рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Позитивистская эстетика в России

Работа сделанна в 2002 году

Позитивистская эстетика в России - Реферат, раздел История, - 2002 год - Русская эстетика XIX-XX веков Позитивистская Эстетика В России. В 60 80-Е Годы Русская Эстетика Испытала Пр...

Позитивистская эстетика в России. В 60 80-е годы русская эстетика испытала прямое влияние методологии позитивизма.

Это было обусловлено успехами как европейского, так и отечественного естествознания, а также теми новыми тенденциями в зарубежной эстетике, которые уже были охарактеризованы и предыдущих лекциях.

Следуя общей логике развития европейской культуры, в России второй половины XIX в. начинают формироваться различные эстетические направления, тесно связаннные с конкретными науками. Так, в 70-е годы здесь сложилась психофизиологическая эстетика.

Ее появление было своеобразным воплощением мечты Д. И. Писарева о создании материалистической науки о человеке и искусстве. Ее проблемы широко обсуждались в русской журнальной периодике, на всероссийских съездах педагогов, психологов, работников искусств, в различных обществах физиологических, неврологических и др Наиболее ярким выражением основных принципов этой эстетики явились работы В. Велямовича и Л. Оболенского. Порывая с философской эстетикой, оба автора призывали отказаться от абстрактных рассуждений о красоте и искусстве, заменить мистические основания явлений красоты основаниями естественнонаучного свойства. Так, анализируя слуховые и зрительные впечатления и ссылаясь при этом на труды Дарвина, Спенсера, Сеченова, Гельмгольца и др Оболенский приходит к выводу приятно, а значит и прекрасно то, что сопровождается наиболее экономичной работой организма.

Чувство красоты слагается бессознательно, путем привычки к данным формам, и поэтому красивым считается то, что свойственно человеку от природы.

Велямович, определяя природу эстетического чувства, высказывается аналогичным образом Лишь признаки полезные могут быть признаками прекрасного. Гармония звуков прекрасна, потому что полезна для организма, и чем она сложнее, тем прекраснее. Те цвета и те сочетания цветов прекрасны, которые полезны для человеческого организма, и, сообразно степени их полезности, растет и их красота. Произведение искусства является выражением сложной полезности и именно поэтому доставляет эстетическое наслаждение, возбуждая в нас чувство красоты.

Такое сведение прекрасного к приятному и полезному типично позитивистская редукция. Оболенский объяснял с позиций психофизиологии некоторые элементы чувства красоты. Для Велямовича была характерна более широкая постановка проблемы Без научного понимания чувства красоты немыслима научная эстетика немыслимо, вообще, правильное понимание искусства, художественной деятельности, значения последней в жизни и отношения ее к другим великим сферам человеческой деятельности. Свою задачу автор видел в том, чтобы дать строго материалистическое обоснование эстетики как науки.

Он рассматривал прекрасное в искусстве, или художественную красоту, в ее отличии от красоты природной, анализировал различные виды искусств и пришел к выводу, что сущность прекрасного во всех родах художественного творчества состоит именно в выражении психического характера или настроения человека. Этот вывод позволяет Велямовичу дать критерии оценки художественных произведений по качеству и количеству, т. е. в зависимости от того, какой характер и с какою степенью обобщенности он воплотился в произведении.

Здесь проявилась известная механистичность подхода. Следует отметить стремление обоих ученых найти нечто общее между новой эстетикой и традициями русской эстетической мысли, для которой характерно напряженное внимание к социальным проблемам. Оболенский, например, считал, что новейшее позитивное направление в науке сможет изменить жизнь, если в индивидах будут гармонически сливаться научный, дискурсивный идеал лучшего и чувство красоты лучшего общественного быта и форм. Велямовнч говорил о том, что художественная красота произведений изящного творчества находится в непосредственной зависимости от степени прогрессивного развития духа самого художника. Однако сущность исторического прогресса авторы понимали идеалистически, абстрактно, что приводило к упрощенной трактовке эстетических проблем.

Материализм психофизиологической эстетики оказывался неизбежно ограниченным чувствующий субъект рассматривался автономно, в отрыве от социологических факторов, обусловливающих человеческую деятельность и специфику эстетического восприятия.

Весьма показательно здесь, что, уточняя известное определение Чернышевского прекрасное есть жизнь , Оболенский переводил социологическое понимание этого явления у Чернышевского в биологический план. Специфика художественного творчества не могла быть раскрыта в рамках психофизиологии, так как методологическая ориентация работ Велямовича и Оболенского, вызванная их позитивистскими установками, вступала в противоречие с основными принципами социально-исторического понимания искусства. 5. Эстетика Мира искусства На протяжении почти всего XIX столетия наибольшим вниманием эстетиков и критиков в России пользовалась художественная литература.

Вместе с тем во второй половине прошлого века русская художественная культура в целом достигла высокой степени многообразия.

Живопись, музыка, эпический роман и изящная новелла все эти роды и жанры искусства обрели своих гениальных представителей в лице Сурикова и Врубеля, Чайковского и Мусоргского, Толстого и Чехова. Поэтому возникла насущная потребность в теоретическом и практическом объединении всей сферы художественной деятельности. Попытка такого объединения на основе мировоззренческого принципа эстетизма была предпринята членами идейно-художественной группировки, известной под названием Мир искусства годы издания соответствующего журнала 1899 1904. Па короткое время Мир искусства сплотил вокруг себя большинство крупных художников тех лет В. А. Серова, М. А. Врубеля, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, К. А. Сомова, Ф. А. Малявина и др. Идейными вождями мирискусничества выступили редактор журнала С. П. Дягилев и талантливый художник и критик А. Н. Бенуа. В форме искусствоведческих статей, заметок с выставок, писем о художественной жизни за рубежом и только изредка в форме философских рассуждений мирискусники пропагандировали свою отнюдь не развитую во всех предпосылках и выводах, однако в главном недвусмысленную программу.

Эстетика Мира искусства отчасти, как отмечалось, напоминает взгляд деятелей бесценного триумвирата 50-х годов.

Но мирискусники были интеллигентами конца века и, опираясь на богатейшую историю мирового, прежде всего изобразительного искусства, имели новые философские авторитеты.

Характерной чертой их программы явился идеал всеобъемлющего художественного синтеза, основанного на историко-культурном ретроспективизме как выражении универсальности и свободы личности творца. Эстетический смысл самого названия Мир искусства примирение всех направлений и школ, всех родов и жанров искусства, лишь бы они служили красоте. Эта мысль становилась ложной, когда мирискусники призывали к единению романтизма и классицизма, реализма и символизма как художественных методов, содержательное различие которых они предполагали снять во имя воспитания широкого вкуса.

При этом не принималось во внимание, что равноценные по эстетическому достоинству таланты могут быть противоположны по идейному наполнению. Великая сила искусства заключается именно в том, что оно самоцельно, самополезно и главное свободно, писал Дягилев. Природа, жизнь и правда в искусстве, главными проповедниками которых он считал Чернышевского, Раскина, Толстого, столь же односторонни, как и вычурность, граничащая с галлюцинациями.

Человеческая личность вот, по мнению Дягилева, единое светило, озаряющее все горизонты и примиряющее все разгоряченные споры этих фабрикаторов художественных различий. Пытаясь вслед за Ницше найти себя, мирискусники в конечном счете абсолютизировали личность творца. Однако они справедливо полагали, что творческую фантазию необходимо воплотить, одеть в тело только тогда она будет понятна для других. С этим связан их космополитический интерес к стилю, художественным традициям и языку всех времен и народов.

Красота темперамент художника, выраженный в образах как высший идейно-смысловой принцип объединяет личность в искусстве с историей искусства, порождая тот искомый художественно-культурный синтез, образец которого мирискусники обнаруживали в трактате Р. Вагнера Искусство будущего. Эстетику и художественную практику Мира искусства нельзя оценить однозначно. В условиях кризиса передвижничества и салонного академизма конца века Мир искусства двинул вперед русскую живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, театр.

Утверждая, вопреки истине, полную самодостаточность художника в служении Аполлону, его теоретики, однако, выводили отсюда обязательное присутствие в картине личности ее создателя, человеческого взгляда на жизнь и природу в своих ранних статьях Бенуа критиковал импрессионистов именно за отрицание такого взгляда. Не случайно академик Б. В. Асафьев употреблял для характеристики эстетической позиции Мира искусства пифагорейский термин этос наследуя традиции всего русского искусства, ведущие представители этого объединения отстаивали совестливое понимание художественности. Вместе с тем реальное содержание совести искусства отождествлялось у них с индивидуалистической искренностью как условием выражения прекрасного.

В этом исток мирискуснического аристократизма, попыток встать над схваткой и декадентского, в конечном счете, замыкания в ретроспективе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русская эстетика XIX-XX веков

Все изящные науки а именно к таковым относили тогда литературу и искусство, говорилось, например, одной из переведенных с немецкого языка книг,… По чему всеобщая теория изящных наук есть не что иное, как знание красоты,… Это было не совсем по Баумгартену, тем не менее такое понимание сущности эстетики получит в то время известное…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Позитивистская эстетика в России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика русской эстетики
Общая характеристика русской эстетики. Во второй половине XIX в. России интенсивно совершает переход от феодального строя к капитализму. В ней все переворотилось и только укладывается эти сл

Основные категории эстетического учения Чернышевского
Основные категории эстетического учения Чернышевского. Эстетическая теория Н. Г. Чернышевского была органически связана с его социально-политическими и философскими взглядами. Социальное кре

Концепция искусства в эстетике Чернышевского
Концепция искусства в эстетике Чернышевского. Признание примата действительности над искусством, утверждение его отражательной природы все это позволило Чернышевскому сделать дальнейшие шаги в разв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги