рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религиозный фактор

Религиозный фактор - раздел История, Цивилизационная принадлежность России Религиозный Фактор. Но В Том-То И Заключается Главное Отличие Православного М...

Религиозный фактор. Но в том-то и заключается главное отличие православного мышления, что оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня - стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою.

И.В. Киреевский. О необходимости и возможности новых начал для философии. Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия - восточное христианство, православие - воспитала их душу. Мы попытаемся лишь определить, в чем заключается суть специфики русского православия и как эта специфика повлияла на своеобразие русской истории. И Запад, и Россия суть страны христианские, однако христианство попало сюда через разных посредников на Запад - через Рим, в Россию - через Византию.

Как справедливо в свое время отмечал выдающийся русский мыслитель, один из основоположников славянофильства Иван Васильевич Киреевский, каждый христианский народ, вследствие местных, племенных или исторических случайностей развивший в себе преимущественно одну какую-нибудь сторону умственной деятельности, естественно должен был и в духовной жизни своей и в писаниях своих богословов удерживать тот же свой особенный характер Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России И.В. Киреевский.

Избр. статьи. М 1984. С.206 Соответственно в западном католицизме и восточном православии христианстве не могли не отразиться особенности римской и греческой цивилизаций. По мнению Н.Я.Данилевского, эллинский культурно-исторический тип был типом культурным, и притом преимущественно художественно-культурным, римский же - политическим, развившим и осуществившим с успехом одну лишь политическую сторону человеческой деятельности.

А потому сообразно основной черте психического строя греков, их религия получила исключительно эстетический характер религия римлян, также соответственно основным свойствам их мировоззрения и культуры, получила характер политический Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С.474, 476-477 Другая характерная черта римской цивилизации, тесно связанная с первой ее рационализм неслучайно всесторонне разработанная система права - так называемое римское право - появилась именно в Риме, а не в Греции отличительный склад римского ума заключался в том именно, что в нем наружная рассудочность брала перевес над внутреннею сущностью вещей Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России И.В. Киреевский.

Избр. статьи. М 1984. С.209 Для греков же была характерна склонность к отвлеченному мышлению о высоких материях и способность к тонкому логическому анализу См. Полный православный богословский энциклопедический словарь.

Т.2 Ст. Православие Как же особенности римской и эллинской цивилизаций проявились в христианстве? В период утверждения христианства в качестве мировой религии, в IV-VI вв. н.э напряженные богословские споры с еретическими течениями вела в основном греческая церковь. Но если римская церковь при самом зарождении своем мало интересуется великими идеями, волновавшими Восток, зато она бдительно следит за 7всем, что касается земного устроения и порядка.

С самого начала Рим расходует свою энергию на выработку железной церковной организации, которая в средние века кладет к подножию папского престола всю Западную Европу. Основная черта католической церкви - это власть, господство, дисциплина См. Христианство. Энциклопедический словарь. T.I. Ст. Католическая церковь Во главе католической церкви стоит папа, считающийся единым праведным наместником Христа - первым епископом. Папы имели не только власть духовную, но и светскую, созданную исторически, это после не раз приводило к продолжительной борьбе пап с королями.

Кульминационного пункта достигла она с признанием непогрешимости папы в делах веры См. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Ст. Католическая церковь В отличие от католической православная церковь не приписывает непогрешимости какому-либо одному человеку папе по ее представлениям, непогрешимой признается православная церковь в целом которая есть собрание всех верующих всех времен и всех народов под главенством Иисуса Христа и под водительством Святого Духа Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

С.201 выражающая свое учение посредством вселенских соборов. По сравнению с католической, православная церковь отличается большей свободой внутренней жизни. Так, решающий голос на вселенских соборах принадлежал епископам, но совещательный имели и клирики, и простые миряне, особенно философы и богословы, принимавшие участие в соборных прениях и помогавшие епископам своими указаниями и возражениями.

В отличие от католичества православие разрешает мирянам читать Библию. Если для католичества характерно внешнее единство власть, господство, дисциплина, то для православия - скорее единство внутреннее соборность понимаемая как причастность православных к общему Абсолюту. Православие не стремится к прямой светской власти, концентрируя свое внимание на душах людей. Различен на Западе и Востоке способ богословского мышления. Ибо, стремясь к истине умозрения, восточные мыслители заботятся прежде всего о правильности внутреннего состояния мыслящего духа западные - более о внешней связи понятий.

Восточные для достижения полноты истины ищут внутренней цельности разума того так сказать, средоточия умственных сил, где все отдельные деятельности духа сливаются в одно живое и высшее единство. Западные, напротив того, полагают, что достижение полной истины возможно и для разделившихся сил ума Одним чувством понимают они нравственное другим - изящное полезное - опять особым смыслом истинное понимают они отвлеченным рассудком, и ни одна способность не знает, что делает другая, покуда ее действие совершится Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России И.В. Киреевский.

Избр. статьи М 1984. С.221 В результате того, что Россия и Запад получили христианство через разных посредников, особенности христианского воспитания у них кардинально различались богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности - в православном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа там раздвоение сил разума - здесь стремление к их живой совокупности там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий - здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной цельности и средоточению разума там искание наружного, мертвого единства - здесь стремление к внутреннему, живому там церковь смешалась с государством, соединив духовную власть со светскою и сливая церковное и мирское значение в одно устройство смешанного характера в России она оставалась не смешанною с мирскими целями и устройством там схоластические и юридические университеты - в древней России молитвенные монастыри, сосредоточивавшие в себе высшее знание там рассудочное и школьное изучение высших истин - здесь стремление к их живому и цельному познаванию одним словом, там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния, раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного в России, напротив того, преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России И.В. Киреевский.

Избр. статьи М 1984. С.234-235 Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие тем не менее оказало определяющее влияние на русскую политическую традицию.

Исследовавший этот вопрос И.Н. Ионов отмечает, что одним из центральных понятий государственной идеологии Византии было понятие таксиса, сущность которого заключалась в сближении, соединении земного и небесного порядков.

Соединяющей силой была власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало напряжение противоречие между сущим и должным, между земным и небесным порядком Тем самым в православии власть настоящего, православного царя становилась гарантом возможности будущего спасения после смерти Если в европейском городе в протестантской среде верования толкали человека к активной экономической деятельности ее успех помогал ему убедиться в своей избранности, в грядущем индивидуальном спасении, то в русском городе перед человеком открывался не экономический, а политический путь спасения, причем с сильной коллективной составляющей.

Отсюда, с одной стороны, экономическая активность европейцев и создание ими гражданского общества как механизма утверждения своих интересов, как инструмента борьбы за экономический успех, а с другой - поиски настоящего царя в России Постепенная секуляризация воззрений привела к тому, что на Западе, особенно в США, высшим критерием оценки деятельности человека, если угодно, воплощением смысла жизни, стали оценки рынка, богатство, в то время как у нас сближение сущего и должного было реализовано в форме коллективного движения к лучшему будущему, в идеях социальной справедливости Силой, соединяющей сущее и должное в СССР по-прежнему оставалась харизматическая власть, государство Ионов И.Н. Россия и современная цивилизация 0течественная история 1992. 4. С.63 - 64 4.4 Фактор социальной организации У нас государство имело огромное влияние на общественную организацию, тогда как на Западе общественная организация обусловила государственный строй.

П.Н. Милюков.

Очерки по истории русской культуры Под воздействием вышеуказанных факторов природно-климатического, геополитического, религиозного - в России сложилась специфическая социальная организация. Ее основные элементы следующие 1. первичная хозяйственно-социальная ячейка - корпорация община, артель, товарищество, колхоз, кооператив, концерн и т. д а не частнособственническое образование, как на Западе 2. государство - не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, порой даже демиург творец гражданского общества 3. государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна смута 4. государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны 5. государственность опирается на корпорацию служилой знати дворянство, номенклатура и т.д Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность русского общества, внутреннее единство его исторического бытия. 5. Проблема восприятие государства в традициях различных цивилизаций 5.1 Проблема восприятия государство на Востоке Восточный тип цивилизации в мировой истории представлен широко и разнообразно.

Классический вариант цивилизации восточного типа представлен обществами буддийского и конфуцианского Востока, имеющими циклический тип развития.

В таких обществах присутствует особое отношение ко времени.

Человек, по их представлениям, живет одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Кроме того, наблюдается идеализация прошлого.

Ментальность народов, относящихся к этому типу, обладает ярко выраженным своеобразием.

Общественное сознание носит харизматический характер. Действительность воспринимается не только эмпирически, но и через призму веры в сверхъестественные силы. Цель существования понимается как приближение, движение к некому высшему харизматическому, сакральному идеалу.

Сосредоточенность на духовной стороне жизни - это отличительная черта общественного сознания при восточном типе цивилизации. Главной ценностью бытия для них всегда являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей. Отношение к основным ценностям, идеалам, а также лидерам, вождям, монархам, которые рассматривались как носители высших ценностей, имели харизматический характер.

Правители обожествлялись. Восточные общества построены на принципах коллективизма. Личные интересы полностью подчинены общим, государственным. Личностное начало развито слабо. Важнейшим элементом общественного устройства являлась община. Интересы личности в общине подчинены интересам коллектива, который определял все стороны жизни нравственные нормы, духовные приоритеты, культурные предпочтения, принципы социальной справедливости и социальной защиты, норму и характер труда.

Община носит замкнутый характер. Кроме того, очень развит патернализм, т.е. модель государства скопирована с модели семьи. Понятие о частной собственности в обществах восточного типа отсутствует. Речь идет лишь о коллективном праве на пользование, владение ресурсами водой, землей и т.д Верховным собственником всего выступало государство, власть. Принадлежность к власти опосредованно давала право на собственность.

Но это не частная собственность, т.к. имущественные права частных лиц не имели правовых гарантий. Восточное общество построено на особом типе связей, которые имеют исключительно вертикальный характер отношения подданства, то есть все связи в обществе замкнуты на властных структурах. Горизонтальные, независимые от власти связи экономические, культурные, политические между общинами отсутствуют. Все связи вертикально замкнуты на слой управляющей бюрократии, которая, в свою очередь, замкнута на единоличного правителя, власть которого ничем не ограничена и который рассматривается как наместник Бога на земле.

Бюрократия, управляющая от его имени, играла колоссальную роль. Человек в таком обществе полностью зависит от произвола чиновников. Коррупция, злоупотребления властью при такой общественной системе неизбежны. В таких обществах колоссальную роль играет централизованное государство. Их называют этатистскими обществами. Государство брало на себя функции контроля во всех сферах жизни человека.

При ослаблении государства подобные общества распадаются. Тип государства - деспотия. Деспотия предполагает ничем не ограниченную бесконтрольную власть, не стесненную никакими формальными законами. Государство абсолютно преобладает над обществом. Развитие в таких обществах идет медленно из-за традиционализма самой структуры общины. Традиция канонизировалась как высшая общественная ценность. 5.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Цивилизационная принадлежность России

Создается впечатление, что именно история страны, ее оценка разделяют людей более глубоко и непримиримо, чем проблемы сегодняшнего дня. Тупиковость… Очень сложно быть объективным в оценке явлений, которые являются частью… Отсюда мифологизированность современной политики. Очень сложно быть объективным в оценке явлений, которые являются…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозный фактор

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Обзор различных подходов к изучению истории
Обзор различных подходов к изучению истории. Существуют различные подходы к изучению истории, позволяющие анализировать всеобщую историю и историю отдельных обществ. В советской историографии пропо

Влияние различных факторов на российскую историю
Влияние различных факторов на российскую историю. Как уже было сказано, все исследователи, независимо от того направления, к которому они принадлежат, отмечают огромную роль государства в ро

Геополитический фактор
Геополитический фактор. История России есть история страны, которая колонизуется. В.О. Ключевский. Курс русской истории История России есть история муки и борьбы от печенегов и хазар - до ве

Проблема восприятия государства на Западе
Проблема восприятия государства на Западе. Западный тип цивилизации можно обозначить как тип прогрессивного развития, при котором возникла самоподдерживающаяся экономика, демократическое общественн

Проблема восприятия государства в России
Проблема восприятия государства в России. Это вопрос очень сложен для изучения, но, на мой взгляд, именно эта проблема является одной из основных, определяющих принадлежность России к той или иной

Библиографический список использованной литературы
Библиографический список использованной литературы. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М 1990. 2. Восток - Запад. Исследования, переводы, публикации. М 1982, 1985, 1988, 1989. 3. Гуми

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги