Чаадаев П.Я

Чаадаев П.Я. П.Я.Чаадаев 1794 1856, несомненно, считал себя христианским мыслителем.

Столь характерная для русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые черты.

Чаадаев утверждал в своих сочинениях культурно-историческую роль христианства. Он писал, что историческая сторона христианства заключает в себе всю философию христианства. В историческом христианстве находит, по Чаадаеву, выражение сама суть религии, которая является не только нравственной системой, но действующей универсально божественной силой.

Можно сказать, что для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Остро чувствуя и переживая священный смысл истории, Чаадаев основывал свою историософию на концепции провиденциализма. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его конечным целям.

В своих работах он постоянно подчеркивал мистический характер действия божественной воли, писал о Тайне Промысла, о таинственном единстве христианства в истории и т.д. Тем не менее рационалистический элемент присутствует в его мировоззрении и играет достаточно существенную роль, соседствуя с мистицизмом. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества.

Конечно, не все в европейских странах, писал Чаадаев, проникнуто разумом, добродетелью, религией, далеко нет, но все в них таинственно повинуется той силе, которая властно царит там уже столько веков. Западный путь, при всем его несовершенстве, есть исполнение сакрального смысла истории. 3.4.