рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Хйзинга Й. Осень средневековья М

Работа сделанна в 1995 году

Хйзинга Й. Осень средневековья М - Реферат, раздел История, - 1995 год - Феномен средневекового рыцарства Хйзинга Й. Осень Средневековья М. С.67. Вот Как Характеризует А. Я. Гуревич К...

Хйзинга Й. Осень средневековья М. с.67. Вот как характеризует А. Я. Гуревич Картину мира средневекового человека. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.

М 1984. 1. Центральной идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой группировались все культурные и общественные ценности, вся система представлений о мироздании, была идея бога. 2. В системе ценностей средневекового человека большое значение имел потусторонний мир. Он воспринимался людьми как та же реальность, что и мир материальный. Потусторонний мир иногда даже затмевал собой мир земной.

Под влиянием природных или социальных катастроф люди ожидали скорое наступление конца света. 3. Способ восприятия мира предполагал абсолютизацию противоположностей. В оценке событий и явлений человек исходил из невозможности примирения возвышенного и неизменного, не видел промежуточных ступеней между абсолютным добром и абсолютным злом. 4. В системе ценностей общее ставилось выше частного.

Это соответствовало организации общественной жизни человека, который всегда был членом какой-либо корпорации. Поэтому художники предпочитали индивидуализации типизацию . 5. Время и пространство для средневекового человека были неразрывно связаны между собой и с наполняющей их материей. Поэтому в зависимости от степени важности тех или иных событий с точки зрения какой-либо идеи отстоящие друг от друга во времени и пространстве события могли сближаться и даже восприниматься как происходящие одновременно и в одном месте. 6. Идея была столь же реальна, как и предметный мир, поэтому конкретное и абстрактное почти не разграничивалось. 7. Новизна в принципе осуждалась.

С ней была связана возможность ереси, а значит заблуждения. Поэтому доблестью считалось следование авторитету. В связи с этим плагиат не осуждался. 8. Не было представления о детстве как об особом состоянии человека, поэтому к детям предъявлялись те же требования, что и ко взрослым. 9. Очень большое значение придавалось соблюдению формальных процедур, той или иной словесной формуле, позе, жесту.

Считалось, что подобные действия имеют магическое значение и сами по себе могут способствовать успеху. 10. Бедность считалась более богоугодной, чем богатство, поэтому расточительность ценилась больше, чем бережливость, а отказавшиеся добровольно от своего состояния пользовались большим уважением. 11. Жизнь и смерть не воспринимались как две противоположности умершие могли вернуться к живым, а человеческий коллектив мог включать и ныне живущих, и мертвых. 12. Дистанции между человеком и природой не было. Человек воспринимал природу как свое собственное продолжение, как нечто, с чем он составляет единое целое, поэтому эстетического восприятия природы не было. В то же время средневековый человек был уверен в возможности воздействовать на природу путем магических заклинаний, ведь на себя повлиять не трудно. 13. Большую роль в картине мира играл символ.

В любом событии человек мог увидеть знамение свыше и сам создавал символы с целью влияния на исход событий. 14. Средневековому восприятию были присущи черты гротескности, но в этом не видели ничего комичного.

Человек утрировал какое-либо качество, потому что более эмоционально, чем наш современник, воспринимал мир. 15. Несмотря на единство переходящих порой друг в друга крайностей и совмещение несовместимого, мировосприятие средневекового человека отличалось целостностью, доходящей до невозможности его расчленения на элементы.

Эстетика, исторические знания, философия, экономическая мысль представляли собой нерасчленимое единство, так как все проблемы рассматривались с точки зрения центральной картины мира - идеи бога. Учения о прекрасном были ориентированы на постижение бога, история имела смысл только как осуществление божьего замысла. Рассуждения о богатстве, цене, труде были составной частью анализа этических категорий. Только в терминах богословия человек осознавал себя и свой мир. 16. Целостность миросозерцания порождала уверенность в единстве мироздания.

Подобно тому, как во временном ощущали вечное, человек оказывался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и конечной целью мироздания. В части заключалось целое, микрокосм человек был дубликатом макрокосма мироздания. 17. Целостность мировосприятия не предполагала однако его гармоничности и непротиворечивости. Контрасты вечного и временного, священного и греховного, души и тела, небесного и земного лежали в основе этого миросозерцания.

Они находили опору в контрастах реальной действительности. Средневековое христианское мировоззрение переводило эти реальные контрасты в надмировые категории и разрешение противоречий оказывалось возможным в потустороннем мире. Так христианство выполняло роль компенсаторного механизма. Однако необходимо отметить, что этот механизм существенно отличался от того, который предоставлялся человеку восточными религиями. Христианство все же было чем-то внешним по отношению к жизни большинства людей человек мог грешить и каяться.

Для человека, следующего конфуцианству или буддизму, это невозможно восточные религии - не столько система идей, сколько образ жизни. Поэтому христианство даже в Средние века меньше подавляло активность человека и стремление к улучшению своей жизни, а это создавало принципиальную возможность перестройки цивилизации. При таких особенностях быта у каждого сословия должно было развиться собственное воззрение на все жизненные отношения, которые нашли свое отражение в литературе - основном источнике и памятнике рыцарской культуры и этики.

Рыцарские эпопеи проникнуты этим исключительным духом. Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания французская Песнь о Роланде, испанская Песнь о Сиде появилась рыцарская поэзия лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии и рыцарский роман история любви Тристана и Изольды, представляющие так называемую куртуазную литературу с обязательным культом прекрасной дамы. Рыцарский роман возник на Западе В XII в и это было далеко не случайно.

XII век не раз сравнивали с Возрождением или считали его началом. Оба эти утверждения слишком смелые и, конечно, ошибочны.

Но столетие было действительно замечательным. Культурное развитие приобретает невиданный до того динамизм. Литературные направления и жанры возникают, вступают во взаимодействие, усложняются и скоро если и не приходят в упадок, то оттесняются на литературную периферию, уступая место новым направлениям и жанрам. Столь же быструю эволюцию проделывает и изобразительное искусство - от романского стиля в начале XII века к утверждению готики уже в его середине.

Это было время феодальных смут, религиозного экстаза, уравнительных ересей и одновременно - небезопасных попыток рационализировать иррациональное, вычислить и измерить безмерное. На смену суровой простате, обобщенности и некоторой эстетической и этической одноцветности предшествующих столетий приходят пестрота, усложненность, многообразие. Культура Западной Европы, как и взрастивший ее феодальный строй, переживает период зрелости. Автор куртуазного романа romans courtois - это чаще всего клирик, то есть человек для своего времени ученый, состоящий на службе при очень значительном феодальном дворе сеньор средней руки не смог бы оплачивать его долгий и утомительный труд сам же, как правило, незнатного рода простой горожанин или же бедный рыцарь.

Среди авторов рыцарских романов особо можно выделить знаменитого Кретьена де Труа, который сочетал в своих произведениях античную традицию шансон де жест chansons de gestes и кельтские мотивы, в том же столетии писала свои песни Мария Французская.

Рыцарская

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Феномен средневекового рыцарства

Но что же может привлекать нас, людей ХХ века, в той далекой и мрачной эпохе Ответ на этот вопрос дан в названии моего реферата - это рыцарство,… Понятия долга, чести, верности многие из нас впервые узнали знакомясь с той… Эти понятия существуют и в настоящее время, хотя само рыцарство ушло с исторической арены достаточно давно. Рыцарская…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Хйзинга Й. Осень средневековья М

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги