Художественный стиль

Художественный стиль. На территории савроматской культуры Поволжья и южного Приуралья распространен особый вариант скифо-сибирского звериного стиля, близкий и к скифскому, и к сибирскому, и к среднеазиатскому. Как и на других территориях, им украшали главным образом оружие, зеркала, ручки ножей и костяных ложечек, ритуальные алтари-жертвенники, колчанные крючки, иногда золотые бляшки или предметы конской сбруи. Савроматский звериный стиль использовался главным образом в качестве прикладного искусства, имел, как и везде, определенный магический смысл и отражал социальную дифференциацию в савроматском обществе, поскольку предметы, выполненные в зверином стиле, чаще всего встречались в особенно богатых захоронениях воинов и женщин-жриц. Происхождение савроматского звериного стиля так же неясно, как и в целом скифо-сибирского звериного стиля.

Материальных следов его в конце эпохи бронзы на территории Поволжья и южного Приуралья нет. Наиболее ранние находки предметов звериного стиля на савроматской территории известны только с VI в. до н.э. Мотивы такого стиля у савроматов имеют много общего с мотивами его у скифов и других племен евразийских степей.

Однако у савроматов преобладают изображения волка, медведя и полиморфных фантастических существ, великолепно представленных на зооморфных клыках из Блюменфельда и Привольного нижнее Поволжье.

Савроматский звериный стиль не тождествен на всей территории распространения савроматской культуры. Так, на землях Волго-Донского локального варианта предметы, выполненные в зверином стиле, близки к скифским Северного Причерноморья Прикубанья и всего Северного Кавказа, а в самаро-уральских степях сибирским и сакским Приаралья Тагискен, Уйгарак. Композиции из зооморфных образом не характерны для савроматского звериного стиля, хотя в Приуралье они известны, но выполнены беспомощно и статично, как, например, на роговой пластине из Пятимаров или на одном из каменных жертвенников хутора Краснодворского.

Правда, отдельные образы порою переданы очень экспрессивно.