Начало государственно-церковного соперничества между Вильней и Москвой

Начало государственно-церковного соперничества между Вильней и Москвой. Уже первые великие киевские князья понимали, что независимая церковь укрепляет суверенитет государства.

Поэтому на митрополитский престол они стремились посадить не назначенного из Константинополя грека, а своего киевского, смоленского, полоцкого священника. Позже к этому же стремились великие князья литовские и московские. Как известно, первым митрополитом-славянином был Илларион 1051, один из наиболее образованных людей своего времени, автор знаменитого Слова пра Закон i Боскую ласку.

Другим широкоизвестным местным митрополитом был Климент Смолятич 1147, книжник и филисоф, какого на русской земле еще не было. Характерно, что Климента, как выразителя западноправославной церковной автономии, поддерживал великий киевский князь Изяслав, в то время как против его кандидатуры выступил владимиро-суздальский князь, основатель Москвы Юрий Долгорукий. Борьба, которая развернулась около кандидатуры Климента Смолятича, свидетельствовала о возникновении противоречий в организационно-церковной ориентации западной и восточной частей Киевской Руси. Первую попытку создать отдельную митрополию на восточных землях Киевской Руси предпринял суздальский князь Андрей Боголюбский 1155. Он объявил епископом Ростовским и Суздальским попа Федора, однако константинопольский патриарх не признал новой митрополии.

Постепенно Северо-Восточная Русь начинает считать себя отличной от Руси Юго-Западной, а Суздаль, Владимир, Ростов Великий, а потом и Москва начинают противоаоставлять себя Киеву. Ярким свидетельством этого является поход Андрея Богословского на Киев в 1171 году, в результате чего мать городов русских подверглась страшному разграблению, причем особенно пострадали церкви и монастыри.

В результате распада Киевской Руси после татаро-монгольского нашествия обозначились три центра, претендующие на государственную гегемонию юго-западный Галич, Владимир-Волынский, Львов, северо-западный Новогрудок, Вильня, Полоцк и северо-восточный Владимир, Суздаль, Тверь, Москва.

Если северо-восточные княжества в своей политической деятельности опирались главным образом на татаро-монгольских ханов, то северо-западные и юго-западные земли бывшей Киевской Руси ориентировались на поддержку западных стран и западной церкви. Все это не могло не повлиять на менталитет восточного и западного православия. Между тем Киев стал очень опасным для православных митрополитов, и в 1300 г. после очередного разграбления Киева татаро-монголами киевский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир.

В начале XIV века происходит возвышение московского князя, которого поддержала православная церковь. В результате политической ошибки тверского князя Михаила Ярославовича он не признал митрополита Петра, назначенного Константинополем Петр стал ярым сторонником Юрия, и чаще жил в Москве, чем во Владимире. В 1355 году решением константинопольского патриаршего синода резиденция киевских митрополитов была перенесена во Владимир, фактически же митрополит жил в Москве.

Проблема автономии западноправославной церкви была очень важной в политической деятельности великих князей литовских. Около 1320 года великий князь Гедемин добился открытия новой митрополии с центром в Новогрудке, в которую входили Полоцкая и Туровская епархии. Однако в результате усилий московского митрополита она скоро была закрыта. Великий князь Альгерд приложил значительные усилия, чтобы переместить духовно-административный центр восточнославянского православия в ВКЛ. В 1354 году он попробовал посадить на митрополию в Киеве своего свояка Романа.

Его соперником выступил московский ставленник Алексий. В конце концов Константинополем было принято компромиссное решение Алексий стал митрополитом, а под власть Романа кроме Полоцкой и Туровской епархий оддавались Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Галицкая и Перемышльская. После присоединения к ВКЛ Чернигова и Брянска Роман стал и брянским епископом.

В 1373 году в ВКЛ появился посланец константинопольского патриарха иеромонах Киприан Цамблак. Он вошел в доверие к Альгерду и с согласия Константинополя был поставлен митрополитом киевским, галицким и всея Руси 1375. Москва категорически отвергла его в этом качестве. В 1378 году, после смерти московского митрополита Алексия, Киприан приехал в Москву с целью объединить церкви ВКЛ и Великого княжества Московского, но по приказу Дмитрия Ивановича был арестован и выслан за пределы Московии.

Вскоре Киприан Цамблак помирился с московским князем и стал московским митрополитом. Часть 3.