Образование СССР. Церковь и Общество во времена гражданской войны

Образование СССР. Церковь и Общество во времена гражданской войны. декабря 1922 г. открылся I Всесоюзный Съезд Советов. Выступал Сталин с декларацией об образовании СССР по ленинским принципам. Главное в выступлении верность революционным идеалам, классовая солидарность, пролетарский интернационализм.

Съезд провозгласил образование 4-х союзных - 14 - республик РСФСР, УССР, БССР, ЗФССР в составе СССР. Позже, в январе 1924 г. на II Съезде Советов, была принята первая союзная Конституция. Все республики в составе СССР были связаны дипломатическими и военно-политическими союзами, общей экономикой, партийным руководством, государственной идеологией, а также единой Красной Армией. Вспомним план ГОЭЛРО, Примечательно, но самый первый план ГОЭЛРО разработал П.А. Столыпин. Это он организовал разработку проектов Днепростроя и Волгостроя, большевики позднее пиратски реализовали эти планы, банально присвоив заслуги и первенство идей себе См. Попов Г.Х. Русский вариант М. МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ 81 от 12.04.2002. С. 8 К этому времени продразверстку заменили продналогом.

Партия объявила новую экономическую политику НЭП. Разрешили торговлю, промышленные предприятия стали переводиться на хозрасчет, вводилось материальное стимулирование трудящихся, разрешалось предприятия сдавать в аренду чем исподволь отменялся декрет о национализации, нанимать рабочих все эти организационно-экономические мероприятия могли бы вывести Россию на общецивилизованный путь развития.

К сожалению, рамки контрольной работы не позволяют мне подробней остановиться на этой, безусловно, интереснейшей теме. А что же Церковь Почему же она, обладающая колоссальным организационно-объединяющим потенциалом, не выступила за прекращение братоубийства Факты. 19 января 1918 г. патриарх Тихон открыто предал анафеме власть большевиков.

Большинство служителей культа встали на сторону Белого движения, за что тогда и до сих пор Церковь отделили от государства, а с 1919 г. Советы начали проводить политику террора в отношении священнослужителей. Только за тот год было расстреляно ок. 800 клириков. А с 1921 года, прикрываясь лозунгами о помощи голодающим, правительство начало изымать ценную церковную утварь, закрывать храмы, разгонять монастыри. Церковный вопрос даже поднимался на 24-ом заседании Политбюро ЦК, на котором решили утварь и ценнейшие оклады реализовать за рубежом.

Римский папа выказал желание приобрести эти культовые вещи целиком, но ему из идейных соображений было отказано. См. История Государства и Права России. М 1999. С. 384 386. К слову сказать, некоторые священники поддержали акцию помощи голодающим. Патриарх Тихон пытался найти компромисс с правительством, даже осудил идею крестового похода против Советской России, выдвинутую духовенством в эмиграции Карловацкого Собора. 6 мая патриарха арестовали, а в июне 1923 он прилюдно признался в том, что не является врагом Советов.

С этого времени отношения Церкви и Государства стали относительно ровными, эпизодически прерываемые антицерковными акциями власти. Несмотря на глубокую религиозность большинства россиян, Церковь не стала фактором объединения поляризованного общества, не остановила - 15 - кровопролитие. Наоборот, утратила авторитет, запятнав себя связью царским режимом, призывами свержения РСФСР. Церковники в основной своей массе заняли радикальную позицию в отношении большевиков, а те, в свою очередь, отплатили им церковными гонениями.