рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сословия в России до 16 века: их образование, функционирование, привилегии, влияние на государственную жизнь

Работа сделанна в 2002 году

Сословия в России до 16 века: их образование, функционирование, привилегии, влияние на государственную жизнь - Курсовая Работа, раздел История, - 2002 год - Московская Гуманитарно-Социальная Академия Факультет Экономики И Управления ...

МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ Факультет Экономики и управления Кафедра Истории КУРСОВАЯ РАБОТА на тему Сословия в России до 16 века их образование, функционирование, привилегии, влияние на государственную жизнь.Студентка группы МЭ-101 Факультет Экономики и управления Специальность Мировая экономика Немер Ю.Д. Научный руководитель к.и.н. доцент Алексеев С.В. Москва 2002 год ПЛАН. Введение3I.Предпосылки становления сословий4II.Формирование государственности у славян 1 Занятия и общественный стройIII. Русь в 10-12 веке91 Государственное управление 2 Феодальная вотчина IV. Россия 13-15 век 21V. Сословия в 16 начале 17 века 1 Посадские люди 2 Уездные люди или крестьяне 3 Несвободное население холопы 4 Кабальные люди 5 Гулящие люди 6 Половники в России24 Заключение Список литературы30 ВВЕДЕНИЕ. Данная курсовая работа посвящена вопросу формированию сословий в России, их функциям и быту. Предметом моего исследования являются высшие сословия, крестьянство, казачество, духовенство.

В течение долгого временного периода с древнейших времен координально менялись и дополнялись как привилегии, права так и социальный статус этих сословий. Задача нашего исследования проследить эту эволюцию, начиная от времени зарождения сословия до шестнадцатого века. Безусловно, на XVII в история сословий не заканчивается, но именно XVII в стал для сословий своего рода апогеем развития.

Цель данной работы заключается в изучении сословий на разном этапе становления Российского государства.

Литература по данному вопросу достаточно многообразна, но я решила выбрать В.О. Ключевского, А.Н.Сахарова, А. Гордеева, В.И Буганова, Н.П. Павлова - Сильванского, т.к. эта учебная литература наиболее доступным образом описывает историю сословий на разных этапах.

Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, Ключевский же наиболее полно описывает в 14 лекции превращение племен в сословия, в 20 состав общества в удельном княжестве, в 23 органы управления и т.д. Буганов описывает историю феодализма. Данная курсовая работа разделена на шесть глав Первая глава посвящена предпосылкам становлений сословий на раннем этапе истории. Описывается расселение славян, их форма быта, появляется политическая власть во главе с дружиной и князем.

Вторая глава посвящена формированию государственности у славян, появлению такого общественного устройства как военная демократия Третья глава описывает сословия в 10-12 веке, которые пока отличались малорасчлененностью и грубостью очертаний. Четвертая глава Россия в 13-15 веке описывает сословия в условиях раздробленности, после освобождения от ордынского ига и создание Судебника 1497г. Пятая глава Сословия в 16 веке посвящена реформам Ивана Грозного в центральном и местном управлении. Таким образом, курсовая работа охватывает временной промежуток с Древнейших времен до начала XVII вв. I. Предпосылки становления сословий. По-видимому, в эпоху расселения родовой союз оставался господствующей формой быта у восточных славян.

Родственники жили особыми послками, не вперемежку с чужеродцами. Но это едва ли были цельные первобытные родовые союзы ход расселения должен был разбивать такое общежитие. Родовой союз держится крепко, пока родичи живут вместе плотными кучами но колонизация и свойства края, куда она направлялась, разрушали совместную жизнь родичей.

Расселяясь по равнине, восточные славяне заняли преимущественно лесную е полосу. Такой ход расселения неизбежно должен был колебать крепкие дотоле родовые союзы восточных славян. Родовой союз держался на двух опорах на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящали и скрепляли обе эти опоры.

Но власть старшины не могла с одинаковой силой простираться на все родственные дворы, разбросанные на обширном пространстве среди лесов и болот. Место родовладыки в каждом дворе должен был заступить домовладыка, хозяин двора, глава семейства. В то же время характер лесного и земледельческого хозяйства, завязавшегося в Поднепровье, разрушал мысль о нераздельности родового имущества. Родичи могли помнить сво кровное родство, могли чтить общего родового деда, хранить родовые обычаи и предания но в области права, в практических житейских отношениях обязательная юридическая связь между родичами расстраивалась вс более.

В строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделнными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии. Это разрушение родового союза, распадение его на дворы или сложные семьи оставило по себе некоторые следы в народных поверьях и обычаях.

Государство становится, возможно, когда среди населения, разбитого на бессвязные части с разобщнными или даже враждебными стремлениями, является либо вооружнная сила, способная принудительно сплотить эти бессвязные части, либо общий интерес, достаточно сильный, чтобы добровольно подчинить себе эти разобщнные или враждебные стремления. В образовании Русского государства принимали участие оба укачанных фактора, общий интерес и вооружнная сила. Общий интерес состоял в том, что все торговые города Руси с появлением наводнивших степь печенегов почувствовали потребность в вооружнной силе, способной оградить пределы страны и е степные торговые дороги от внешних нападений.

Главным исходным пунктом, из которого выходили русские торговые караваны к черноморским и каспийским рынкам по степным рекам, был Киев. Как скоро здесь явилась вооружнная сила, доказавшая свою способность удовлетворять указанным потребностям страны, этой силе добровольно подчинились все торговые города Руси с их областями.

Этой силой был варяжский князь со своей дружиной. Став носителем и охранителем общего интереса, подчинившего ему торговые города страны, этот князь с дружиной из вооружнной силы превращается в политическую власть. Так, в образовании Русского государства участвовали и общий интерес, и вооружнная завоевательная сила, потому что общий интерес соединился с завоевательной силой нужды и опасности русской торговли вызвали к действию на е защиту, вооружнную дружину с князем во главе, а эта дружина, опираясь на одни племена, завоевала другие.

I Формирование государственности у славян В древнейшем Киевском периоде нашей истории высший класс распадался на два разряда лиц, различных по своему положению и происхождению дружинников, бояр княживших и так называемым бояр земских. Земское боярство образовалось в среде днепропетровских и ильменских славянских племен ещ до пришествия варягов.

Боярами в древнейшее время назывались все сильнейшие люди страны, богатые землевладельцы, рабовладельцы и мужественные воители. Если производить слово боярин от прилагательного болий - больший, то значение этого слова больший человек будет вполне соответствовать тому смыслу, в каком оно употреблялось в древности. Из среды боярства в свою очередь выделялись лучшие люди нарочитые мужи, становившиеся впереди других вследствие большого богатства, выдающихся личных качеств и заслуг.

Из этой высшей знати первоначально города выбирали себе правителей. Древнейшие славянские князья правили землями вместе с лучшими мужами, старейшинами града. Позднее при варяжских князьях, эти старейшины призываются в совет князей в качестве представителей народа. От земского боярства в первый век правления варяжских князей резко отличались бояре дружинники. Земские бояре были славянского происхождения Княжеская дружина до XI века была преимущественно варяжской. В дружинах XI XII веков встречались также и люди из южных кочевников, половцев, хазар, турков, а также финов, угров.

Немногочисленные дружинники варварского и славянского происхождения не изменяли варяжского характера дружин первых князей. Варяги занимали первые места. С течением времени в дружины начали поступать все в большем числе славяне и с XI века преобладающим элементом их становится туземный, славянский. Бояре дружинники первоначально отличались от бояр земских не только происхождением в среде общества.

Городские нарочитые мужи имели прочную оседлость, имели тесную связь с населением. Пришельцы варяги были подвижными воинами не имея первоначально земельных владений, они жили военной добычей и содержанием, получаемым от князей, они были не земскими, но княжими мужами, были связаны только товариществом военной дружины. Дружина составляла личную рать князя, называлась по его имени Ярославля, Мстиславля и т.д тогда как земские бояре назывались по именам городов - Ростовские, Новгородские бояре.

Дружина делила с князем его счастье беды вместе с князем уходила из стольного, когда он терял над ним власть вследствие возмущения народа или победы соперника. Князь, как старший товарищ, делился с дружиной всем, что имел. Кроме дружины, постоянного отряда приближенных к князю людей, для которых война была привычным занятием, войско князей составлялось также из жителей городов и сел, набиравшихся по случаю похода. Дружина жила одной жизнью с князем не только в военное время, с ней он советовался и в мирное время обо всех делах управления, князь совещался со всей дружиной, но относительно внутреннего управления князья совещались только с избранными советниками, со старейшей или большей дружиной.

Эти старейшие дружинники носили название мужей или бояр, последнее мало- помалу вытесняло первое. Младшая дружина называлась в древнейшее время гридь, гридьба наименование гридь заменялось другими отроки, детские. Эта дружина составляла главную, постоянную военную силу князя. Старшие дружинники, будучи думцами князя, занимали высшие места в дворцовом и областном управлении служили княжескими конюшими, посадниками-наместниками в главных городах, они же назначались на важные должности тысяцких- воевод земских полков.

Эта видная должность передавалась иногда по наследству. Значение старших дружинников поддерживалось тем, что они имели свои собственные дружины отроков, преданных им и подчиненных им, независимо от князя. Боярские отроки составляли особые отряды, не сливавшиеся с отроками, непосредственно подчиненных князю.

Младшие дружинники, отроки, занимали при княжеском дворе низшие должности, ключников, конюхов, им же поручалось управление менее важными и богатыми волостями. Военная и гражданская служба была для младшей дружины средством возвышения в старшею отроки становились мужами, болярцы боярами. Дружинники не составляли замкнутого класса доступ в дружину был открыт как витязям иностранцам так и доблестным воинам русским. Лица других классов, поступая сначала в низший разряд дружинников, достигали затем за свои заслуги звания княжа мужа или боярина.

В среде боярства, даже в Галиции, где боярство отличалось наиболее аристократичным характером, были люди низшего происхождения. Высший класс дружинников не был замкнутым, но он пользовался некоторыми привилегиями. Личность боярина княжа мужа строже охранялась законом. Боярам принадлежала также привилегия передавать имущество по наследству, дочерям при неимении наследников мужского пола имущество смерда при неимении сыновей не переходило к дочери, но отбиралось в пользу князя.

Итак, в VIII первой половине IX века у славян стало складываться общественное устройство, которое исторически называется военной демократией. Это уже не первобытность с е равенством, племенными собраниями, вождями, но ещ и не государство с его сильной централизованной властью, объединяющей всю территорию страны. У вождей племн собиралось много богатств. Раньше их власть основывалась на мудрости, справедливости, авторитете.

Теперь они превратились в племенных князей, чья власть основывается на силе. Дружина профессионалы, не связанные ни с землй, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их добыча намного превышала результат работы простолюдина. Военный дух пронизывает весь строй жизни. Но сохраняются и старые традиции народное вече, по-прежнему, выбирает князей и воевод, но выборы теперь больше напоминают спектакль. Основная часть населения смерд, люди, людины свободный человек, среди которых стали выделяться вои, обязанные участвовать в войне.

Основная роль в хозяйстве принадлежит мужчинам. Они находились и среди людей на высшей ступени общества. Женщины и дети челядь подчинялись мужам. На низшей ступени холопы и сироты, на самой низкой рабы, которых, со временем, отпускали на волю. Таким образом, весь строй племенной жизни периода военной демократии был сложным, разветвленным. В нем четко наметились социальные различия. К концу VIII началу IX в. экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов в сильные межплеменные группировки.

Этому способствовало и дальнейшее развитие торговых связей, как бы стягивающих земли воедино, и религиозная общность. III Русь в 10- 12 веке. Политический и социальный строй древнейшей России X - XIII веков отличался грубостью и примитивностью. В основании политического строя лежал дуализм княжеской и вечевой власти но ни взаимное отношение этих двух властей, ни внутренняя организация самого веча не опирались на твердо установленные начала.

Несмотря на отсутствие правильной периодичности собраний, вече, несомненно, являлось правомерно действующим учреждением. Оно существовало повсеместно его компетенция обнимала собою избрание и призывание князей, вопросы внешней политики - заключение мира и объявление войны, внутреннее законодательство - заключение ряда с князем, контроль за администрацией и судопроизводством, решение отдельных государственных вопросов.

Однако при всей полноте своего политического значения вече не устраняло настоятельной потребности в князе, ввиду отсутствия правильной организации. Состав веча, порядок созыва его и ход совещаний, способ выработки вечевых постановлений - все было предоставлено случаю. Фактически вече могло получать значение лишь в чрезвычайные моменты народной жизни, при наличии сильных и определенных массовых настроений, которые могли объединить значительную часть местного населения.

В обычное время вече заступалось князем, полнота власти которого совпадала с полнотой власти веча. Помимо управления, суда, военного дела, князь, наряду с вечем и независимо от него, обладал законодательными функциями законы Ярослава и его сыновей о кровной мести, законы Владимира Мономаха о резе и т. п Отсутствие определенного порядка отношений между вечем и князем открывало широкий простор для насильственных столкновений и лишало государственную жизнь устойчивых оснований.

Третий правительственный орган древнерусских княжеств - дружинная дума - не занимала самостоятельного положения в строе государственных учреждений и представляла собой совет при князе, политическое значение которого всецело определялось социальным положением дружинного класса. Управление отдельными округами, входившими в состав княжеств, было организовано на началах кормления. Сословная группировка древнерусского общества отличалась такой же малорасчлененностью и грубостью очертаний, как и строй государственных учреждений.

Главным основанием общественного деления служил наиболее элементарный признак - факт личной свободы. Общество делилось на свободных, полусвободных и рабов. В среде самых свободных древний закон отметил лишь одно дальнейшее деление - на дружинников и свободных, не принадлежащих к дружине, причем принадлежность к дружине обусловливалось исключительно личной близостью к князю. Юридически однородная масса свободных людей подверглась, однако, заметному фактическому расчленению, экономическими факторами которого являлись землевладение и торговый капитал.

Понятие земельной собственности уже зарождается, особенно в среде князей и дружинников, которые, благодаря частым переходам из области в область, раньше других классов общества чувствуют потребность фиксировать свое право на занятые ими земли. Так в среде дружинников формируется особый класс землевладельцев - бояр. Торговый капитал служит еще более сильным фактором общественной дифференциации.

Слабо развитая государственная организация представляла, однако, еще слишком ненадежную охрану для свободы лица, в результате чего в древней России слагается - обычная принадлежность примитивных обществ - класс полусвободных Междукняжеские счеты, междуобластная рознь, социально-экономические антагонизмы внутри каждой области, наконец, культурный раскол между христианским меньшинством и массой, фактически косневшей в старом языческом мировоззрении все это держало киевскую Россию в состоянии хаотического брожения неустановившихся элементов, а примитивная государственная организация, скудное юридическое сознание не могли противопоставить этому брожению сколько-нибудь надежных сдерживающих рамок.

Государственное управление. В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были уже не первыми среди других князей, а полноправными правителями страны. Потомки князей периода военной демократии теперь стали вассалами великого киевского князя.

Прежние мужи племенных княжений превратились в бояр, старшую великокняжескую дружину. Рядом была и младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те, и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения в военном деле, в управлении страной, в суде и расправе, сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, где служили так называемые отроки и детские.

Дружина старшая и младшая, которая прежде выполняла чисто военные функции, с конца Х в. и в течение всего XI в. все более превращалась в рычаг государственной власти. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов. Сам великий князь руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко участвуя в них в качестве верховного военачальника, который шел впереди своего войска.

Такими были и Владимир, и Ярослав Мудрый, и его сыновья и внуки. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была - разнообразной и комплексной. В чьих интересах действовал князь Конечно, прежде всего, он выражал интересы верхушки общества бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти люди, эти слои были наиболее близки к княжеской власти, были, прежде всего, заинтересованы в ней для защиты своих привилегий и доходов.

Но эти люди были одновременно наиболее жизнеспособной, динамичной частью общества. Его прогресс осуществлялся в основном их организаторскими усилиями, их личными способностями. В то же время княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону страны от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала за уголовные преступления, насилия против личности, защищала права собственности, на которых держалось и прогрессировало общество.

К тому же, несмотря на развитие в обществе социальной розни, появление богатых и бедных, в нем еще четко не обозначились отдельные социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом. На Руси XI XII вв. сохранялось еще немало остатков старых отношений. Так, в городах при решении важнейших вопросов собиралось вече, куда приходили все свободные жители. Их волеизъявление имело большое значение при формировании политики великого князя или его вассалов, стоящих во главе отдельных княжеств.

Хотя в XI XII вв. на вече заправляли в основном наиболее влиятельные, богатые горожане, оно сохранило свои народные черты. Судебные разбирательства в сельской местности производились непременно в присутствии представителей крестьянских общин. В самой великокняжеской власти, в порядке ее передачи от одного властелина к другому не было еще стройности и четкого порядка несмотря на завещание Ярослава, власть в период XI XII вв. передавалась и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну, и благодаря призванию князя жителями того или иного города центра княжества.

Порой княжескую власть захватывали и надолго удерживали силой. Все это свидетельствовало об отсутствии прочного и строгого ее регламентирования, говорило о переходном, неустойчивом характере всего общества. Все большую ценность в эту эпоху приобретала в глазах общества земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями, сулило получение больших доходов, усиление личного богатства, мощи, процветания, политической власти, к чему постоянно стремились люди, обладавшие не только объективными возможностями для этого княжеская, боярско-дружинная среда, богатые верхи городов, но и люди, наделенные от природы определенными свойствами характера энергией, напористостью, умением быстро ориентироваться в обстановке, способностями к получению знаний, честолюбием, хитростью, жестокостью. Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было полюдье, а позднее регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения.

Лично люди были свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государственной власти.

Дань являлась первой известной на Руси формой зависимости населения от государства. Причем облагались ею и вновь завоеванные и присоединенные княжества, и собственное население свободные жители сельских общин. Государство тем самым утверждало свою верховную собственность на все подвластные земли.

Таким образом, политические права на территорию выражались в притязаниях чисто хозяйственных. К середине XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно ощутимо в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще попадают в частные руки. Первыми здесь, конечно, были князья. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе общинные земли, в других сажали на свободные земли пленных и превращали их в своих работников, строили в личных владениях хозяйственные дворы, собственные хоромы, охотничьи дома, поселяли в этих местах своих управителей, начинали организовывать здесь собственное хозяйство.

Владения рядовых свободных общинников, связанных ранее с князем и государством лишь узкой ниточкой ежегодной дани, все плотнее окружаются княжескими землями, в княжеское хозяйство переходят лучшие пахотные участки, луга, леса, озера, рыбные ловли. Многие общинники оказываются под покровительством князя и превращаются в зависимых от него работников.

Создается, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии. Такие же владения появляются у братьев великого князя, у его жены, у других княжеских родственников. В XI в. таких владений было еще не много, но они уже появились, знаменуя на Руси наступление новых порядков. К этому же времени относится появление собственных земельных владений, больших личных хозяйств княжеских бояр и дружинников.

В ранний период государственности великие князья предоставляли местным князьям, а также боярам права на сбор дани с тех или иных земель. Свою дань с древлян собирал, -например, воевода Свенельд. Эти земли с правом сбора с них дани давались князьям и боярам как бы в кормление. Это было средством их содержания. Позднее в разряд таких кормлений перешли и города. А далее вассалы великого князя передавали часть этих кормлений уже своим вассалам, из числа собственных дружинников.

Так складывалась система феодальной иерархии. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI XII вв. В это же время появляются первые вотчины бояр, воевод, посадников старших дружинников. Вотчиной или отчиной называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащий владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу. С XI в. отмечено и появление церковных земельных владений.

Великие князья предоставляли эти владения высшим иерархам церкви митрополиту, епископам, монастырям, церквам. С течением времени правители стали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и право суда на подвластной территории. По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ вассалов великого князя.

А те затем жаловали часть этих земель и часть прав на них уже своим вассалам. Выстраивалась эдакая пирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, а также живущего в городах ремесленного люда. Но по-прежнему на Руси многие земли оставались еще вне притязаний феодальных владельцев. В XI в. эта система лишь появлялась. Огромные пространства были заселены свободными людьми, которые жили в так называемых волостях, над которыми был лишь один хозяин сам великий князь как глава государства.

И таких свободных крестьян смердов, ремесленников, торговцев было в то время в стране большинство. Феодальная вотчина. Что представляло собой феодальное хозяйство какого-нибудь крупного боярина, который сам жил на своем богатом дворе в Киеве, находился на службе близ великого князя и лишь изредка наезжал в свои сельские владения Деревни, населенные крестьянами, пахотные земли, луга, огороды крестьян и хозяйственные земли, принадлежащие владельцу всей этой округи, в состав которых также входили поля, луга, рыбные ловли, бортные леса, сады, огороды, охотничьи угодья, и составляли хозяйственный комплекс вотчины.

В центре владений находился господский двор с жилыми и хозяйственными постройками. Здесь были хоромы боярина, где он жил во время приезда в свою вотчину. Княжеские и боярские хоромы, как в городах, так и в сельской местности, состояли из терема высокого деревянного здания башни, где находились отапливаемое помещение изба, истобка, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети.

Сени соединяли избу и летние неотапливаемые помещения, примыкающие к терему. В богатых хоромах, в том числе в княжеских дворцах, на городских боярских дворах была еще гридница большая парадная горница, где хозяин собирался со своей дружиной. Иногда для гридницы строилось отдельное помещение. Хоромы не всегда представляли собой один дом, нередко это был целый комплекс отдельных зданий, соединенных переходами, сенями. Дворы богатых людей в городах и в сельской местности были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.

На дворе же находились жилища господского управителя огнищанина от слова огнище очаг, тиуна ключника, кладовщика, конюхов, сельских и ратайных от слова ратай пахарь старост и других людей, входящих в состав управления вотчины. Неподалеку располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились зерно, мясо, мед, вино, овощи, другие продукты, а таже тяжкий товар железо, медь, изделия из металла.

В хозяйственный сельский комплекс вотчины входили поварня, скотный двор, конюшня, кузница, склады, двор, гумно, ток. Феодальное владение было неотделимо от труда зависимого населения, которое за право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, которые были отданы великим князем своему вассалу со всеми правами на эти территории, должно было платить владельцу земли определенные платежи натурой. Оно также исполняло подводную повинность, т. е. предоставляло по требованию господина телеги летом и сани зимой, запряженные лошадьми, исполняло различные работы, связанные с починкой дорог, мостов и т. д. Все обязанности, которые ранее население выполняло на великого князя, на государство, теперь выполнялись на нового господина боярина, дружинника, церковь, монастырь.

Оставались и общегосударственные поборы и повинности. Постепенно в сельской местности появлялся слой людей, которые по различным причинам неурожай, засуха, военные разорения теряли собственное хозяйство и либо за взятые у господина в долг деньги, либо за помощь в поддержании своего пошатнувшегося хозяйства ссуда семенами, предоставление тяглого или молочного скота обязывались выполнять сельские работы на своего господина.

Такие люди назывались рядовичами, так как заключали с хозяином ряд договор, или закупами, так как брали у хозяина купу долг. Они не могли уйти от господина ранее, чем выполнят условия договора. На господской земле трудились и пленники, отрабатывавшие свой выкуп, наймиты, нанимавшиеся за плату на церковных землях трудились прощеники те, кому были прощены их долги или преступления, или те, кого церковные организации выкупали у государства, скажем, воры, заплатив за них необходимые штрафы.

Наиболее неполноправными людьми, как в городе, так и в сельской местности, были холопы. В XI XII вв. их стали привлекать к сельским работам, сажать на землю и заставлять работать на своего господина.

Все больше и больше людей попадало в холопство свободный человек мог продать себя в холопы от великой нужды он становился холопом, если женился на холопке, заранее не обговорив свою свободу если поступал на службу к господину без специального договора. Холопами становились также дети холопов проворовавшиеся и нарушившие договор рядовичи и закупы в состав холопов попадали и пленники. Сельские усадьбы и городские дворы светской и духовной знати были полны такими людьми, которые исполняли многие работы по дому и в поле. И все же русские холопы отличались от рабов в античном мире. Они имели кое-какие права.

Их убийство каралось законом. Иногда, в случае отсутствия иных свидетелей, холопы могли давать показания в суде. Церковь стремилась смягчить бесправное положение холопов, что ей и удалось сделать к концу XI началу XII в. Значительную часть жителей городов составляло купечество от богатых купцов, ведущих иноземную торговлю, так называемых гостей, до мелких торговцев-разносчиков.

В городах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, свои общие денежные фонды, из которых оказывалась помощь купцам, попавшим в беду. В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах Руси находились дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши, Скандинавских стран. Большую общину составляли купцы и ростовщики евреи и армяне, в руках которых был значительный торговый и ростовщический капитал. Нередко купцы гнали на продажу и челядь захваченных дружинами во время военных походов пленников, которые высоко ценились на невольничьих рынках.

В каждом городе стояли свои главные городские соборы. Монастырская жизнь тесно вплеталась в общий городской уклад Помимо главных, кафедральных соборов, где церковную службу вели главы местных церковных приходов архиепископы и епископы, в каждом крупном городе стояли десятки других церквей, которые строились князьями, боярами, богатыми купцами, а то и ремесленниками на собственные деньги.

У богатых людей близ собственных хором или внутри этих хором нередко были свои домовые церкви, где молились лишь члены семьи и слуги. Прошли те времена, когда против врага поднималось все племенное население или когда князья вели с собой в далекие походы десятки тысяч своих соплеменников, ставя под свои боевые стяги значительную часть мужского населения различных племенных княжений. На долю этих временных боевых формирований приходилась часть военной добычи и ежегодной дани, уплачиваемой побежденным врагом.

На их долю приходились и тяжкие поражения и тысячи смертей, обескровливающие развивающуюся страну. С созданием сильного и относительно единого государства военное дело оказалось в руках профессиональных воинов, для которых война стала смыслом жизни. Эти профессиональные воины служили князю и находились на его содержании. Для старшей дружины это была раздача кормлений, позднее земель, для младшей содержание на довольстве, выплата денег, части добычи и т.д. Дружина отныне становилась ядром армии, наиболее сильной и хорошо вооруженной частью княжеского войска.

У киевского великого князя дружина насчитывала от 500 до 800 человек. Эти воины передвигались либо на конях по суше, либо в быстрых и легких ладьях по рекам и морям. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Щиты, брони, кольчуги защищали их тела, а шишаки изящные остроконечные шлемы закрывали голову. Каждая дружина дралась рядом со своим князем, и князь или боярин сам руководил во время боя своей дружиной.

Но дружина была лишь частью русского войска. Другой его частью был полк, простые вой смерды и ремесленники. Великий князь и другие князья привлекали их к военной деятельности либо тогда, когда государству, всему населению грозила смертельная опасность, как это бывало во время страшных набегов печенегов, а позднее половцев, либо тогда, когда вся Русь поднималась на большой поход, как это было во время войн с Византией, Польшей, Хазарией. В этом случае горожане приходили в полк, где они делились на десятки и сотни во главе со своими десятскими и сотскими.

Сельские жители являлись в полк во главе со своими старостами и тоже затем делились на десятки и сотни. Всем полком командовал тысяцкий. Вой были вооружены попроще. За их спинами висели луки, а на боку колчаны со стрелами, в руках были копья либо тяжелые боевые топоры, у каждого на поясе был нож на случай тесных рукопашных схваток. Броней вой не носили. Они были слишком дороги. Кольчуги здесь были тоже в редкость.

Зато щиты имелись в руках у каждого. Войско выступало в поход под княжескими знаменами. Трубачи трубили поход. Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружина, далее шли пешие вой. Следом тянулся обоз, в котором находилось вооружение воинов и съестные припасы. Незадолго до битвы воины разбирали оружие, готовили его к бою. Сражения нередко начинались с поединка богатырей, которых выставляла каждая сторона. Успех своего богатыря исторгал из уст войска восторженный крик, и воодушевленные воины бросались в атаку.

Во время боя все русское войско, как правило, разделялось на чело центр, где находились самые надежные воины, могущие выдержать удары вражеской конницы. Сюда ставились пешие воины, вооруженные щитами, копьями и топорами. На правом и левом крыльях располагались конные воины, княжеская дружина. Задача крыльев заключалась в окружении противника и нанесении ему фланговых ударов после того, как чело выдержит удар врага. Нередко поодаль от основного войска вместе с русскими в поход выступали наемные или союзные иноплеменные войска.

Здесь шли либо наемные варяги, либо отряды дружественных кочевников торков, берендеев. Привлекали киевские князья на службу также печенегов, а позднее половцев. Если русское войско отправлялось на штурм вражеской крепости, то в обозе находились специальные осадные приспособления тараны огромные бревна, обитые железом, камнестрелы, приступные лестницы, вежи передвижные деревянные башни. Человеческая природа, человеческая жизнь и человеческое общество устроены так, что противоречия между отдельными людьми, между спаянными одними интересами социальными группами и сословиями неизбежны.

Первые крупные общественные схватки на Руси возникли тогда, когда Киев подминал под себя другие племенные княжения. Древлян, вятичей, членов других племен сплачивало желание отстоять свою независимость, и здесь сходились интересы, скажем, древлянского князя Мала и безвестного древлянского смерда. Несколько раз поднимали в Х в. восстание против Киева древляне, вятичи, самостоятельный путь исторического развития искали полочане.

IV Россия 13-15 век. К началу XIII в. Русь более столетия жила в условиях раздробленности. Сложилось до полутора десятков княжеств. Большинство их представляли собой монархии во главе с великим князем, ему подчинялись, в пределах его земли-княжества, владетели более мелких уделов князья удельные. Все они передавали свою власть по наследству сыновьям, братьям и т. д. Лишь в Новгороде Великом, затем в Пскове установились своеобразные республиканские порядки высшим органом управления было вече общие народные сходки они выбирали посадников и их помощников господа органы исполнительной власти, приглашали для защиты рубежей князей-военачальников.

И тех, и других смещали по своей воле, ставили новых. Разумеется, главную роль в решении всех дел, и чем дальше, тем больше, играли бояре и богатые купцы посему Новгородскую и Псковскую республики по праву называют аристократическими, олигархическими или боярскими.

Но все же простой народ влиял, и нередко очень заметно, а подчас и решающим образом, на политическую жизнь в этих двух землях. Большое влияние поначалу имели вечевые сходки и в других княжествах. После Батыева нашествия в положении сословий появилось немало нового. Все больше общинных, черных земель переходили к князьям, боярам, иерархам церкви путем захватов, дарений, купли-продажи. Преимущественная форма землевладения феодалов вотчина.

Наряду с ней появляется условное землевладение поместье, т. е. земля, которую князь дает своим дворцовым или военным слугам в награду и под условием выполнения определенных обязанностей, повинностей. Так появляются помещики известные под именем милостников с XII в Крестьян по старой памяти называли люди, сироты, изорники, смерды. Все чаще сельских жителей зовут христиане, но не только их, но и горожан. Но уже к XV в. это наименование, в форме крестьяне, стали применять только к сельскому населению.

Крестьянин, сидевший на земле с трехпольным севооборотом, имел ее в среднем 5 десятин в одном поле, 15 десятин в трех полях. Богатые крестьяне брали в наем дополнительные участки у вотчинников, в черных волостях бедные крестьяне нередко не имели ни земли, ни двора последние жили на чужих дворах и назывались подворниками, захребетниками. Крестьяне, жившие на землях вотчинников и помещиков, несли барщинные повинности на владельцев распахивали и засевали их землю, снимали урожай, косили сено, ловили рыбу и добывали зверей.

В счет оброка вносили продукты мясо и сало, овощи и фрукты, многое другое. С XV в. владельцы начали стеснять крестьян в их старинном праве перехода к другому владельцу. В разных местах вводятся определенные дни для такого перехода, приуроченные ко времени окончания уборочных работ на полях. Холопов звали полными людьми или просто людьми. Они составляли собственность своих господ, которые могли их продать и купить, подарить и передать в приданое, по наследству.

Убийство холопа господином закон расценивал как грех, а не преступление. Часть холопов исполняли обязанности прислуги в домах, на дворах владельцев их дворовые, дворня, другие работали на барской пашне страдники, третьи управляли отдельными отраслями хозяйства приказные люди тиуны, ключники, посельские. Наконец, имелись военные холопы, ходившие с барином в походы. Последние две категории холопов самые привилегированные. Часть холопов служили господам до их кончины, другие определенный срок по ряду договору, третьих передавали по наследству.

Некоторых владельцы сажали на землю, и они сближались по положению с крестьянами им давали участки пашни, сенокоса, подчас и скотину. В XV в. усиливаются побеги крестьян и холопов от господ. Власти и феодалы смотрят на переходы крестьян во время полевых работ как на побеги, наказуемое деяние, борются с ними. Крестьяне же протестуют против захватов их земель, передачи боярам, монастырям, дворянам, против увеличения норм барщинных работ и оброчных взносов.

Неодинаковым было положение ремесленников в городах одни из них богатели, занимались ростовщичеством другие беднели, закабалялись в холопы. Среди купцов наиболее богатые гости-сурожане торговали с Сурожем Судаком в Крыму, другими южными странами, суконники вели торговлю, в частности сукном, с западными странами имели богатые хоромы в городах, покупая земли, становились вотчинниками, строили на свои деньги церкви. Ремесленники собирались в артели или дружины иконописцев, плотников, каменщиков и т. д. держали учеников.

Жили они нередко в пределах одной улицы или конца, ряда или сотни, имели свои церкви, обладали судебными правами братчины, обчины ремесленников при церквах. Купцы тоже имели свои объединения, или корпорации. Они строили свои храмы Звание гостя купцы передавали по наследству. Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ крепости, кремля, где их сажали, т. е. селили, князья и бояре отсюда идет их именование посадские люди. Они составляли незначительную долю населения Руси, но играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни. Посадские люди давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы властей, нередко ссужали деньгами, и немалыми, правителей.

Заинтересованные в мире и спокойствии, они, как и крестьяне, поддерживали тех князей, которые добивались объединения русских земель, прекращения бесконечных усобиц, выступали против Орды. Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов в городах, поскольку те захватывали в них земли, дворовые места, слободы, кабалили городских жителей. Города стали центрами движения за дешевую церковь.

Его участники еретики отрицали церковные догматы например, о непорочности зачатия Иисуса Христа, обряды причастие, исповедь, заупокойные молитвы, иконы. Москва шла по пути централизации во всех делах. Иван III и его сын заставили платить налоги в казну частновладельческих крестьян, наравне с черносошными государственными и дворцовыми, ограничивали привилегии бояр, иерархов, монастырей в судебных и податных делах.

Судебник 1497 г. первый кодекс законов единой России закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением была Боярская дума совет при великом князе ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели, из вольных людей, осуществляли власть в сельских местностях волостях.

Появляются первые приказы органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь приказывал ведать те или иные дела. Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивающее выход крестьян их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего 26 ноября, после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое деньги за двор хозяйственные постройки.

Судебник ставит под контроль центра местное управление в лице кормленщиков. Вместо дружин создается единая военная организация московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья конно, людно и оружно. Число помещиков при Иване III сильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных им раздавали земли, конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из новоприсоединенных областей.

Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III решило и другую задачу общенационального значения освобождения от ордынского ига.

V. Сословия в

Это новое правительство позднее князь Андрей Курбский назвал Избранной... наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным прес... установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин со 150 де... бежали в Литву. Тяглые люди прикреплялись к посадам.

Уездные люди или крестьяне

Уездные люди или крестьяне составляли вторую группу тяглого населения. В зависимости от того, на какой земле селился крестьянин, различались владельческие вотчинниковые, помещичьи, монастырские, дворцовые и черных тяглых волостей.

Несвободное население - холопы. В XVII в. полное холопство заменяется новым видом - кабальным. Упоминаемые с конца XV в.

Кабальные люди

Кабальные люди. После реформы 1679-80 гг. значительное количество кабальных людей слилось с крестьянством. Кабал... Категория нетяглого населения. отход населения на заработки назывался гулять, ходить в гуляках, быть ...

Половники в России

Половники в России - категория феодально-зависимого населения XIV - 1-й половины XIX вв. Половники формировались главным образом из малоземельных крестьян общинников, а также из отпущенных на волю холопов и обедневших горожан. Они получали земельный участок и ссуду для ведения хозяйства, заключив договор с землевладельцем о половье.

В порядных грамотах половников фиксировался срок половья, размер полученной ими ссуды, размер повинностей, обязательства повиноваться землевладельцу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, мы видим эволюцию становления сословий с древнейших времен, где еще была первобытность с ее равенством, племенными собраниями и вождями через девятый век, где зарождается общественное устройство, которое называется военной демократией - это уже государство с его сильной централизованной властью, объединяющей всю территорию через 12 век, где сословная группировка древнерусского общества отличалась малорасчлененностью и грубостью очертаний и где главным основанием общественного деления служил факт личной свободы общество делилось на свободных, полусвободных и рабов как раз в это время зарождается система феодальной иерархии, которая просуществовала аж до 19 века. К началу 13 века до 15, когда Русь более столетия жила в условиях феодальной раздробленности, где во главе великий князь, а ему подчиняются удельные князья.

К этому времени относится и появление первого свода законов, Судебник 1947 года, который закрепил единое устройство и управление в государстве. В 16 веке реформы Ивана Грозного укрепили государственное управление, военную систему государства, что заметно способствовало его централизации.

В это время завершается постепенное прикрепление всех общественных классов к разным видам государственной службы и тягла.

В заключение всего вышесказанного я бы хотела сказать, что нам удалось проследить эволюцию сословий, мы увидели, как формируется государственность, появляются первые еще без четких прав и обязанностей сословия, затем сословия в полном смысле этого слова и в начале 17 века мы видим, что каждый общественный класс, наконец, приобрел определенные обязанности в той или деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 5 1,2 1,2,3,4 2001. 2. Н.П. Павлов-Сильванский Государевы - служилые люди люди кабальные Крафт, 2001г. 3. А.Н.Сахаров История России с древнейших времен до конца 17 века учебник для 10 класса. 4. А.Гордеев Истории казаков 1,2 часть МГП Страстной бульвар 1991г. 5. В.И. Буганов Эволюция феодализма в России социально-экономические проблемы 1980г. Мысль 6. А.А. Зимин Холопы на Руси с древнейших времен до конца XVb. Наука 1973г.

– Конец работы –

Используемые теги: Сословия, России, века, Образование, функци, рование, вилегии, Влияние, государственную, Жизнь0.13

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сословия в России до 16 века: их образование, функционирование, привилегии, влияние на государственную жизнь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Экономическое содержание и механизм функционирования ссудного процента Экономическое содержание и механизм функционирования ссудного процента
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной,… У предприятий всех форм собственности все чаще возникает потребность… Ссудный процент возникает там, где отдельный собственник передает другому определенную стоимость во временное…

Бюрократия как фактор влияния на функционирование государственной службы в России 1992-2002 г.г
Государственная бюрократия, пожалуй, единственная сегодня социальная группа, которая не только успешно пережила все катаклизмы идущих… В немалой степени эта удивительная социальная пластичность подкреп¬ляется… Сменялись формы государства, формы социально-политического устройства, формы управления вообще, но неизменной…

Специфика функционирования информационных агентств России
Основные продукты РБК: "RBC news", "Лента фондовых новостей РБК", "Единая лента новостей", " Биржевые котировки". · "AK&M" было учреждено в 1990… Сейчас агентство известно прежде всего своей уникальной базой данных "… Другие крупные агентства экономической информации: " Прайм -ТАСС", МФД-ИнфоЦентр, "Ореанда"; часть агентств работает…

Банковская система России и современные особенности её функционирования
За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система. На первом этапе, в 1988-1993 гг активное развитие банковской системы… В этот период было образовано около 2500 коммерческих банков. С 1993 г. в… Девальвация рубля (рост обменного курса за 1998 г. составил около 250%, а инфляция - 84.4%) резко обесценила активы, а…

Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого и их влияние на духовную жизнь России
Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с о = пазом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью… Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы,… Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии.Именно она призвана…

Теоретические аспекты функционирования системы дополнительного образования
Содержание... Введение...

Осанка и её влияние на функционирование внутренних органов
И действительно, ведь нормальная, правильная осанка создает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого… Но, к сожалению, в современном мире часто бывает трудно сформировать и… Нормальная, правильная осанка создает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как…

Влияние эпифиза и его гормонов на функционирование организма
На протяжении многих веков они безуспешно пытались обнаружить верховного главнокомандующего организмом. Того, кто управляет всеми жизненно важными функциями и согласует работу… Но при каждом короле, как правило, существует тайный советник, власть которого очень велика.

Влияние пищевых веществ на функционирование эндокринной системы
Особенно моносахара. [1,5,8] Сахарный диабет, по - другому называемый - гипергликемия, глюкозурия - результат нарушения углеводного обмена. Регулируется инсулином. Гипогликемия (недостаток глюкозы) часто бывает при… Пути регуляции углеводного обмена крайне разнообразны.Факторы, участвующие в регуляции углеводного обмена:…

Проблемы формирования и функционирования фондовых бирж в России
Этот период в России отличается выходом в свет многочисленной учебной литературы, свидетельствующей о возросшем внимании общества к проблемам… В совместной беседе совладелец российской инвестиционной компании Резерв -… Эти нервные окончания реагируют на глубину процессов, происходящих в организме, гораздо раньше, чем сам организм,…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Влияние эпифиза и его гормонов на функционирование организма На протяжении многих веков они безуспешно пытались обнаружить верховного главнокомандующего организмом. Того, кто управляет всеми жизненно важными функциями и согласует работу… Но при каждом короле, как правило, существует тайный советник, власть которого очень велика.
  • Избирательные системы и их функционирование в России Именно с этими выборами связано образование первых предвыборных блоков, а также заметное расширение круга субъектов, выдвигавших кандидатов в… Выборы в Государственную Думу – нижнюю палату Федерального Собрания были… В промежутке между этими двумя вехами реформы избирательной системы было принято решение о начале преобразования…
  • Функционирование депозитариев в России Биржа как классический институт рыночной экономики, формирующей оптовый рынок товаров, имеет организационную, экономическую и юридическую правовую… Она представляет собой хорошо оборудованное Рыночное место , предоставляемое в… В России период возрождения бирж включает 1990-1991 года. Возрождение биржевой деятельности происходило в отсутствие…
  • Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…
  • История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и… С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных… Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.