рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественный уклад

Работа сделанна в 2003 году

Общественный уклад - Реферат, раздел История, - 2003 год - Савроматская культура Общественный Уклад. Основу Хозяйства Савроматов И Близких Им По Образу Жизни ...

Общественный уклад. Основу хозяйства савроматов и близких им по образу жизни самаро-уральских племен составляло кочевое скотоводство. Обилие дерева в оборудовании савроматских могил, масса погребального инвентаря в могилах, где преобладают вещи местного производства, видимо, свидетельствуют о налаженном местном производстве ткачестве, обработке дерева, камня и кости, а также о металлургии обработке цветных металлов, литейном и кузнечном деле. Однако неясно, где это все производилось, поскольку до сих пор нам не известны постоянные поселения савроматов.

Открыты лишь временные стойбища этих кочевников по Ахтубе, где собраны фрагменты савроматской керамини и некоторых других вещей. Савроматские курганы разбросаны по всей степи, но все же наблюдается некоторое скопление малых и больших курганских групп, сосредоточение их на отдельных участках степи, например на левобережье Илека от Ак-Булака до Тамар-Уткуля, что отражает, по-видимому, существование определенных племенных центров.

В социальном плане племена, оставившие памятники савроматской культуры, переживали эпоху классообразования с далеко зашедшим процессом имущественной и социальной дифференциации. Внутри племенного или даже ряда племенных союзов уже выделяются военные вожди, окруженные привилегированной военной дружиной, четко фиксируется слой богатых женщин-жриц. Об этом процессе свидетельствует ряд савроматских захоронений в южном Приуралье, где появляются сравнительно небольшие, но богатые крупные группы, такие, как Пятимары, Бис-Оба. Судя по составу оружия, золотым вещам и предметам звериного стиля, захоронениям боевых коней и металлическим остаткам сбруи в этих курганах была похоронена военная аристократия военные вожди и их боевая дружина.

Аристократия уже отделила от себя от массы рядовых общинников, устраивая отдельно свои степные некрополи.

Самым ярким примером такого явления служит группа курганов Пятимары I на Илеке, где сосредоточены наиболее богатые захоронения военной аристократии и, вероятно, вождей со своими боевыми конями. Так, в кургане 8 было устроено обширное деревянное срубообразное сооружение, под которым в отдельной могиле была захоронена, вероятно, семья вождя могила ограблена, но сохранились отдельные кости мужчины, женщины и ребенка, остатки оружия, в том числе бронзовая булава как знак власти.

Около могилы на древнем горизонте погребены, очевидно, убитые боевые кони, сбруя которых богато украшена изображениями, выполненными в зверином стиле. Рядом были положены вооруженные стражники представители военной дружины, хорошо вооруженные, в том числе длинным мечом с обложенной золотом рукояткой. Дата захоронений рубеж VI и V вв. до н.э. Приблизительно такая же картина наблюдается в курганах Три Мара у села Старый Кумак, где погребены воины V в. до н.э. с богатым инвентарем и захоронением боевого коня с богатой сбруей.

В могильнике Примары I некоторые богатые могилы принадлежали, вероятно, женщинам, которые занимали важное и почетное место в обществе приуральских кочевников. Особенно выделяются на Илеке захоронения женщин определение антропологическое в группе Тара-Бутак, где могилы богатых жриц и наездниц со сбруей и каменными алтариками-жертвенниками сосредоточены в определенном месте могильника. Сведения письменных источников об особой роли женщин в савроматском обществе блестяще подтверждаются археологическими данными.

Для савроматов Поволжья и близких им по культуре кочевников оружие и предметы культа в женских могилах играли значительную роль. Около 20 женских савроматсих могил VI IV вв. до н.э. Поволжья и Приуралья содержали оружие главным образом наконечники стрел, редко мечи, копья и предметы конской сбруи. Как уже говорилось, в богатых женских могилах нередко встречались каменные жертвенники и предметы культа зеркала, костяные и роговые ложечки в зверином стиле, раковины с различными минеральными красками, что особенно свойственно памятникам Самаро-Уральского варианта.

Однако в последние годы жертвенники стали известны и у савроматов междуречья Дона и Волги ставропольские степи, Астраханщина могильник Кривая Лука. Значительная роль женщин в общественной жизни савроматов, массагетов и исседонов особая социальная черта этих восточных кочевников. Правда, раскопки последних лет обнаружили большое количество скифских женских могил с оружием в Северном Причерноморье.

Возможно, это произошло не без влияния их соседей-савроматов, которые могли проникать на территорию Скифии уже с V IV вв. до н.э. По сведениям Геродота известно, что существовал торговый путь из Ольвии на Восток через земли савроматов. Б.Н. Граков считал, что греки узнали про этот путь от скифов. Скифские купцы из Приднепровья доходили до земли исседонов, которая до этих пор хорошо известна.

Судя по археологическим данным, один из путей шел через среднее Поволжье вплоть до района Орска, где были найдены ольвийские бронзовые зеркала с зооморфными ручками куйбышевское Заволжье, Преображенка на Бузлуке, курган Бис-Оба под Орском, Аксеновсий могильник на реке Аксай. Кроме этого, существовали и другие пути, в том числе в страны Средней Азии и даже, вероятно, в Ахменидскую Персию. По своим культурно-экономическим связям различные районы савроматского мира имели разные ориентиры. Если волго-донские племена были более тесно связаны с Северным Кавказом и Скифией, то самаро-уральские с Сибирью, Средней Азией, особенно с сакским Приаральем и Ближним Востоком.

Об этом ярко свидетельствуют многие факты керамика северокавказского и причерноморского происхождения, оружие скифского типа, некотоые золотые украшения, многие вещи звериного стиля и другие предметы, обнаруженные в савроматских памятниках волго-донских степей. В южном Приуралье, напротив, встречаются предметы ближневосточного импорта ахеменидская печать, некоторые золотые украшения, египетский алебастровый флакон, сосудики финикийского стекла, самшитовый гребень и прочее.

Это, вероятно, не только предметы торговли, но в некоторых случаях трофеи и дары военным вождям приуральских савроматов, служивших в V в. до н.э. в Средней Азии и, может быть, в более отдаленных сатрапиях Ахеменидской державы вплоть до завоеванного ею Египта. Собственно савроматы и родственные им племена южного Приуралья в VI IV вв. до н.э. в основном еще сохранили территориальное status quo. Пока они не отваживались на большие и длительные завоевательные походы, но эпизодически расширяли свою территорию или мирно проникали за пределы своих земель.

Судя по кургану савроматской культуры у села Чукраклы западнее г. Уфы савроматы южного Приуралья проникали на земли современного Башкортостана. На юге савроматские кочевья в V в. до н.э. доходили до степей между Тереком и Кумой, оказывая влияние на племена Северного Кавказа, в том числе и на меотское население Прикубанья некоторые захоронения с западной ориентировкой в меотских грунтовых могильниках.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Савроматская культура

В ней выделяются два основных локальных варианта Волго-Донской и Самаро-Уральский, которые различаются деталями погребального обряда и набором вещей… Однако все эти памятники, оставленные родственными племенами, имеют между… Везде господствует западная, реже встречается восточная ориентировка погребенных, на востоке ареала в VI-V вв. до…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественный уклад

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Посуда и орудия труда
Посуда и орудия труда. Из орудий труда чаще всего находят железные ножи, пряслица, костяные проколки, бронзовые и железные иглы и каменные оселки. Ножи обыкновенных форм с коротким черенком и горба

Предметы туалета и украшения
Предметы туалета и украшения. Среди предметов туалета особенно часто встречаются костяные и роговые ложечки и бронзовые зеркала. Ложечки обычны для женских захоронений. Их ручки часто тракту

Художественный стиль
Художественный стиль. На территории савроматской культуры Поволжья и южного Приуралья распространен особый вариант скифо-сибирского звериного стиля, близкий и к скифскому, и к сибирскому, и к средн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги