Демократизм древнерусского общественного устройства

Демократизм древнерусского общественного устройства. Древнерусскому обществу, как и древнейшим сообществам других народов, был присущ строй родовой демократии. Прокопий Кесарийский писал о славянских племенах Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, а издревле живут в народоправстве демократии, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим.

Широко известна версия о призвании варягов на княжение в Новгороде. По данным летописи, прежде сами же новгородцы и изгнали их, отказавшись платить дань, что свидетельствует о наличии уже в то время в Новгороде порядка выборности княжеской власти. Подобные обычаи существовали во всех крупных поселениях Древней Руси, воплотившись в действиях городских вечевых сходов. В домонгольский период вечевые собрания, как отмечает большинство исследователей, играли огромную роль в жизни русских городов.

Во многих из них существовали выборные должности глав городских общин, а иногда глав общего городского управления так называемые сотские и тысяцкие, старшие люди и старцы градские. Выборы низших должностных лиц, вероятно, происходили на отдельных собраниях, в то время как кандидатов на общегородские должности выбирали на общих вечевых сходах. Достаточно известны случаи призвания князей на княжение, то есть, фактически ограниченный сословными рамками выбор правителя.

Собрания общинников не были достоянием лишь городской жизни. В сельских общинах существовал институт мирских сходок. Мир был самоуправляющейся общиной лично свободных крестьян. Мир выбирал старост, решал вопросы сбора дани или оброка для феодалов, разрешал споры, регулировал хозяйственную деятельность. Трудно переоценить культурное значение русской крестьянской общины и соответствующих ей отношений и психологии.

Однако малоизученным оказался вопрос о демократических традициях общины, среди которых - выборность и подотчетность должностных лиц, прямое народное управление мирского схода, принцип большинства в принятии решений. С укреплением княжеской власти роль городских вечевых собраний снижалась, однако они не исчезли совсем. В период бедствий, нашествий кочевников и других чрезвычайных событий вечевые собрания созывались народом или властью для принятия наиболее трудных решений.

Вече созывалось и бунтовщиками в ходе социальных и политических конфликтов 2.2