рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В ДОРЕФОРМЕНОЕ ВРЕМЯ

Работа сделанна в 2001 году

РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В ДОРЕФОРМЕНОЕ ВРЕМЯ - Доклад, раздел История, - 2001 год - Реформистская деятельность С. Ю. Витте Роль Крестьянской Общины В Дореформеное Время. Крестьянская Община - Это Инст...

РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В ДОРЕФОРМЕНОЕ ВРЕМЯ. Крестьянская община - это институт, преобладающий в России после отмены крепостного права. В нашей публицистике утвердился очень односторонний взгляд на общину. Так А. Пушкарь в газете Известия за 14.02.90 пишет община была осколком первобытнообщинного строя, идеальным механизмом для фискального полицейского надзора. В. Гаврикин - Известия4.03.90 община - это осколок феодальных отношений.

По-видимому, журналисты, используя наиболее хлесткие определения, оставались в плену прежних представлений об общине. Более глубокое изучение фактов и документов приводит в настоящее время многих историков к другим выводам. Да, в пореформенную эпоху община была пережиточным явлением. Многие, в том числе и сами крестьяне, ругали ее за косность и рутину. Но почему-то получалось всегда так, что в изменившихся условиях менялась и община.

Еще в период феодализма община многое сделала для утверждения трехпольной системы земледелия вместо беспорядочного засевания одних и тех же площадей. Затем, после реформы 1861 года наступил сравнительно благоприятный для крестьянского хозяйства период распались крепостные цепи, малоземелье еще не очень ощущалось, цены на хлеб держались высокие. И в громадном большинстве общин, в целых регионах, прекратились земельные переделы. Более того, стихийно начался процесс формирования частной собственности на общинную землю.

Ее стали продавать, завещать по наследству и т.п. Но в 80-90 годах XIX века обстановка резко изменилась. Разразился мировой сельскохозяйственный кризис, и помещики поспешили переложить убытки на крестьян. Выросло крестьянское население, и на общинных землях стало тесно. Наконец, случился ряд неурожайных лет особенно сильный неурожай был в 1891. Встал вопрос о физическом выживании крестьян. И община после нелегкой внутренней борьбы вынуждена была возобновить переделы.

Тогда же появился самый уравнительный вид разверстки земли - по едокам. Но сразу же встал и другой вопрос как переделять землю, если один крестьянин всегда удобрял свои полосы, а другой довел их до истощения Долго и горячо обсуждался этот вопрос, и решение, похоже, было найдено. В Пензенском архиве обнаружен такой документ Мы, крестьяне говорилось в приговоре села Никольского должны землю удобрять назьмом, а если по истечении 12-летнего срока земля будет поделяться, и окажутся участки неуназьменными, то при разделе нерадивому домохозяину возвратить тот самый участок, который не был им удобрен в течение 12 лет. Голодные годы многому научили, и с конца XIX века в ряде нечерноземных губерний крестьяне начали отказываться от трехпольной системы и всем обществом переходить к многопольным севооборотам с высевом кормовых трав. Правда этот процесс шел медленно.

Но ведь в сельском хозяйстве медленное, но неуклонное накопление новых явлений - залог нового развития.

Таким образом, община не была ни сколком, ни осколком. Она жила богатой внутренней жизнью. Община - явление не исключительно русское, а мировое. В Европе она исчезла сравнительно рано, в России просуществовала до коллективизации, а во многих странах Востока все еще сохранилась. Некоторые общинные традиции до сих пор живы в развитых странах например, в Голландии - и не все они плохи. Была ли община прообразом коллективного ведения сельского хозяйства в деревне при социализме Вопрос этот активно обсуждается в исторической литературе.

Переход к коллективному ведению сельского хозяйства был голубой мечтой всех народников, и они охотно расписывали те случаи, когда крестьяне, скажем, всем обществом скашивали луга, а затем делили сено в копнах. Но дальше этого дело не шло. В дореформенную эпоху отдельные помещики пытались вводить коллективные запашки, в пореформенную - некоторые земства. Но крестьяне смотрели на это как на барские причуды, на новый вид барщины и старались избавиться от подобных новшеств.

Маркс считал источником большой жизненной силы русской общины как раз ее дуализм - общественная собственность на землю и частный характер производства и присвоения. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Реформистская деятельность С. Ю. Витте

Но на политической арене действовали в это время, конечно, не только представители революционного движения. Но политические деятели, принадлежавшие… И не зная этих людей, нельзя понять глубинной сути происходивших в стране… Наиболее яркие личности того времени, конечно, С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. 2. РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В ДОРЕФОРМЕНОЕ ВРЕМЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВРЕМЯ И РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ
ВРЕМЯ И РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ. С. Ю. Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 года и воспитывался в семье своего деда А. М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором, а

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги