Работа над русским языком

Работа над русским языком. Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала работа М.В. Ломоносова в области русского языка и литературной теории и практики. Ломоносов обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах. До Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка стихосложение. От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму.

Будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, Ломоносов распространил чередование ударных и безударных слогов на все виды стиха. Сам Ломоносов особенно ценил ямб, считая его наиболее бодрым и энергичным размером. Любимым стихотворным жанром Ломоносова была ода, представлявшая собой как бы торжественную ораторскую речь в стихах. Восторженные похвалы науке одна из основных тем ломоносовской поэзии.

Усилия Ломоносова как поэта-учного были направлены на сближение литературной и разговорной речи, на обеспечение целостности и самостоятельности национального русского языка. Ведь литературным языком ещ оставался средневековый церковнославянский язык, оторванный от живой разговорной речи. Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни.

В 1743 году Ломоносов написал Краткое руководство к риторике на русском языке. Изданная в 1748 году Риторика Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка Российская грамматика. 1755,опубликована в 1757 году Большую роль в становление грамматических норм сыграло собственное литературное и научное творчество Ломоносова.

Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В. Ломоносова.