рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древний собор XV века Архангельский

Работа сделанна в 2001 году

Древний собор XV века Архангельский - Реферат, раздел История, - 2001 год - Рязанский Кремль Древний Собор Xv Века Архангельский. Был Княжеской Домовой Церковью И Служил ...

Древний собор XV века Архангельский. был княжеской домовой церковью и служил усыпальницей рязанских архиереев. В отличие от старого Успенского собора он сложен из крупного кирпича. Неоднократные пожары заставили древних зодчих почти полностью залицевать поверхность стен новым кирпичом.

Одновременно перекладывались отдельные детали окна, порталы, корзины. Это создало большие трудности для правильной датировки памятника. Однако в западной трети южного фасада собора сохранился след древней килевидной закоморы и узкое щелевидное окно, которые уцелели потому, что в начале XVI века к этому участку стены была пристроена каменная колокольня. О древности собора говорит так же глубоко ушедший в землю цоколь, повторяющий рисунок в верхней части цоколя старого Успенского собора.

К сожалению, перестроена верхняя часть собора над крещатыми столбами выложены новые подпружные арки, своды и барабан. Снаружи изменили конфигурацию почти всех апсид и надложили верх четверика. Но, несмотря на это, Архангельский собор сохранил типичные признаки архитектуры XV века. Он представляет собой небольшой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами, которые сначала имели белокаменные перспективные порталы с полукруглыми площадками перед ними. Барабан и поддерживающие его посредством системы арок и парусов крещатые столбы сдвинуты к востоку и не совпадают с наружными лопатками.

Последние тоже сдвинуты к востоку, но меньше, чем внутренние столбы. Все это создает впечатление, что барабан находится на центральной оси здания. Центричность его подчеркивалась и утраченным после пожара 1647 года пирамидальным верхом собора. Первоначально за рядом закамор выше располагались угловые кокошники и еще один ряд их находился у квадратного постамента барабана.

Интересно отметить, что в Архангельском соборе, так же как и в старом Успенском, в XVI веке были одинаковые полы из керамических плиток, выложенных звездами. Найдены плитки только с коричневой поливой. Аналогичные полы в XVI веке, но в три цвета, были в Архангельском соборе Московского Кремля. Гордость Земли Рязанской Челинский М.Ф. Москва 1984г. стр.60-62Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 года, от которого он пострадал особенно сильно.

Тогда мастер из Солигалича В.Х.Зубов еще раз заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю часть собора своды и барабан со шлемовидным покрытием, а по периметру четверика надложил новый карниз с закоморами. В это же время были выложены из крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных. С южной стороны Архангельского собора на старом месте архитектор Ю.К.Ершов возвел новую колокольню третью по счету, которую разобрали в конце первой четверти XIX века. По проекту губернского архитектора С.А.Щеткина в 1864 1865 годах к собору была пристроена одноэтажная трапезная.

Для входа в нее в одной из арок перехода, соединяющего полаты епископа с большим Успенским собором, Щеткин строил белокаменный портал в ложнорусском стиле. Трапезную он соединил с собором широким арочным проемом. Одновременно со Щеткиным над возобновлением интерьера собора работал художник Н.В.Шумов. Небольшие фрагменты росписи, выполненной им, имеется в барабане главы. Древний иконостас Архангельского собора не сохранился, но несколько икон из него конца XV века начала XVI века находятся в Рязанском художественном музее.

Это храмовая икона архангела Михаила Чудо в Хонях, Троица, Благовещение и конца XVII века София Премудрость Божия. Древние детали памятника, выявленные при исследованиях, позволили провести фрагментарную реставрацию его. Почти все другие постройки кремля в XV веке были деревянные. Развитие родственных связей с Москвой привело не только к развитию искусства и строительства, но и к большому подчинению Москве.

Уже в середине XV века Рязань была занята московскими наместниками. В начале XVI века она еще больше теряет свою самостоятельность. В 1503 году треть земель и городов княжества по завещанию князя Федора третьего перешла к Москве. Великий князь московский стал именоваться и князем рязанским. В 1520 году последний рязанский князь был взят в плен, а через год и Рязань присоединили к Москве. Кремль Переяславля Рязанского как административный центр княжества потерял свое значение.

С этого времени начался новый этап в жизни Переяславля. Епископская кафедра из Борисоглебского собора переносится в кремль, который становится резиденцией рязанских епископов. На месте бывшего княжеского двора епископ Иона начал строить палаты для жилья, белокаменную церковь Иоанна Предтечи и разные хозяйственные сооружения. Остатки белокаменного подвала палат Ионы обнаружены при раскопках 1961 года в центре Архиерейского двора.

В 1792 году губернский архитектор Иван Сулакатщев составил план архиерейского дома. Палаты Ионы с хозяйственными помещениями на этом плане показаны в виде длинного корпуса, расположенного почти параллельно существующим теперь Архиерейским палатам. Этот несохранившийся корпус отделил парадный двор от хозяйственного и конюшенного. Двор епископа Ионы в последствии был расширен и плотно застроен. От каменных сооружений этого периода почти ничего не сохранилось, кроме археологических остатков белокаменного подклита палат Ионы и части белокаменной церкви Иоанна Предчети подплет и фрагменты первого и второго ярусов.

Последние вошли в постройку нового храма Иоанна Предчети XVII века в Архангельском доме. Плат из Старой Рязани. Дергевеч В.П. С Петербург 1871г. стр.21 XVI век для искусство Рязани был, пожалуй, самым ярким и плодотворным, несмотря на тяжелые испытания, особенно в начале века. Смутное время, нашествие поляков в 1611 году. В это время рязанский воевода Прокопий Ляпунов оказал действенную помощь Москве в борьбе с интервентами. Не менее тяжелым оказалось второе нападение польского войска в 1618 году во главе с отрядом Сагайдачного который сжег Переяславль.

Тогда в кремле, наскоро восстановленном, было построено восемь деревянных церквей и дубовая колокольня у Архангельского собора. Уже упоминавшийся пожар 1647 года и моровая язва опять нанесли Переяславлю большой ущерб. В 1650-х годах были снова отстроены крепостные сооружения кремля. Кроме каменной глебовской башни XVI века с проезжими воротами на Московскую дорогу, на земляных валах стояло еще одиннадцать деревянных башен, из них три проездные.

Рязанская проездная башня выходила на южную сторону к торгу, Ипатская стояла на восточной стороне около Духовского монастыря и в центре северной стены находилась Тайницкая. Она была с воротами и тайником, ведущим к Трубежу, для снабжения водой крепости в случае осады. Каменное строительство XVII века оставило нам целый комплекс интересных в художественном отношении зданий.

В 1653-1655 годах архиепископ Мисалл в архиереском дворе строил каменные палаты в длину 32 сажени, поперек 6 сажень с половиною трехаршинных сажень 216 см, на верху тех палат церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезною. Архитектором был тот же Ю.К. Ершов. Построенный им храм Иоанна Предтечи поднимался почти до карниза третьего этажа существующего теперь Архиерейского дома и выше завершался тремя рядами кокошников в барабаном с главой.

Под трапезной была хлебня, а под церковью хлебодарня. Крыльцо, расположенное и сейчас у юго-западного угла дома, вело во второй этаж на звонницу и паперть с открытой аркадой. Собственно кельи епископа находились на первом этаже в восточном конце здания, который вскоре был надстроен, и тогда его житье было переведено в палаты второго этажа. Для входа туда в центр южного фасада на месте существующего сейчас железного навеса XIX века стояло великолепное каменное крыльцо. 114 Рязанский кремль.

Лохинский Д.Н. Рязань 1988г.4 В 1692 году сверх крестовой и келий Архиерейского дома костромской мастер Григорий Мазухин надстроил третий этаж с деталями нарышкинского стиля. Восточная часть палат пристроена в 1778-1980 годах архитектором Швейдером, а в XIX веке перестроена губернским архитектором С.А.Щеткиным. Задолго до надстройки третьего этажа Архирейского дома в 1658 году был сооружен Певческий корпус длиной 12 и поперек 6 сажень. По-видимому, тогда же вместо сгоревшей судной избы и колодничей возвели Консмисторский корпус.

Весь этот ансамбль зданий Архиерейского двора, созданный в середине XVII века в одном строгом стиле, вероятно, Ю.К.Ершовым, напоминает архитектуру предыдущего века. Возможно, что зодчий хотел увязать новые здания с древним Архангельским собором и стоявшим перед дворцом епископа старым Успенским. Только крыльца всех перечисленных гражданских построек придавали их суровому облику нарядность. Интересно отметить, что в середине XVII века в палатах архиепископа и в Певческом корпусе была применена, если можно так выразиться, типовая жилая секция, состоящая из холодных сеней и примыкающих к ним под прямым углом теплых сеней.

Двери из теплых сеней вели в две изолированные кельи, расположенные рядом и выходящие окнами на главный фасад. Печи топились из сеней через специальные арочные устройства в стенах, называвшиеся каминами. Полы в сенях были обычно каменные, что уменьшало возможность возникновения пожара при топке печей.

К торцам холодных сеней пристраивались маленькие палатки с выгребами -ретирады. При доме архиерея и при кельях эконома Певческий корпус находились специальные палаты для приема челобитчиков. Эти помещения были полностью изолированы от жилых келий. Они имели самостоятельный вход с улицы. Примером служит угловая юго-восточная палата с сохранившимися прекрасными фрагментами росписи стен. В палате стояла изразцовая печь. Ее изразцовое убранство менялось со временем. Здесь были найдены фрагменты красных, зеленых и полихромных изразцов.

В Архиерейском доме такая приемная располагалась в цокольном этаже ныне подвальном под жилыми палатами архиерея. С восточной стороны Архиерейского двора стоит двухэтажное каменное здание конца XVII века, называемое сейчас неправильно гостиницей черни. Известно и его другое название Архиерейская гостиница вторая половина XIX века. В архивных документах 1864 года оно названо амбарами. Исследование памятника подтверждает его первоначальное назначение для хранения зерна и других запасов. 115 Родной край. Пилатов А.С. Рязань 1983г. стр.8-105 Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, из которых семь находятся на первом этаже, где до сих пор сохранились сомкнутые своды.

Каждая секция имеет посредине дверной проем, по бокам которого располагается по одному окну. Наружные лопатки соответствуют внутренним поперечным стенам. Лопатка отсутствует только против той поперечной стены, в которой размещается внутристенная лестница ведущая на чердак.

К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Задний фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, проходившую по восточной оконечности кремлевского холма, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены Архиерейского двора. Амбары были пристроены к более древнему двухэтажному зданию, разобранному до 1792 года. Но его южная наружная стена сохранилась и является теперь северной торцовой стеной амбаров. К крайнему южному концу главного западного фасада амбаров примыкало еще одно крыльцо, состоявшее из четырех помещений в первом этаже и столько же во втором. В одном из поперечных стен его так же проходила внутристенная лестница на чердак.

Это западное крыло было разобрано, как видно из вышеупомянутого плана 1792 года, в конце XVIII века. На плане Архиерейского двора показано, что между Архангельским собором и Консисторским корпусом, кроме колокольни, находилась еще караульная палатка и далее к югу каменные ворота, которые примыкали к Консисторскому корпусу и были одновременно с ним построены Ворота вели к Консистории и в конюшенный двор, расположенный дальше к востоку.

За зданием Консистории к его торцу примыкали сараи для разной поклажи, кузницы и бочарная конца XVII века, сохранившиеся до наших дней. По восточной стороне конюшенного двора располагалась конюшня, построенная тоже в конце XVII века Н. Устиновым, одним из помощников архитектора Я. Бухвостова. К северному торцу конюшни примыкал каретный сарай.

Судя по плану 1792 г все эти здания имели окна только со стороны двора, а наружные стены были почти глухими. Каретный сарай не сохранился, а от конюшни XVII века остался небольшой фрагмент ее южной части. В XIX веке архитектор С.А. Щеткин вместо старой конюшни с каретным сараем построил новую. Однако в настоящее время это здание настолько изменено, что в нем трудно увидеть его первоначальное назначение. Таков в общих чертах комплекс построек Архиерейского двора, который дошел до нас со значительными утратами каменных сооружений.

К концу XVII века уже не было ни одного деревянного здания на его территории. В XIX веке появилось вновь несколько деревянных построек. Деревянные стены крепости с башнями не сохранились. Последний раз они возобновлялись в 1650-1651 годах под руководством Ефтифия Сытина, а затем Прокопия Елизарова. От Глебовской проездной башни через ров был перекинут дубовый мост, который заканчивался воротами. Фрагмент от белокаменных оснований деревянных стен и башен до сих пор сохранился на северном склоне кремлевского холма напротив старого Успенского собора.

Новый Успенский собор является наиболее значительным и величественным сооружением нарышкинского стиля в Рязанском кремле. В конце XVII века в связи с ростом города небольшой старый Успенский собор уже не устраивал рязанского митрополита. Кроме того, старый собор находился в очень плохом состоянии. Возникла необходимость в постройке нового. Место было выбрано к югу от древнего Успенского собора.

Для строительства была расчищена площадка разобрали старую Зелейную Пороховую палату, остатки которой сохранились до сих пор в земле между Успенским и Христорождественским соборами. Строительство нового собора было начато в 1684 году подмастерьями Шарыпиным и Сусаниным. Но уже в 1687 году рязанский митрополит должен был отказаться от их услуг и привлек на эту работу московского архитектора, вероятнее всего, Осипа Старцева. В 1692 году собор, построенный уже до самого верха, внезапно обрушился из-за слабых грунтов и при этом уничтожил надвратную церковь Варлаама Хутынского XVII в. в Спасском монастыре.

Вслед за этим были объявлены торги на постройку Успенского собора. В них участвовали известные зодчие конца XVII века Осип Старцев, Яков Бухвостов, Григорий Мазухин. Торги выиграл Яков Бухвостов. В 1693 году он начал строить собор со товарищи Никитой Устиновым, Герасимом Ивановым и Иваном Парфеновым по образцу Успенского собора Московского Кремля, но размерами больше его. Собор Бухвостова тоже шестистолпный, с круглыми столбами.

Он поставлен на самом высоком месте кремлевского холма. Впервые такой грандиозный объем поднят на высокий подклет. Имея форму почти куба, он завершается мощным пятиглавием, смещенным к востоку. Три пониженные апсиды еще более подчеркивают его грандиозность. Собор господствует над окружающей территорией, организует пространство города. Издали указывает на его древний центр. 116 Рязань путеводитель. Денисов.

С Петербург 1980г. 100-104 стр.6 Особенности нарышкинского стиля здесь проявились с наибольшей полнотой. Это сказалось не только в решении внутреннего пространства, которое представляется как единый просторный трехсветлый зал, хотя еще и затененный толстями столбами. Его внутренний объем прекрасно увязан с внешним образом здания. Доминирующие вертикальные членения фасадов со своеобразными сложной формы лопатками, подчеркивающими громадную высоту собора, смягчаются небольшими горизонтальными уступами стен между первым, вторым и третьим ярусами окон. Уступ между вторым и третьим ярусами сделан на полуколоннах, заканчивающихся декоративными бабышками, которые в настоящее время почти полностью утрачены.

Городчатый карниз является только переходом к тому богатому резному белокаменному завершению стен в виде парапетов закомаров резью, которые не сохранились, но первоначально ограждали проход поверху по периметру стен. Выход туда осуществлялся по внутристенной лестнице, расположенной в северо-западном углу храма.

Лестница освещается маленькими прямоугольными оконцами. Кровля была первоначально деревянная, низкая по сводам. Великолепная резьба по белому камню достигла здесь едва ли не наивысшего искусства. Реалистическая и многодельная в нижнем ярусе собора, она постепенно упрощается к верхним ярусам, а вверху снова создает акцент, окружая монументальную группу барабанов глав красивым кружевом резных парапетов. Главы завершаются большими кованными крестами, являющимися образцом высокохудожественной работы русских кузнецов конца XVII начала XVIII века. Тоже можно видеть в железных кованых дверях порталов.

Первоначальное гульбище собора утрачено. Существующее гульбище построено в XIX веке. Какой вид имел храм первоначально дает представление чертеж его реконструкции, автором которого является архитектор Е.В.Михайловский. При последних исследованиях найдены белокаменные резные детали от верхнего парапета собора и от аркады гульбища, которые подтверждают реконструкцию Е.В.Михайловского.

Сохранился первоначальный резной иконостас, изготовленный мастером Христофоровым. Иконы были написаны в конце XVII века до 1702 года иконописцем Николаем Соломовым с товарищи. Художник Н.В.Шумов выполнил акварелью во второй половине XIX века чертеж иконостаса Успенского собора, который дает представление в целом о его композиции. Стены здания первоначально не были расписаны. Роспись появилась только в XIX веке. Московский художник Николай Степанов в 1855 году расписал собор внутри.

Апсиды были расписаны в 1857 году в 1891 году собор расписывался вторично. Фрагменты росписи XIX века сохранились на сводах. В 1960 годах по памятнику производились противоаварийные и реставрационные работы, вызванные появлением больших трещин в стенах и сводах из-за плохого состояния основания. В это время под южную половину его были подведены мощные фундаменты, а стены укреплены железными связами. Восстановлена резьба иконостаса, иконы реставрируются художниками Г.Е. и Т.Г.Бригиными. 117 Рязанский кремль- Лохинский Д.Н. Рязань 1988г.7Перед Успенским собором стоит колокольня, которая строилась в течении полувека с 1789 года по 1840 год. Это грандиозное сооружение высота 83,2 м в стиле классицизма возводилась разными архитекторами.

Начало было положено архитектором-самоучкой С.А.Воротиловым, происходившим из крестьян Нерехотского уезда Костромской губернии. Он заложил фундамент колокольни почти на месте Глебовской башни с учетом новой, только что утвержденной планировки города с ее Соборной улицей ориентированной на кремль.

Однако ее проект как несоответствующий новым вкусам был забракован и составлен новый. Автор его неизвестен. По новому проекту в 1797 году был осуществлен первый ярус колокольни. В связи с аварийным состоянием Успенского собора в конце XVII века все средства были потрачены на его украшение. А строительство колокольни приостановлено. В 1816 году был построен второй его ярус, по новому проекту архитектора И.Ф.Русско, который показал себя зрелым мастером классицизма.

Дальнейшее строительство колокольни опять прекратилось из за отсутствия денег. В 1830-х годах архитектор Биндеман предложил свой проект достройки колокольни в стиле ампир с частичной разборкой второго яруса. Проект не был принят. Не был принят и проект архитектора Висконти 1835 года. Наконец, известный архитектор К. А.Тон сделал проект трехъярусной колокольни, который был принят. Но Н.И.Воронихин, только что ставший губернским архитектором, сумел убедить архиепископа в необходимости построения четвертого яруса и шпиля, так как проект Тона с низкой колокольней не отвечал градостроительным задачам.

Воронихин составил свой проект 4-х ярусной колокольни, который и был осуществлен. Четвертый ярус он предложил выполнить не из камня, а из железа для того, что бы иметь возможность закрепить конструкцию высокого, почти 25-метрового шпиля. Несмотря на то, что колокольня строилась разными архитекторами, она сохранила общую композиционную идею и цельность, и представляет собой настоящее произведение искусства.

К югу от Успенского собора и Соборной площади кремля располагается Спасский монастырь, основание которого, как уже упоминалось выше, относится к XIV веку. После пожара в 1647 году монастырь был заново отстроен. В 1647 году возведена Богоявленская церковь. Однако ее белокаменный подклет может быть отнесен к более раннему времени. Она построена по типу московских приходских храмов XVII века. Ее небольшой четверик с полукруглой аспидой завершается изящным пятиглавием сами главы первая половина XVIII века. Трапезная и особенно шатровая колокольня, расположенные несимметрично к основному объему церкви, создают приятный живописный силуэт.

У юго-западного угла трапезной и колокольни просматриваются следы какого то обрушившегося каменного перехода. 118 Родной край, Плиатов А.С. Рязань 1983 г. стр.148Другой сохранившейся постройкой монастыря является Спасо-Преображенский собор 1702 года, расположенный в центре его территории.

Он представляет собой в плане бесстолпный четверик с трехчастной апсидой и одной главой. Так же как и Богославская церковь, он изначально имел четырехкратное покрытие. Вверху четверика проходит профилированный карниз с поясом ложных закомор. Углы четверика оформлены пучками тройных колонн. Окна украшены разными белокаменными наличниками. Собор украшен поясом полихромных изразцов, особенно на абсиде. Фасады решены так же несимметрично.

Собор имеет два портала с северной и западной сторон. С этих же сторон его огибало открытое гульбище, очевидно, со столбами в виде пучков колонн, которые поддерживали аркаду. К сожалению, оно утрачено. К западу от собора стоит еще одно здание Гостиница знати, оформленное в стиле 2-й половины XIX века. Однако в первом этаже его сохранились значительные части стен древних келий XVII века. Окружающая монастырь ограда сооружена в середине XVIII века. С восточной стороны она полностью разобрана, но в земле остались фундаменты угловой круглой северо-восточной башни.

Замечательна своими художественными формами небольшая церковь святого Духа единственное здание, сохранившееся от Духовского монастыря, основанного в XV веке. Она построена на месте более древней церкви XV века в 1642 году известным нам мастером В.Х.Зубовым. Эти данные о закладке церкви и ее авторстве были вырезаны на камне, помещенном над западным порталом. Часть камня сохранилась и находится сейчас в краеведческом музее. 119 Гордость земли рязанской.

Челинский Н.Д. Москва 1984г. стр.709Особенностью церкви является то, что она имела две апсиды, пример характерный для рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик увенчан горкой кокошников и двумя шатрами. Фасады имеют скромные, но хорошо прорисованные детали, которые придают им пластичности и живость. В трапезной стене ее сохранились небольшие фрагменты от трапезной и колокольни XVIII века. Новая колокольня пристроена в 1864 году архитектором Стопычевым.

Памятники кремля постоянно изучаются и планомерно реставрируются. При этом открываются все новые и новые страницы его истории и искусства русских мастеров прошлого. Археологические исследования кремлевского холма, начатые в XIX веке, находятся еще в начальной стадии и, несомненно будут продолжены. Большую научную и культурно-просвятительную работу проводят музеи краеведческий и художественный. Трудно переоценить их работу по сбору исторических материалов и памятников искусства.

Учитывая огромную художественную и научную ценность Рязанского кремля, Совет Министров РСФСР объявил его в 1968 году историко-аритектурным музеем-заповедником. Литературные источники 1. Рязанский кремль. Лохинский Д.Н. Рязань 1988г 2. Рязанские достопамятности. Кварцов В.И. Москва 1973г 3. Рязань путеводитель. Денисьев С Петербург 1980г 4. Родной край. Плиатов А.С. Рязань 1983г 5. История родного края. Толченкин и др. Москва 1981г. 6. Гордость земли рязанской.

Челинский М.Д. Москва 1984г. 7. Художественные достоинства Старой Рязани. Монгайд В.Т. Рязань1879г. 8. Плат из Старой Рязани. Доргевич В.П. С Петербург 1871г.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Рязанский Кремль

Он создает неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и колорит. Рязанские достопримечательности Кварцов В.И. Москва 1973г. стр.95Красивый вид… К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки кремля, относящиеся к XV веку последнему периоду расцвета …

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древний собор XV века Архангельский

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архиерейский дом
Архиерейский дом. XVIIв Певческий и Консиерейский корпусыXVIIв хозяйственные здания бывшего Архиерейского и Конюшенного дворов XVII- XIX вв амбары XVII в К юго-западу от Успенского собора находится

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги