рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Частная благотворительность в Древней Руси

Работа сделанна в 2003 году

Частная благотворительность в Древней Руси - Реферат, раздел История, - 2003 год - История благотварительности в Древней Руси Частная Благотворительность В Древней Руси. Говоря О Частной Благотворительно...

Частная благотворительность в Древней Руси. Говоря о частной благотворительности в Древней Руси следует указать, что о понятие благотворительности возникло здесь с введением христианства, а частный характер она носила лишь в лице князей.

Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты. Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в свом развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до II половины XII в. образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

И второй период со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения. Простейшие виды благотворительности заключались первоначально почти исключительно в кормлении нищих. Практиковались они, как свидетельствуют летописи, отдельными нищелюбцами, из среды которых особенно выделялись князья, духовенство и лучшие люди земли.

Все они, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключнного в темнице, призреть хоть единого из малых сих и вообще так или иначе проявит сво милосердие и нищелюбие. Исходя из таких побуждений и выражаясь в жизни в таких формах, благотворительность была, по единогласному утверждению исследователей, не так вспомогательным средством общественного благоустройства, как необходимым условием личного нравственного здоровья она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему.

Древний русский благотворитель, христолюбец менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходотай, душевный благодетель.

В рай входят святой милостыней говаривали в старину нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается. При таком воззрении на благотворительность помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей. Так относились к ней и князья, из которых многие восхвалялись летописцами за нищелюбие. 2, с.27-28 Великий киевский князь-христианин увидел сво предназначение в том, чтобы быть опорой, опекуном всех киевлян, прежде всего обездоленных.

Народные былины сохранили предания о праведном суде князя Владимира, когда на этот суд мог явиться и просить защиты каждый житель Киевской Руси. Приложением евангельских заповедей к социальной действительности были регулярные трапезы на княжеском дворе, куда мог прийти всякий голодающий. Своеобразной формой социального обеспечения нуждающихся стала и организованная князем раздача пропитания неимущим.

Больным и убогим, которые могли самостоятельно прийти на княжеский двор, Владимир, как отмечается в летописи, отправлял повозки, гружные хлебом, мясом, рыбой, овощами, мдом и квасом. Празднуя в Васильеве недалеко от Киева устранение опасности набега печенегов, князь раздал бедным много хлеба, мда и триста гривен серебра из своей казны. Вряд ли дело здесь только в небесной благодати, снизошедшей на князя Владимира сразу после его крещения киевлян.

Главное в том, что Владимир умело накладывал языческие обряды на христианское вероучение. Общий прим пищи, общая трапеза являлись исконным обычаем всех славянских племн. Отношение к пище было священным. По представлению славян е даровали людям силы природы земля, солнце, дождь и т.п. К торжественной трапезе не допускался представитель другого рода. Княжеский пир и раздача милостыни нуждающимся повторяли это языческое таинство и одновременно одно из важнейших таинств христианской церкви таинство причащения, распространив его одновременно на всех и каждого.

Родство и братство былых ритуальных застолий князь Владимир ввл в христианскую обрядность. Являясь государственной общерусской верой, новая религия должна была объединить люд от князей до простых смердов независимо от сословных различий и вопреки им. Приучая народ к новой государственной религии, Владимир выдвигал вперд самые демократические и привлекательные для большинства е идеи. Отсюда мотивы милосердия, нищелюбия, бескорыстия, которые выступали и как важнейшие заповеди принятого Русью христианства, и как личные свойства стоящего во главе Руси киевского князя.

События общегосударственной важности Владимир считал нужным отмечать всенародным пиром, внушая своим подданным, что их поистине святая связь. 1,с.13-14 Кроме Владимира святого история указывает ещ на целый ряд других христолюбивых и нищелюбивых князей. Из числа их особенно отмечают великого князя Ярослава Владимировича и брата его Мстислава, князя Тмутараканского.

Во второй половине XI в. широкой помощью бедным выделялись великие князья Изяслав Ярославович и Всеволод Ярославович, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Но больше других, после Владимира Святого, нищелюбием прославился Владимир Мономах, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит своим детям Всего ж паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите.

Из приемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав и затем Ростислав, раздавший бедным вс имущество дяди своего Вячеслава, полученное по наследству. Андрей Боголюбский, по примеру Владимира Святого, приказал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключнным в темницах. Всеволод Юрьевич, после бывшего в 1185 г. во Владимире сильного пожара, оказал большую помощь горожанам при возобновлении ими построек и помог им в обзаведении.

Его примеру следовала и жена его великая княгиня Мария. Александр Ярославович Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена. Михаил Ярославович, замученный в Орде, наставляя сына своего, говорил Странных и нищих не призирай, угодно бо есть сие Богу. Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собою, раздавая милостыню. Дмитрия Донской был так внимателен к бедным и страждущим, что кормил их со своих рук Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения. 2, с. 29-31

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История благотварительности в Древней Руси

Слово благотворительность используется в одном ряду с близкими по значению терминами социальная поддержка, социальное призрение, милосердие.… Социальная поддержка бывает не только материальной, но и физической,… Частным случаем социальной поддержки выступает социальное призрение. Призреть кого-либо, значит дать ему приют и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Частная благотворительность в Древней Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги