Хйзинга Й. Осень средневековья М

Хйзинга Й. Осень средневековья М. с.67. Вот как характеризует А. Я. Гуревич Картину мира средневекового человека. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.

М 1984. 1. Центральной идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой группировались все культурные и общественные ценности, вся система представлений о мироздании, была идея бога. 2. В системе ценностей средневекового человека большое значение имел потусторонний мир. Он воспринимался людьми как та же реальность, что и мир материальный. Потусторонний мир иногда даже затмевал собой мир земной.

Под влиянием природных или социальных катастроф люди ожидали скорое наступление конца света. 3. Способ восприятия мира предполагал абсолютизацию противоположностей. В оценке событий и явлений человек исходил из невозможности примирения возвышенного и неизменного, не видел промежуточных ступеней между абсолютным добром и абсолютным злом. 4. В системе ценностей общее ставилось выше частного.

Это соответствовало организации общественной жизни человека, который всегда был членом какой-либо корпорации. Поэтому художники предпочитали индивидуализации типизацию . 5. Время и пространство для средневекового человека были неразрывно связаны между собой и с наполняющей их материей. Поэтому в зависимости от степени важности тех или иных событий с точки зрения какой-либо идеи отстоящие друг от друга во времени и пространстве события могли сближаться и даже восприниматься как происходящие одновременно и в одном месте. 6. Идея была столь же реальна, как и предметный мир, поэтому конкретное и абстрактное почти не разграничивалось. 7. Новизна в принципе осуждалась.

С ней была связана возможность ереси, а значит заблуждения. Поэтому доблестью считалось следование авторитету. В связи с этим плагиат не осуждался. 8. Не было представления о детстве как об особом состоянии человека, поэтому к детям предъявлялись те же требования, что и ко взрослым. 9. Очень большое значение придавалось соблюдению формальных процедур, той или иной словесной формуле, позе, жесту.

Считалось, что подобные действия имеют магическое значение и сами по себе могут способствовать успеху. 10. Бедность считалась более богоугодной, чем богатство, поэтому расточительность ценилась больше, чем бережливость, а отказавшиеся добровольно от своего состояния пользовались большим уважением. 11. Жизнь и смерть не воспринимались как две противоположности умершие могли вернуться к живым, а человеческий коллектив мог включать и ныне живущих, и мертвых. 12. Дистанции между человеком и природой не было. Человек воспринимал природу как свое собственное продолжение, как нечто, с чем он составляет единое целое, поэтому эстетического восприятия природы не было. В то же время средневековый человек был уверен в возможности воздействовать на природу путем магических заклинаний, ведь на себя повлиять не трудно. 13. Большую роль в картине мира играл символ.

В любом событии человек мог увидеть знамение свыше и сам создавал символы с целью влияния на исход событий. 14. Средневековому восприятию были присущи черты гротескности, но в этом не видели ничего комичного.

Человек утрировал какое-либо качество, потому что более эмоционально, чем наш современник, воспринимал мир. 15. Несмотря на единство переходящих порой друг в друга крайностей и совмещение несовместимого, мировосприятие средневекового человека отличалось целостностью, доходящей до невозможности его расчленения на элементы.

Эстетика, исторические знания, философия, экономическая мысль представляли собой нерасчленимое единство, так как все проблемы рассматривались с точки зрения центральной картины мира - идеи бога. Учения о прекрасном были ориентированы на постижение бога, история имела смысл только как осуществление божьего замысла. Рассуждения о богатстве, цене, труде были составной частью анализа этических категорий. Только в терминах богословия человек осознавал себя и свой мир. 16. Целостность миросозерцания порождала уверенность в единстве мироздания.

Подобно тому, как во временном ощущали вечное, человек оказывался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и конечной целью мироздания. В части заключалось целое, микрокосм человек был дубликатом макрокосма мироздания. 17. Целостность мировосприятия не предполагала однако его гармоничности и непротиворечивости. Контрасты вечного и временного, священного и греховного, души и тела, небесного и земного лежали в основе этого миросозерцания.

Они находили опору в контрастах реальной действительности. Средневековое христианское мировоззрение переводило эти реальные контрасты в надмировые категории и разрешение противоречий оказывалось возможным в потустороннем мире. Так христианство выполняло роль компенсаторного механизма. Однако необходимо отметить, что этот механизм существенно отличался от того, который предоставлялся человеку восточными религиями. Христианство все же было чем-то внешним по отношению к жизни большинства людей человек мог грешить и каяться.

Для человека, следующего конфуцианству или буддизму, это невозможно восточные религии - не столько система идей, сколько образ жизни. Поэтому христианство даже в Средние века меньше подавляло активность человека и стремление к улучшению своей жизни, а это создавало принципиальную возможность перестройки цивилизации. При таких особенностях быта у каждого сословия должно было развиться собственное воззрение на все жизненные отношения, которые нашли свое отражение в литературе - основном источнике и памятнике рыцарской культуры и этики.

Рыцарские эпопеи проникнуты этим исключительным духом. Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания французская Песнь о Роланде, испанская Песнь о Сиде появилась рыцарская поэзия лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии и рыцарский роман история любви Тристана и Изольды, представляющие так называемую куртуазную литературу с обязательным культом прекрасной дамы. Рыцарский роман возник на Западе В XII в и это было далеко не случайно.

XII век не раз сравнивали с Возрождением или считали его началом. Оба эти утверждения слишком смелые и, конечно, ошибочны.

Но столетие было действительно замечательным. Культурное развитие приобретает невиданный до того динамизм. Литературные направления и жанры возникают, вступают во взаимодействие, усложняются и скоро если и не приходят в упадок, то оттесняются на литературную периферию, уступая место новым направлениям и жанрам. Столь же быструю эволюцию проделывает и изобразительное искусство - от романского стиля в начале XII века к утверждению готики уже в его середине.

Это было время феодальных смут, религиозного экстаза, уравнительных ересей и одновременно - небезопасных попыток рационализировать иррациональное, вычислить и измерить безмерное. На смену суровой простате, обобщенности и некоторой эстетической и этической одноцветности предшествующих столетий приходят пестрота, усложненность, многообразие. Культура Западной Европы, как и взрастивший ее феодальный строй, переживает период зрелости. Автор куртуазного романа romans courtois - это чаще всего клирик, то есть человек для своего времени ученый, состоящий на службе при очень значительном феодальном дворе сеньор средней руки не смог бы оплачивать его долгий и утомительный труд сам же, как правило, незнатного рода простой горожанин или же бедный рыцарь.

Среди авторов рыцарских романов особо можно выделить знаменитого Кретьена де Труа, который сочетал в своих произведениях античную традицию шансон де жест chansons de gestes и кельтские мотивы, в том же столетии писала свои песни Мария Французская.

Рыцарская