Бакунин М.А

Бакунин М.А. Михаил Александрович Бакунин 1814 1875 был одним из наиболее ярких представителей российских западников-радикалов.

Его философское образование под влиянием Н.В.Станкевича начиналось с усвоения идей Канта, Фихте и Гегеля. Определенное воздействие на молодого Бакунина оказали сочинения европейских мистиков в частности, Сен-Мартена. Но наиболее значительную роль в его духовной эволюции сыграло гегельянство. В опубликованной в 1842 в Германии статье Реакция в Германии Бакунин писал о гегелевской диалектике абсолютного духа как о процессе революционного разрушения и творчества.

Впрочем, уже в этот период его отношение к философии становится все более критическим. Долой, заявлял Бакунин, логическое и теоретическое фантазирование о конечном и бесконечном такие вещи можно схватить только живым делом. Таким живым делом для него стала революционная деятельность. Исключительный по своему напряжению пафос революционного утопизма пронизывает все последующее творчество Бакунина.

Радость разрушения есть в то же время творческая радость, утверждал он. И это одно из многих его утверждений подобного рода. Светлое будущее, ради которого Бакунин-революционер был готов жертвовать своей и чужой жизнью, предстает в его описании в виде некой грандиозной утопии, не лишенной религиозных черт Мы накануне великого всемирного исторического переворота он будет носить не политический, а принципиальный, религиозный характер В 1873 в работе Государственность и анархия русский революционер пишет о гегельянстве как о веренице сомнамбулических представлений и опытов.

В своей радикальной критике всяческой метафизики поздний Бакунин не ограничивался неприятием философского идеализма. В метафизичности он упрекал Л.Фейербаха, философов-позитивистов и даже таких материалистов, как Бюхнер и Маркс. 3.6.