирующую сегодня в сознании миллионов людей особую этику - этику труда, экономической деятельности, договорных отношений, аккуратности, бережливости, педантизма, т.е. бюргерских добродетелей, вошедших в плоть, кровь и повседневный быт стран Западной Европы и Нового Света. Становившаяся все более влиятельной буржуазия получила дешевую, простую и удобную религию, отвечавшую интересам этого класса.

Такая религия не требует больших денег на строительство дорогих храмов и обслуживание пышного культа, что имеет место в католицизме.

Она не отнимает много времени для молитв, паломничествак святым местам, других обрядов и ритуалов. Она не стесняет жизнь и поведение человека соблюдением постов, выбором пищи и т. д. Она не требует каких-либо внешних проявлений своей веры. Такая религия вполне устраивает современного делового человека. Разделение европейского христианства после Реформации. Список литературы 1 Религиозные традиции мира. Москва. изд. Крон-пресс 1996г. том 1. 2 Всемирная история. Москва. 1997г. том 10. 3 Христианство.

Янг Джордж. Москва. 2000г. 4 Культурология для технических вузов учебное пособие. Ростов на Дону. 2001г. 5 Культурология учебное пособие для вузов. Д.А.Силичев. Москва. Изд. Приор 1998г. 6 Детская энциклопедия. Москва. Изд. Академии педагогических наук РСФСР . 1961г. том 7 7 БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Москва. Изд. Советская энциклопедия. 1975 г. 22 том 8 СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Москва. Изд. Советская энциклопедия. 1969 г. 12 том.