Предметы туалета и украшения

Предметы туалета и украшения. Среди предметов туалета особенно часто встречаются костяные и роговые ложечки и бронзовые зеркала.

Ложечки обычны для женских захоронений. Их ручки часто трактуются в зверином стиле. Среди зеркал как в Поволжье, так и в Приуралье преобладают довольно большие, круглые или чуть овальные, без ручек или с плоскими обычно длинными ручками. Диски зеркал плоские или с загнутым под прямым или тупым углом краем. В Поволжье найдены довольно массивные литые круглые зеркала с вертикальным бортиком и петлевидной ручкой. Они похожи на архаические зеркала скифо-сибирского типа. Обнаруженные в южном Приуралье Ново-Кумакский могильник экземпляры аналогичны зеркалам VII VI в.в. до н.э. из Уйгарака Приаралья.

Зеркала ольвийского типа встречались в междуречье Дона и Волги Калмыкия, в куйбышевском Заволжье, на Бузлуке и под Орском, т.е. по трассе существовавшего при Геродоте торгового пути из Ольвии на Восток через савроматские земли. Очень часто в могилах савроматских жриц вместе с ложечками и зеркалами находили раковины Grifea с различными красками или реальгаром, которые служили для туалета, а возможно, и для нанесения татуировки женщинам-жрицам.

Один раз в могиле V в. до н.э. на Илеке Пятимары II был обнаружен самшитовый гребень предмет импорта из стран Переднего Востока. Украшения тела и костюма весьма разнообразны браслеты и кольца, серьги или височные подвески, гривны, нашивные бляшки, головные булавки. Браслеты, бронзовые, железные и золотые, чаще всего делали из круглого или овального в сечении прута обычно с несомкнутыми и часто с заостренными концами.

Известны такие же по форме, но редко встречающиеся кольца. Серьги были круглые или овальные. Среди них выделяются золотые с подвесками, иногда на длинных золотых цепочках. Встречаются также каменные или костяные подвески, оправленные в золото. Золотые или серебряные гривны обычно в виде круглого несомкнутого обруча носили не только как украшения, но, по-видимому, они служили символами власти для вождей или иных знатных лиц. Золотые нашивные бляшки также нашивались на одежу знатных лиц, особенно женщин-жриц, которые имели иногда в костюме или на своих головных уборах тисненые золотые бляшки с зооморфными сюжетами.

Очень редко для укрепления причесок употребляли головные булавки с округлым навершием на верхнем конце. Для застегивания ремня использовались пряжки круглой или прямоугольной формы с подвижным язычком или прямоугольные в виде в виде сплошной пластины с щелью для протаскивания ремня. Вероятно, так называемые колчанные крючки использовались иногда и для застегивания ремня или борта одежды.

Среди предметов ритуала следует обратить внимание на широкое распространение каменных переносных жертвенников или алтариков, которые являются обычной находкой в богатых могилах женщин-жриц Приуралья. Они составляют один из самых существенных признаков савроматской культуры южного Приуралья, хотя единицы их известны в Поволжье и даже западнее Дона. Каменные жертвенники, безусловно, служили для совершения каких-то обрядов, связанных с огнем.

Их поверхность иногда носит следы огня, явно обожженных жирных пятен, сажи, угля или следы густой натертости красной краски символа огня. Часто около них клали и многие туалетные предметы, связанные с отправление религиозных церемоний женщинами-жрицами. Жертвенники бывают прямоугольной, круглой, овальной и ладьевидной форм, обычно на двух, трех и четырех ножках, иногда плоские. Их бортики и ножки часто украшены символическим криволинейным, зооморфным или рельефным орнаментом.

Иногда жертвенники сопровождаются в погребениях глиняными курильницами со следами горения в них и с боковым отверстием для держания курильницы в горячем виде.