Византия и второй крестовый поход

Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный университет им. А.М. Горького исторический факультет кафедра древнего мира и средних веков Курсовая работа ВИЗАНТИЯ И ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Исполнитель Кетова Т.С студентка 1 курса, специальность история заочное отделение Преподаватель Степаненко В.П. Екатеринбург 2003 Содержание Введение 3 Глава 1. Причины крестовых походов 5 Глава 2. Состояние Византийской империи перед крестовыми походами 7 Глава 3. Ход второго крестового похода 1. Начало 2. Выступление 13 Глава 4. Итоги похода.15 Заключение 16 Литература18 Введение В истории классического западноевропейского средневековья, вероятно, не было эпохи более захватывающей воображение своей грандиозностью, размахом и величием, чем эпоха крестовых походов, продолжавшаяся с конца XI века до самого XIII века. Это было время масштабных военных экспедиций западных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождения Святой Земли от неверных мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными якобы на поругание Исламу.

Крестоносное движение охватило почти два столетия, причем столетия решающие для развития этого типа общества, аккумулировавшие наиболее значимые и существенные его признаки.

В данной работе более подробно рассмотрен второй крестовый поход.

Он оставил значительный след в мировой истории. Эта тема представляет собой интерес прежде всего потому, что второй крестовый поход стал следующей попыткой после взлетов и неудач первого крестового предприятия вернуть христианскому миру его святыни. Византия, будучи восточным государством, не могла не испытать на себе те волнения, вызванные крестоносными движениями. Эта проблема тоже нашла отражение в данной работе.

С точки зрения восточноевропейской истории этот период представляет собой любопытнейший эпизод борьбы между Западом и Востоком, борьбы, которая еще не окончилась и поныне продолжается на наших глазах, соединив разнообразные интересы, как религиозные, так и политические и торговые, в так называемом Восточном вопросе. Крестовые походы с точки зрения русской истории получают важное значение как эпизод столкновения двух миров и поныне разделяющих господство в Европе и Азии. Мне кажется, что в этом и заключается актуальность данной работы.

Эта тема охватывает обширный исторический материал, знание которого позволяет глубже разобраться во многих существенных проблемах, имеющих принципиальное методологическое, общетеоретическое значение. Осмысление темы составляет одну из необходимых предпосылок для правильного понимания всей средневековой истории. Это необходимо еще и потому, что эти войны велись, главным образом, рыцарством, которое воодушевлялось церковными лозунгами.

Это явление чрезвычайно характерно для эпохи средневековья, отмеченной господством религиозного мировоззрения. Сложная и своеобразная картина социальных и социально-политических отношений в феодальном обществе Запада и Востока раскрывается при изучении крестовых походов с большой полнотой, так как события и факты, образующие их историю, обрисованы не только в источниках западного происхождения, но и в многочисленных повествованиях арабских, армянских, греческих, русских современников и очевидцев.

Основные известия о крестовых походах содержаться в западноевропейских хрониках XII XIII вв к которым примыкают произведения историков Латинского Востока. Глава 1.

Причины крестовых походов

Причины крестовых походов. Глава 2. Этим и объясняется то поистине детское восхищение, с которым крестонос... Поэтому когда накануне крестовых походов некоторые западноевропейские ... Обращение Византийской империи за помощью к латинскому Западу всегда з...

Ход второго крестового похода

В 1144 г. В 1146 г. На собрании в Везеле французские феодалы были настроены против похода.... Бернара было то, что он упоенный успехом, который имел во Франции, реш... и в Германии началось такое же одушевленное движение, как и во Франции.

Выступление

Он видел в нем опасность для своего государства и для своего влияния н... Когда германские войска остановились у стен столицы, Мануил все усилия... Был распушен слух, будто бы немцы успешно действуют в Малой Азии. После этого Конрад вернулся в Германию. М 1980.

Итоги похода

Успенский Ф.И. Итоги похода. Мусульмане не только не были ослаблены, а напротив, нанося христианам ... . Вообще, религиозная основа крестоносных предприятий отступала на второ...

Заключение

Заключение Несомненно, что крестовые походы воспринимались рыцарями и крестьянам XI в. как очищающее средство от перенаселенности Запада и жажда заморских земель, богатств их увлекала больше всего.

Но эти походы еще даже до того, как обернулись полным провалом, не утолили жажды земли у западных людей. Они были вынуждены вскоре искать в самой Европе, прежде всего в развитии сельского хозяйства, решения проблемы, которого не дал заморский мираж. Крестовые походы - не способствовали подъему торговли, который начался благодаря прежним связям с мусульманским миром и внутреннему экономическому развитию Запада - они не принесли ни технических новшеств, ни новых производств, которые проникли в Европу иными путями - они непричастны к духовным ценностям, которые заимствовались через центры переводческой деятельности и библиотеки Греции, Италии прежде всего Сицилии и Испании, где культурные контакты были более тесными и плодотворными, чем, в Палестине.

Конечно, полученные не столько от торговли, сколько от фрахта судов и займов крестоносцы позволили некоторым итальянским городам Генуе, а больше всего Венеции быстро разбогатеть но что походы пробудили торговлю и обеспечили ее подъем в средневековом христианском мире, в это ни один серьезный историк более не верит.

Напротив, они способствовали оскудению Запада, особенно рыцарства далекие от того, чтобы обеспечить моральное единство христианского мира, они распаляли зарождающиеся национальные противоречия походы сделали непроходимым ров, разделявший Запад и Византию, и вражда между латинянами и греками, которая обострялась от похода к походу.

Тем не менее, культурное значение крестовых походов для средневекового Запада чрезвычайно велико. Столкнувшись с Востоком, Европа, может быть, впервые осознала себя как единое культурное целое. Конечно, определенное единство всегда существовало в сознании людей того времени, и основой его была христианская религия. Но чем дальше, тем более отчетливо вырисовываются контуры культурной целостности, выраженной не только в религиозном единстве, но и в обычаях, одежде, менталитете и т.п. все то, что не слишком заметно в обыденной жизни, но так ярко проступает в столкновении с совершенно иной культурой.

Именно крестовые походы стали ступенью для национальной консолидации стран Европы, выработки национального сознания, так как ставили их участников в чуждую им культурную среду, заставляя острее ощущать принадлежность к своей стране, привязанность к своему государю. Нельзя недооценить того влияния, которое оказали крестовые походы на развитие национальной историко-литературной традиции.

Как всякое великое историческое явление, крестовые походы вобрали в себя все достоинства и противоречия своего времени, и понять его можно только исходя из мировоззрения и нравственных ценностей средневекового общества. Литература Источники 1. Анна Комнина 2. Куглер Б. История крестовых походов, Ростов на Дону, 1995. 3. Ральф Лилие 4. Стасюлевич М.М. История крестовых походов, СПб 1965. Литература 5. Васильев А.А. История Византии М 1967. 6. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке М 1980. 7. Заборов М.А. Крестоносцы и их походы на Восток в XI XIII вв. М 1962. 8. Мишо Г. История крестовых походов. М 1999. 9. Манфред В. Крестоносцы М 1989. 10. Успенский Ф.И. История крестовых походов.

СПб 2000. 11. История Византии М. 1967 Т. 3. 12. Эпоха крестовых походовпод ред. Э. Лависа и А. Рамбо, 1914, ч. 1, ч. 2.