рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Истоки и причины формирования традиционализма

Работа сделанна в 2003 году

Истоки и причины формирования традиционализма - Курсовая Работа, раздел История, - 2003 год - Традиционализм и его влияние на систему государственного управления Японии Истоки И Причины Формирования Традиционализма. В Настоящее Время Япония Переж...

Истоки и причины формирования традиционализма. В настоящее время Япония переживает экономический кризис. Темпы роста национального продукта снизились до 1 в год. Возможно, этот кризис является последним автономным, не спровоцированным внешними ценовыми или валютными ударами. Богатейшая высокоразвитая страна оказалась просто неготовой к глобальной экономике Е. Леонтьева Закат экономического чуда Азия и Африка сегодня. 2002 г 3. стр. 4. Медлительность при согласовании групповых интересов, привычка бюрократов действовать по шаблонам, нежелание политиков вникать в крупные проблемы привели к тому, что Токио пропустил наступление финансового кризиса и вход в затяжную экономическую депрессию Ясуо Наито, В.Головнин, Д.Косырев Японией по-прежнему управляют по самурайским законам опубликовано на сайте http nadzor.vvsu.ruanalitshowa.aspid334. За 8 лет, с 1993 по 2001 год в Японии сменилось 7 премьеров.

В этих условиях стабильность, которую олицетворяет собой император, становится весьма значимой Символ единства народа Япония сегодня. 2001 г. декабрь. стр.6 . Данный феномен имеет глубокие исторические корни, что и придат ему особую значимость.

Развитие феномена японского императора невозможно рассматривать в отрыве от истории государства и народа, которым он управляет. Процесс формирования вначале абсолютистской, а затем современной форм императорской власти пошл ещ в древности.

В III веке в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. В ходе этого процесса растт производительность труда и усиливается социальное расслоение. Однако рабские формы эксплуатации не получили широкого распространения. Островное положение Японии, географические условия и гористая местность сковывали их развитие. Здесь не получилось при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли, а также добыть за счт военных походов достаточное количество рабов.

Не последнюю роль играло и особое влияние китайской цивилизации, в первую очередь это проявилось в заимствовании религий и государственных институтов. Первым документом, определяющим систему функционирования государства, стала Конституция Стоку, или Закон 17 статей 604 год. Эти статьи не правовые положения в полном смысле этого слова, а скорее религиозные и этические принципы этих положений. Основой порядка провозглашается всеобщий закон, а государь его выразителем, который имеет право требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения.

В законе осуждаются междоусобицы, частное владение землй, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати землевладельцев. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи его чиновников, а народ подчиняющейся массы людей История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов.

Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А М 1999, стр. 224. Таким образом, в этом законе видны начала зарождения коллективистских черт в японской культуре Культура в данном случае подразумевается в смысле мировоззренческих установок социума и каждого человека в частности Провозглашается единоличная власть. Междоусобная борьба помешала созданию в тот период эффективно действующей центральной власти, которая утверждается лишь после очередной клановой победы переворота Тайка 645 год. Законодательство Тайхо Р - это свод законов, изданных в период с 646 по 700 год. Он состоит из двух частей аграрного и управленческого законодательства.

Остановимся на последнем. Реформы Тайка, имевшие для Японии VII века значение политической революции, знаменовали утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом. Древняя религия японцев синто путь духов, легко впитавшая идеи китайских религий о божественной силе монарха, также способствовала этому.

В результате переворота Тайка было создано единое японское государство во главе с императором, опирающегося на поддержку могущественного клана Фудзивара, который впоследствии поставлял из поколения в поколение не только наследственных регентов-соправителей императоров, но и императриц Кузнецов Ю.Д Новицкая Г.Б Сирицын И.М. История Японии Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности История - М. Высшая школа, 1998. стр. 57. Таким образом, реформы Тайка закрепили положения Закона 17 статей и законодательно укрепили власть императора.

Эти два государственных акта способствовали укреплению в сознании народа идеи законности, что было характерной чертой раннефеодального общества. Укреплению императорской власти способствовали первые летописи Запись о деяниях древности 712 года, Анналы Японии 720 года. Перед составителями летописей была поставлена политическая задача исторически обосновать право императорского дома на власть.

Эта задача была осуществлена путм прямого искажения действительности. Однако главным лицом в государственном аппарате стал советник императора. На деле сын неба, обладавший по закону высшей властью, уже в VIII веке более царствовал, нежели управлял. Высшая государственная власть в Японии принадлежал Государственному совету, выполнявшему функции правительства. Непосредственные управленческие функции в Совете осуществляли два министра, опирающиеся в свою очередь также на советников.

В правительстве находилось 8 ведомств двора, культа, складов и финансов, верховных дел, гражданских дел, церемоний и чинов, военных и публичных дел Там же, стр.58. Уже в VIII веке в сознании японцев прочно укрепился принцип легитимности императорской власти. То есть император, и никто другой может быть главой государства. В конечном счете, именно это позволяло держать народ в относительной покорности. Данное утверждение можно подкрепить прецедентом, созданным в 784 году, когда непомерно усилившийся придворный клан Фудзивара, стремясь ослабить императорский трон, захватили правителя и увзли его на север, где и началось сооружение новой столицы мира и покоя Хэйан. В 858 году Фудзивара добились места регента при малолетнем императоре, а в 887 году захватили и пост канцлера при подросшем правителе Там же, стр.60. Свою власть Фудзивара осуществляли через назначение на ключевые государственные должности членов своего клана.

До этого момента Фудзивара усилили свою власть, обязав императора в 729 году брать себе жн только из данной семейной группы.

Таким образом, уже в это время, императорская династия была своего рода символом государственной власти, убрать которую Фудзивара не решились. Однако политическая власть императора была крайне ослаблена. О силе символа императора как основы государственной власти говорит следующий процесс. В X веке с непомерным усилением клана Фудзивара, из источников исчезает упоминание о божественном происхождении императора, а в 969 году - сам термин император тэнно, заменнного выражением отрекшийся император ин. Император отрекался от престола в пользу своего малолетнего сына и постригался в монахи.

Если ранее реальная власть в императорском доме находилась в руках жены и матери императора которые, как было указано выше, с 729 года были исключительно из клана Фудзивара, то теперь отркшийся император не был связан никакими ограничениями. Дело в том, что законодательный акт, противоречащий миропониманию населения, в лучшем случае встретит протест с его стороны, а в худшем, будет просто проигнорирован.

Так получилось и в этот раз. Император, пользующийся поддержкой рядового самурайства, провинциальных должностных лиц и церкви, куда ещ не проникли Фудзивара, реально восстанавливал и приумножал владения императорского дома Там же, стр.70. К концу XII века императорский дом вновь превратился в крупнейшего земельного собственника. Этот период в истории страны именуется правлением экс-императоров Инсэй и обычно датируется 1068-1167 годами.

Таким образом, усиление императора, сумевшего выйти из-под юрисдикции Фудзивара, говорит, во-первых, о силе императорской власти в сознании рядовых японцев, а во-вторых, о силе японского бюрократического аппарата. В XII веке растт политическая мощь и военное влияние губернаторов, наместников, которые фактически становятся неограниченными правителями на подведомственных им территориях. В таких условиях в Японии устанавливается новая форма правления сгунат своеобразная форма военной диктатуры, при которой власть сосредоточена в руках сгуна великого полководца.

Система сгуната с некоторыми перерывами просуществовала с 1192 по 1868 год. Новый военно-бюрократический аппарат назывался бакуфу правительство. Характерной чертой сгуната стало сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительскими и церемониальными функциями. Императору отводились все причитающиеся по рангу почести, однако реальной политической силы у него не было. Главной функцией императора было отправление религиозных обрядов. Забегая вперд, можно сказать, что до сих пор в Японии, в отличие от Китая, не признатся смена династий, считается, что правит клан, установившийся ещ в VI веке Там же, стр. 56. Сгунский период является важным компонентом для понимания специфики японского госаппарата.

Сгун, военный правитель, не пошл на низложение императора, потому что в этом случае возникло бы подозрение в нелегитимности новой власти.

Теперь создалось двоевластие император и сегун. Разумеется, эти два титула не были равноправными в глазах японцев в данном случае речь идт о политической ситуации. Император стал править в Киото, а сгун создал свою столицу в Камакура. Двоевластие было юридически закреплено указом императора 1205 года, согласно которому все апелляции невассалов сгуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс-императора. Характерной чертой раннего сгуната является всевластие глав больших семейных групп. И в этом проявляется вторая важная, наряду с институтом императорской власти, составляющая традиционалистического устройства Японии это безусловный авторитет главы семьи В данном случае под семьй понимается большая семейная группа, следующая по своим масштабом за кланом Он был обязан заботиться о сохранении семейной собственности, фамилии, традиционной семейной профессии, осуществлять контроль над членами семьи.

Нарушителей установленного порядка он мог лишить земли. В условиях военного времени он командовал военным подразделением.

Глава семьи отправлял культ предков. Стоит заметить сходство функций и положения императора и главы семьи они оба выполняют религиозные функции и обладают единоличной властью в решения главы семьи не мог вмешиваться даже сгун Там же стр. 77. В середине XIII века в результате разветвления генеалогического древа императорского дома, происходит его разделение на северную и южную ветвь.

В результате посредничества сгуната была достигнута договоренность о наследовании престола по очереди между этими двумя ветвями. Налицо была определнная политика сгуната, направленная на ослабление своих главных противников. В результате этот шаг создал предпосылки для будущих смут - следующие сгуны получали своего рода доступ к наследникам, обеспечивающим легитимность их политического господства. Это время период сильнейшего кризиса императорской власти, что проявилось в войне двух ветвей дома правителя и в эпической Повести о великом мире I половина XIV века, где потомок богов впервые назван мятежником Там же, стр. 84. Черты абсолютистского правления сгунат приобретает лишь в XVII-XVIII веках, когда при третьем сгунате Токугава 1603-1867 происходит ужесточение методов управления, создатся полицейский аппарат, земли феодалов дайм - большое имя конфискуются государством. Новый сгун проделал целенаправленную и кропотливую работу, в результате которой император был полностью изолирован от политической жизни.

Его авторитет в этой сфере больше сгуну был не нужен.

И, хотя император уже давно не обладал реальной властью, Иэясу Токугава основатель новой династии сгунов на всякий случай перенс место пребывания своего правительства в Эдо, и город стал не только административно-политическим, но и культурным центром страны Н. Лещенко Сгуны Токугава Иэясу Япония сегодня. 2002 г. февраль. В 1869 году Эдо переименован в Токио Малая советская энциклопедия, т.10, 3-е издание В это время наиболее законченные формы приобретает сословное деление, скреплнное законом и властью сгуна, выраженное формулой си-но-ко-с самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы.

В дворянском сословии самураев имелось две группы высшая и низшая. У самураев была одна важная привилегия они и только они могли занимать административные и военные должности. Исключительно самурайским занятием была военная служба История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов.

Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А М 1999, стр. 153. Эпоха Токугава 1603-1867 была эпохой внутреннего мира. Такого длительного периода без войн, который воцарился в Японии с приходом к власти дома Токугава, не знала ни одна другая страна Н. Лещенко Сгуны Токугава Иэясу Япония сегодня. 2002 г. февраль Императоры несколько раз предпринимали попытки свергнуть власть сгунов и вернуть себе всю полноту власти в стране. Это окончательно удалось лишь в 1868 г. в ходе Реставрации Мэйдзи, когда понятия сгунат, бакуфу и титул сгун стали достоянием истории Статья сгунат опубликовано на сайте Япония сегодня httpwww.japantoday.rujapanazs40.shtml. Этому предшествовало складывание целого клубка противоречий во внутренней жизни страны.

Обрабатываемая площадь с начала XVIII века практически не расширялась, оставаясь на одном и том же уровне 2,9-3,0 млн. т 1 т 0,99 га. Прирост населения также был предельно низок с начала XVII до середины XIX века 0,01 в год. Наиболее ярким свидетельством активно идущего вызревания в экономике Японии предпосылок капиталистического способа производства, вступавшего в противоречие со способом феодальным, было неизменное увеличение количества мануфактур.

В первой половине и XIX века в стране возникло более 180 новых мануфактур, что превышало общую цифру за два предшествующих столетия Кузнецов Ю.Д Новицкая Г.Б Сирицын И.М. История Японии Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности История - М. Высшая школа, 1998, стр. 146 Кризис экономический был дополнен кризисом социальным.

Выражением его в 1837 году стало восстание Хэйхатиро из-за спекуляций рисом в условиях голода и из-за бездействия и невмешательства сгуна в решение этого вопроса. Там же, стр. 148-149 Показателем социального кризиса стало то, что это восстание нашло отклик по всей стране и среди совершенно разных социальных групп городских низов, крестьянства и самураев. Это восстание носило антибуржуазный характер.

Проявление политического кризиса стала неудача сгуната в попытке укрепить феодальные порядки. В декабре 1841 года сгуном был издан указ о роспуске монопольных гильдий, фактически означавший установление свободного рынка. Это встретило сильное сопротивление со стороны торговцев и ростовщиков, к тому же состояние рынка полностью вышло из-под контроля, и сгун был вынужден уйти в отставку. В 1851 году этот указ был официально отменн, что свидетельствовало об ослаблении позиций класса феодалов и усилении активности буржуазных слов. Однако важнейшей причиной реставрации власти императора стал внешнеполитический провал сгуната. 8 июля 1853 года в бухту Урага южнее столицы вошла американская эскадра коммодора Перри. После передачи письма сгуну, Пери пообещал вернуться, что и сделал на следующий год, когда и состоялись переговоры. 31 марта был подписан первый договор.

Американские корабли получили право захода в японские порты, где они могли по бартеру приобретать продовольствие, топливо и другие товары.

В это же время подобный договор был заключен в Японии с российским вице-адмиралом Путятиным. Договоры с Англией и Голландией и Россией устанавливали предельно низкие таможенные пошлины, что привело к неконтролируемому влиянию на рынке иностранных торговых компаний. Угроза потери своей независимости становится в Японии ускоряющим импульсом национального движения, развитие которого происходит по мере вс большего осознания самураями необходимости возрождения и единства страны, создания сильного централизованного государства, способного обеспечит себе независимое, самостоятельное существование. Единственный путь к этому проведение буржуазных реформ.

Начавшаяся в Японии в конце 60-х годов XIX века борьба между сторонниками сгуна и императора была связана не с тем, проводить или не проводить реформы, настоятельная необходимость которых стала очевидной, а с тем кто их будет проводить. Лозунги устранения власти сгуна и восстановление власти императора, имеющей традиционное религиозное обоснование, становятся той общей идейной платформой, на которой и происходит объединение реформаторских сил. Показательна и религиозная окраска антисгунской идеологии буддизму религии сгуна противопоставляется древняя религия японцев синто обожествляющая императора Там же, стр. 150. Дальновидные самурайские круги видели в императорском престоле, в культе императора единственно наджную пору в деле консолидации перед внешней угрозой.

Не случайно именно в это время в Японии восстанавливается тэнноизм от слова тэнно - Сын Неба - древнего названия японского императора как сложное многоплановое явление, получившее название императорский путь, несущее политический, идеологический, религиозный и мировоззренческий смысл, ставшее объединительным началом, которое выработало у японцев особое чувство национальной общности. 1868 год ознаменовал начало важного переломного этапа в истории Японии.

События этого года получили название реставрации Мэйдзи.

Их первым политическим результатом стало свержение сгуна и восстановление власти японского императора в форме абсолютной монархии. Первым актом нового правительства стало введение специального летоисчисления по названиям периодов правления того или иного императора. Это было предпринято для упрочения в глазах населения политической и религиозной власти императора. Западные державы не вмешивались в этот конфликт, познав разрушительность народного движения в Китае. Возникает вопрос почему же не получилось свергнуть сгуна и посадить на престол другого военного правителя, как это было с двумя предыдущими сгунскими династиями Дело в том, что сгунская система исчерпала себя и возникла острейшая необходимость в создании сильной самодержавной власти.

Сгунат тоже был абсолютистской системой, однако у него не было прочных корней по сравнению с императорской властью. За императорской властью стояла ощущение легитимности - идея божественного происхождения, что почти никогда не говорили о себе сгуны Письма Карла Хеннера опубликовано на сайте httpemi.dax.rulibrjpnbook15.html. Нарождающемуся монополистическому капиталу нужен был император, что и произошло.

Таким образом, в ходе этой революции сверху были решены две задачи общенациональная задача защиты страны от потери ею суверенитета и скорее контрреволюционная по отношению к народному движению задачу перевода этого движения из русла революционной борьбы в русло реформ. Главным итого развития Японии на данном этапе стало возрастание роли императорской власти как консолидирующего начала японской нации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Традиционализм и его влияние на систему государственного управления Японии

История двух стран полна разрывов и примирений, войн и периодов мирного сотрудничества. Это обусловливается соседством двух стран и постоянного столкновения интересов… И в современных условиях, когда сталкиваются интересы не просто стран, а государств, одно из которых обладает ядерным…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Истоки и причины формирования традиционализма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Влияние традиционализма на систему управления Японией по конституции
Влияние традиционализма на систему управления Японией по конституции. года. События предшествующего периода были временем формирования миропонимания японской нации. Основой этого убеждения являлась

Традиции на промежутке с
Традиции на промежутке с. по 1947 год и причины принятия новой Конституции. После принятия Конституции 1889 года она стала основным государственным законом Японии, не встретив сильного сопро

Муниципальные органы
Муниципальные органы. Введение нового основного закона придало новые формы местным органам власти. Прежняя система местного управления, созданная в XIX веке по прусским образцам, отличалась

Обзор энергетического кризиса
Обзор энергетического кризиса. года и перестройки системы управления Японией. В итоге сравнительно длительного периода высоких темпов экономического роста после принятия Конституции и снятия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги