рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ содержания монографии по главам

Работа сделанна в 1990 году

Анализ содержания монографии по главам - Лекция, раздел История, - 1990 год - Рецензия на монографию по истории древнего мира И.М. Дьяконова "Люди города Ура" Анализ Содержания Монографии По Главам. В Данной Книге Речь Идет Об Од...

Анализ содержания монографии по главам.

В данной книге речь идет об одном очень древнем городе Нижней Месопотамии, хотя и не о его первых временах к той поре, о которой здесь рассказывается, в Нижней Месопотамии прошло уже более тысячи лет существования городов и государств 1. Данная глава начинается с социально-экономической, политической оценки развития общества Месопотамии, которое по мысли автора, развивалось иначе, чем в других древних странах 2 кроме Египта, в период, предшествующий началу господства 3 династии Ура с 2111 г. до н. э. В то время, как отмечает автор, непомерно вырос царский сектор хозяйства, включавший и хозяйство храмов он-то и поглотил едва ли не большую часть сельскохозяйственных территорий и вс ремесло, тоже касается и обмена, который был целиком в руках царских агентов тамкаров. Однако Дьяконов И. М. Не располагал данными о том, что и при 3 династии Ура общинно - частный сектор вс же не вовсе был вытеснен царским хозяйством или поглощен им. В протоколах судебных процессов упоминается городской старейшина, который непосредственно относится к структуре общинного самоуправления.

Отсюда автор делает вывод, что общины с какими-то правилами существовали и при династии Ура, причм эти права касались местного самоуправления. Дьяконов И.М. отмечает деспотичность и жестокость этой династии.

Но несмотря ни на что автор говорит о процессе расселения жителей за пределы городов. 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.2 Тамже Это явление было невозможно в предшествующий раннединастический период - период войн между собой всех отдельных мелких номов.

Город не представлял собой нечто особенное, так как царский сектор настолько доминировал во всех отраслях экономики при 3 династии Ура, что именно он определял лицо нижнемесопотамского города того времени.

Автор говорит о том, что город этот если и заслуживал внимания то только благодаря культуре вавилонской, оказавшей влияние на культуру всего человечества 1. Начало 2 тысячелетия до н.э время этой эпохи, которая рассматривается в данной книге.

Хотя 3 династия Ура оказала большое влияние на данный период, но положение в Нижней Месопотамии очень изменилось, по сравнению с предшествующей эпохой.

Но пережитки ещ сохранились, так как речь идт не о процессе становления города, растущего естественным путм из более ранних общинных структур, а об образовании города особого типа, возникшего в результате крушения почти полной хозяйственной монополии деспотического царского хозяйства, которая господствовала здесь в предшествующий период 2. Далее автор рассказывает об истории царя Ибби-Суэна, его полководца Иссиби Эрру, о событиях 2025-2004 гг падении 3 династии Ура, Урского государства под ударами аморейских западно-семитских скотоводческих племн, нашествии эламитов 2003 - 1196 гг до н. э их уходе и оставлении ими древней столицы царям Иссина, которые с того времени стали е понемногу отстраивать.

Ниппур становится культовым центром. 100 - 150 лет спустя в Нижней Месопотамии можно встретить частные мастерские и частную торговлю. Система пайков была заменена раздачей царскохрамовой земли в частные владения.

Войско в основном 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.10 2 Там же состояло из намников - амореев. Иссиме Даган-царь Иссмена 1953-1935 гг. до н.э. сыграл большую роль в истории Ура. Он назначил в Ур в 1927г. до н.э. верховной жрицей свою дочь Эн-Анатум. В 1932 г. Гунгунум объявил себя в Ларсе царм. Он был потомком вождя южных амореев, которые после событий 2025-2004г. до н.э. стали селиться в городе Ларса, не оспаривая власть иссимских царей. Примеру Гунгунума вскоре последовали другие вожди аморейских племн. В течение 7 лет они захватили власть в Нижней и Верхней Месопотамии и в Сирии, точнее в городах ранних районов.

Однако в первой половине 18 в. до н.э. Эти города за исключением Янхада были объединены под властью Хаммурапи вавилонского. Период правления амореев отмечен появлением международной торговли, которой теперь занимались владельцы общинной земли, ростом частного хозяйственного сектора, при этом основой подлинной собственности на недвижимость было членство в общине.

Растет значение общинных органов самоуправления. Храмы возвращают себе положение центров своих общин, они получают значительную самостоятельность от царской власти, распространение получает купля-продажа храмовых должностей. Старо-вавилонский период в истории Нижней Месопотамии был временем расцвета рабства, причм раба лишали права свидетельствовать в суде. В это время появляется небольшой внутренний рынок широко расцветает ростовщический кредит в Ларсе, но не в Уре широко распространена купля-продажа финиковых ПЛАНтаций, а также полей.

Купля земли в царстве Ларсы по большей части была запрещена. Земля считалась собственностью богов и общины. От общины обособились храмы и дом царя. Продажа земли, закабаление и обезземеливание бедноты считается нежелательным. Общество Ларсы делится на три класса 1 класс, пользовавшийся эксплуатацией рабского и иллотского труда это царская семья и круг царских приближенных, которые жили за счет доходов с царского хозяйства и дележа налогов, верхушка храмового хозяйства и частные лица, члены городских сельских общин, имевшие рабов и эксплуатировавшие рабский труд 1 2 класс, не эксплуатирующий никого и не эксплуатируемый это земледельцы, организованные в большие семейные общины, и ремесленники 2 3 класс эксплуатируемых это собственно рабы и иллоты.

Дьяконов И. М. считает, что существующие сословия в царстве Ларсы обозначали по аналогии с царствами Эмнуны. Автор выделяет два таких сословия 1 все те люди царские и храмовые, которые были обязаны материальными поставками, включая иллотов, но исключая прямых рабов 3 2 все, кто обладал или по праву мог обладать недвижимой собственностью в составе городской или сельской общины 4. Таков социальный строй в концепции Дьяконова. Далее в первой главе перед нами развртывается череда событий от военных походов Суму Эля и до правления Хаммурапи-Самсуилуна.

Такова политическая история древнего государства. 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.20 2 Там же 3 Там же, с.21 4 Там же Люди Месопотамии общий облик.

Физический тип жителей Двуречья это были смуглые люди с курчавыми или волнистыми чрными волосами, с выпуклым или прямым носом и обильной растительностью на лице и теле .1 Что касается моды, то она в те далекие времена зависела, во-первых, от социального положения, которое занимал человек, носивший данную одежду, во-вторых, от местных городских обычаев. Автор исследует внешний облик людей Месопотамии по изображениям на резных печатях, терракотах, статуях и в росписях.

Основная одежда мужчин - туника и набедренная повязка. Женская одежда, мало, чем отличалась от мужской туника и длинное завртывающее полотенце. Основным материалом для большинства одежд была овечья шерсть. Полотняная одежда была роскошью. Из полотна изготовлялась одежда для царя и для верховной жрицы - энтум. Весьма разнообразны были головные уборы войлочные шапки, шляпы, колпаки у мужчин тюрбаны носили эламиты и слуги богини Иштар. Женщины носили бусы. Дорогие бусы были сердоликовые, лазуритовые, металлические более дешвые из цветного стекла самые дешвые из керамики и палты, из кости и др. Из аккадских тканей были известны белные, грубые, черные, тонкие полосатые, красных тонов, бледно голубые. 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.33 Город Ур при сыновьях Кудуртабуга.

Данная глава описывает облик города Ур времени династии Ларсы. Основной материал данного исследования археологические раскопки. Вначале автор дает краткое общее описание города, затем особое внимание уделяет храму.

Город Ур представлял собой возвышающийся над равниной овал из тесно скучившихся строений с внутренними двориками и плоскими крышами. При 3 династии Ура вокруг овального холма высилась стена, но она была снесена при взятии города эламитами от не осталась только нижняя часть, плотно сбитый из сырцовых кирпичей вал шириной от 25 до 34 м высотой в несколько метров. Подходившие к этому валу жилые и другие здания, расположенные на самом городском холме оказались выше вала и образовали над ними обрыв.

Весь городской вал имел в длину 1030 и в ширину 685 м что дат площадь около 230 га 54 га занимал священный участок со всеми его строениями. В пределах городского овала до 4250 домов, в которых жило 35 тысяч человек. С западной и северной стороны город обтекала река Евфрат, а на севере от Евфрата отходил искусственный проток, тянувшийся вдоль города с востока. С западной же и с северной стороны глиняного холма, на котором стоял город, через низкие ворота на уровне реки внутрь города втекала вода в два затона, образуя искусственные гавани площадью 6,8 тысяч и 16 тысяч м2, где борт к борту могло стоять по несколько десятков мореходных парусных лодок или речных борт.1 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.51-52 Итак, это то внешнее, общее описание города Ура, которое приводит Дьяконов И. М. в своей книге.

Далее следует подробное описание храма. Особое место в городе занимал священный участок, на котором находился зиккурат.

Этот участок представлял собой неправильный прямоугольник. Длина, которого около 300 м, ширина около 200 м. Ограждающая стена образовывала как бы крепость. В е пределах находился главный храм городской общины - Э кимнугаль, посвящнный богу Луны, Нанне, или Наннару. Позади него воздвигался зиккурат. У юго-восточной стены возвышались большие здание, в пределах которого помещался храм супруги бога Нанны жилища самой жрицы энтум, могилы прежних энтум и помещения обслуживавшего культ и жрицу персонала.

Рядом с восточным углом двора зиккурата находился царско-храмовый суд, это было место прима жертвенных поборов и хранения хозяйственного архива храма, здесь проходил главный ход на террасу зиккурата. В городе Уре времени династии Ларсы встречаются также следующие здания священное зернохранилище храмов Нанны и Нингами, храмы богов Нингублаги и Ниминтабы, дворец Шульги и его потомков, мавзолеи царей Ура. Особое место Дьяконов уделяет двум кварталам, в которых жили люди низкого и среднего достатка, это примерно 60 домов. Большинство домов были двухэтажными.

Эти дома выходили на проулки глухими стенами, более богатые были снаружи из обожнного кирпича до второго этажа. Вторые этажи и внутренние стены строились из кирпича- сырца серо-жлтого цвета. Кирпичи были плоскими. Зелени, кроме как у речных затонов, в городе не было не было и садов при домах. Купец - мореплаватель, Литейных дел мастер. Данная глава посвящена описанию дома, принадлежащего богатому ремесленнику и торговцу Эйанациру.

Основной материал археологические данные, приведенные исследователем Вулли, который и раскопал город Ур. Анализируя данные этого археолога, Дьяконов делает свои выводы. Предыдущая глава также основывалась на данных Вулли. В главе 4 приводятся выводы, сделанные В.Ф. Лесмансом и результаты исследований Г. Комороци. Итак, дом Эйанациру - это дом богатого купца, ходившего на Бахрейнские острова в Персидском заливе для закупки медной руды, отчасти для дворца, отчасти для частных заказчиков, отчасти для себя. Эйанациру имел также мастерскую для обогащения руды. Его дом был расположен на пол дороге от центрального священного храмового участка к храму бога Эйн у края города.

В первоначальном виде постройка занимала примерно 220 м2 по площади первого этажа, включая дворы. Дом Эйанациру представлял собой двухэтажную постройку. В ней были следующие помещения сени, главный двор, парадная горница, кухня, лестница во второе жиль. На территории дома Эйанациру было найдено не менее восьми клинописных документов.

Личные покои семьи - второй этаж. Эта часть была разрушена, и поэтому автор не мог использовать археологические данные для реконструкции жилища, однако восстановить верхний этаж можно на основе описей имущества и других подобных текстов. Дом Эйанацира, верхний этаж, состав не менее трх горниц кровать - самый дорогой из предметов мебели, туалетный столик или ларец с украшениями, корзины и ларцы с одеждой. У жены Эйанацира могла быть ещ и рабочая комната, где рукодельничали е рабыни.

Возможно, и у Эйанацира был рабочий кабинет, где он принимал клиентов и хранил документы. Сохранилось письмо, из которого можно сделать вывод о положении хозяина дома. Из так называемого письма Нанни видно, что он был что-то должен храму Шамаша в Ларсе, а также дворцу. Из другого документа можно сделать вывод, что Эйанацир делал большие поставки меди - очевидно казне. Ни то ни другое не делает его обязательным служащим казны.

Может быть, Эйанацир вносил в храм более или менее обязательные посвятительные дары, считает Дьяконов И. М. Школа и наука. Данная глава посвящена описанию дома 1 по Широкой улице, выходившей боковой стеной на Складскую улицу, принадлежавшего некоему Игмиль Сину. Особенность этого дома заключается в том, что в нем предположительно находилась школа. Основной материал для главы 5 это археологические данные, приведенные исследователем Вулли. Важное место в ней занимают выводы, сделанные Шарпеном и С.Н. Крамером.

На основе чего был сделан вывод о существовании школы. При раскопках было найдено множество учебных и ученических текстов, а также текстов литературных, религиозных и дидактических, которые служили учебными пособиями. Дьяконов И.М. говорит о том, что школ в царстве Ларсы была единообразной, не замкнутой она была организована храмовой администрацией и поставляла в первую очередь светские кадры администраторов. Конечно, общедоступность школы была относительной .1 Археологами было обнаружено 167 табличек.

Это были круглые ученические таблички с прописями, от двух до десяти строк прописи содержали пословицы, формулы письменника, образцы писем, письменные упражнения. Дошли до нас и так называемые тексты Э-дубы - нравоучительные сочинения, которые составленные, чтобы поощрить учеников, их прилежание. Дошел до нас текст о Писце и его непутвом сыне и другие. Дьяконов И.М. говорит о том, что основой школьного преподавания в Древней Месопотамии было зазубривание.

Он 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.128 также рассказывает об образовании школы, об истории методики преподавания в ней, которая возникла в Нижней Месопотамии ещ около 3000г. до н.э. в связи с изобретением - для нужд больших храмов, а затем и царских хозяйств - шумерской письменности, сначала иероглифической, а затем более скорописной - клинописи. 1 Оканчивающий учение писец должен был уметь устно и письменно переводить с шумерского и аккадского языка и наоборот, знать наизусть шумерские писцовые грамматические термины и шумерское словоизменение, знать шумерское произношение, шумерские эквиваленты любых аккадских слов, различные виды каллиграфии и тайнописи, технический язык различных жреческих и других профессий, категории культовых песнопений, должен был уметь руководить хором и пользоваться музыкальными инструментами, уметь составить, завернуть в глиняный конверт и опечатать юридический или хозяйственный документ. 2 После завоевания Ларсы, Ура, Урука и Ниппура вавилонским царм Хаммурапи и их разрушения Самсуилуной, центр ученности был перенесн в Бормппу, а место сравнительно общедоступной светской школы заняла индивидуальная выучка у отдельных грамотеев. 3 Аккадский язык сменил шумерский. 17-16 вв. до н.э период застоя в развитии клинообразной письменности. 15-12 вв. до н.э время расцвета аккадской письменности.

Новые центры образования - Вавилон, Борсиппа, Иссин, Ниппур. 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.134 2 Там же, с.135-136 3 Там же, с.153 Семейная община в селе и городе.

Дельцы и торговцы, жрецы и жрицы.

В 1954 г. Дьяконов И.М. открыл большую семью или большесемейную общину как хозяйство или как тесно связанная группа хозяйств, объединяющая три-четыре поколения родичей по отцовской линии, с их жнами, детьми, и зависимыми людьми 1 в Шумере и Аккаде 3 тысячелетия до н.э. Дьяконов отмечает тот факт, что групповые владельцы оказываются не менее чем в 30 продавцами и арендаторами при купле или аренде земли за городскими пределами в старо вавилонское время.

Он также говорит, что если исключить случаи несомненной удачи в аренду казнных наделов, то тогда обнаруживается, что в большее, чем в 30 случаев на правах участия в общинной собственности владельцами земли были и при царстве Ларсы семейно-общинные группы. Итак, данная глава посвящена, прежде всего, семейной общине. Важное место в 7 главе занимают выводы, сделанные Н.Б.Янковской, Н.В.Козыревой. Вообще сведений об общине сохранилось очень мало. Так, например, в пределах царства Ларсы документами сельские семейные общины не засвидетельствованы. Из-за недостатка сведений невозможно определить структуру семейной общины в Ларсе. Что касается города Ура, то здесь перед нами предстат большесемейная община граждан, членов номовой общины Ура, которые владеют землй в общине совместно, не говоря уже о владении жилыми постройками и раздельно движимостью.

В основном это люди, никак организованно не связанные ни с храмами, ни с дворцами, хотя среди них имеется несколько жрецов и жриц. 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.155 В данной главе автор пытается на основе сохранившихся документов воссоздать деловую жизнь общесемейной общины.

При этом он использует сохранившиеся письменные материалы, повествующие о двух поколениях первое - 1837-1810, второе - 1809-1787. Вообще в архивах города Ура династии Ларсы упоминаются два рода лиц во-первых, люди мало участвующие в деловой жизни, возможно, они имеют жреческие доходы от храмов, во-вторых, которые никак не связанны с храмом, с дворцом.

Дьяконов И.М. относит их числу свободных горожан вне государственного сектора. Автор также обращает внимание и на факт упоминания женщин, хотя и в двадцать раз меньше, чем мужчин, в деловых документах. Кто же эти женщины Во-первых, это могут быть женщины, относящихся к категории подчиненных патриархальной власти отца, братьев, мужа, сына. Во-вторых, это могли быть жрицы. Автор в данной главе приводит перечень всех чинов жриц. Рабы и беднота.

Данная глава рассматривает социальное положение двух слов населения рабы и беднота. Так как основные археологические данные Вулли Дьяконовым в данной главе быть использованы, не могли, в силу того, что Вулли лишь упоминает о существовании бедняцкого квартала, автор книги пользуется данными Ф.Р.Крауса опубликованными им письмами. Из старо вавилонских текстов можно сделать вывод о том, что ремесленное мастерство было уделом исключительно свободных. Что касается производства, то в нм участвовали и рабы, причм ведущую роль играли хозяева рабов.

В этом и заключается особенность патриархального рабства. Из документов следует, что в большинстве семей рабов было не более 15-20 человек. Почти все рабы приобретались путм купли или же путм военного захвата. Храмовые служители и ещ одна школа. Данная глава начинается с описания Тихой улицы. Почему именно она привлекла исследователя Дело в том, что эта улица богата археологическими находками. На Тихой улице селились, как считает Дьяконов храмовые служители.

Кроме того, здесь были обнаружены таблички школьной библиотеки, а, следовательно, здесь находилась школа. Но основное внимание Дьяконов уделяет в 8 главе описанию обитателей двух разных домов Тихой улицы - Экигалы и Ур-Нанны. Исследователь пытается воссоздать их жизнь на основе дошедших до нас архивов. Экигала - крупный администратор храмового хозяйства. Из содержания его документов видно, что и после Гунгунума казнное, вероятно, прежде всего, храмовое, хозяйство вс ещ производило работы большого размаха, причм отчтность велась по принципу 3 династии Ура - с обозначением как лиц, ответственных за каждый участок работы и каждую группу работников, так и контролров для каждой операции. 1 УрНанна- государственный надзиратель в связи с различными материальными расходами начальник канцелярии храма бога Луны. Из документов его архива следует, что царская земля, покрайне мере частично, составляла часть храмовой 2. При 3 династии Ура, по-видимому, было наоборот храмовая земля составляла часть царской.

Дьяконов И.М. высказывает предположение, что собственно царская земля вообще не обрабатывалась, она составляла резервный фонд. Он считает, что царская земля служила только как запасная, откуда по мере необходимости выделялись дополнительные служебные наделы или пожалования. 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.231 2 Там же, с.235 Супруга бога Луны. В данной главе И.М.Дьяконов пытается восстановить Жизнь жрицы - энтум.

Ведь она заняла самое важное и значительное положение в городе Уре с тех пор, как он перестал быть столицей царства Шумера и Аккада.

Исследователь пытается показать обиход жрицы через выявление сущности месопотамских храмов, уяснение той роли, которую играли жрецы и жрицы в храмах. Источники. Автор монографии использовал огромное количество источников, как на русском языке, так и на иностранных языках Тюменев А.И. Государственное хозяйство древнего Шумера М.Л 1956. Козырева Н.В. Нормы потребления в старо вавилонской Месопотамии.

ВДИ.1972,2,с.87 Kramer. S.N. The Sakred Mariage Rite Bloomington- london,1959. Lands Berger. B HaMock R Jakobsen Th. Falkenstein A. Matehalien Zum sumerischen Lexikon 3 Roma, 1956. Kramer S.N. The Lamentation over the Fall of Ur-As 12,Chicago 1940. Woolley. L. Excavations at Ur.ed. L N.Y 1955.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Рецензия на монографию по истории древнего мира И.М. Дьяконова "Люди города Ура"

Настоящая книга была закончена в 1981г. В ней на основе подлинных клинописных документов, впервые прочтенных и интерпретированных автором, показана… Структура текста Монография И.М. Дьяконова Люди города Ура состоит из девяти… Дельцы и торговцы, жрицы и жрицы. 7. Рабы и беднота. 8. Храмовые служители и ещ одна школа. 9. Супруга бога Луны. В…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ содержания монографии по главам

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура текста
Структура текста. Монография И.М. Дьяконова Люди города Ура состоит из девяти основных глав 1. Историческое введение 2. Люди Месопотамии внешний облик 3. Город Ура при сыновьях Кудурмабуга. Приложе

Сравнение выводов автора с точками зрения других исследователей
Сравнение выводов автора с точками зрения других исследователей. При написании этой главы автор использовал различные источники. Прежде всего нужно отметить тот факт, что И.М.Дьяконов является в те

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги