рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие культуры в Российской империи и СССР

Развитие культуры в Российской империи и СССР - Реферат, раздел История, Реферат По Истории России На Тему Развитее Культуры В Российской Империи И Сс...

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ РОССИИ НА ТЕМУ Развитее культуры в Российской империи и СССР. Выполнил Ганиятуллов С Развитее культуры в Российской империи и СССР. 1. Культура первой половины 19 века. 2. Культура второй половины 19 века. 3. Культура начала 20 века серебряный век. 4. Культурная революция цели, методы, результаты. 5. Культура в середине 40-х, 60-х годов Сталин, Хрущв. 6. Культура в середине 60-х, 80-х годов Брежневский период. 7. Культура второй половины 80-х, 90-х годов.

Пункты Образование и наука. Литература и общественная мысль. Архитектура. Живопись и скульптура. Музыка, театр, кинематограф. Быт бытовая техника. 1.

Культура первой половины

Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году ныне... Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целы... Д. Глинки Жизнь за царя. большое общественное значение приобретает Малый театр. Его роль в куль...

Культура начала

Образование и наука. На рубеже ХIX-XX вв. В связи с ростом революционных настроений в среде студенчества ослабев... Духовным учителем академистов был философ, публицист и общественный де... Лебедева, В. Е.

Литература и общественная мысль. СИМВОЛИЗМ Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей- символистов были весьма разнообразны.

Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше. Художественным и публицистическим органом символистов был журнал Весы 1904 1909.Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, писал Эллис, нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума внешнему усовершенствованию форм общежития.

Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам. АКМЕИЗМ Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь.

Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой платформы и обрести новые идейно-художественные качества А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич. В 1912 г. сборником Гиперборей заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм с греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета.

Цех поэтов, как называли себя его представители, включал Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, С. Городецкого, Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др. ФУТУРИЗМ Одновременно с акмеизмом в 1910 1912 гг. возник футуризм.

Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина И. В. Лотарев, 1887 1941. В группе футуристов под названием Центрифуга начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием Пощечина общественному вкусу, опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности. А. Крученых отстаивал право поэта на создание заумного, не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников 1885 1922, В.В. Каменский 1884 1961 сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии.

В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В. В. Маяковского 1893 1930. В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против всяческого старья, но и за созидание нового в общественной жизни.

Архитектура. Архитектура серебряного века развивалась в направлении, подчеркивавшем функциональное назначение зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания. Их отличали пышное внешнее убранство, лепнина. На фасадах домов изображались силуэты кораблей, башенных кранов, аэропланов. Разворачивалось городское строительство. Проводилась комплексная застройка в крупных городах России. В частности, разрабатывается проект строительства района Новый Петербург на острове Голодай.

В строительном деле начал применяться железобетон. Живопись и скульптура. Новаторство в русской живописи проявилось в полотнах И. Е. Репина, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, братьев А. М. и В. М. Васнецовых, призывавших к восстановлению первоначального значения высокой живописи, которое, как они считали, было ослаблено у художников предыдущих поколений. Традиции И. Е. Репина продолжил его ученик В. А. Серов художник, постоянно ищущий новые формы художественного претворения реальности, автор множества замечательных портретов, пейзажей, натюрмортов, картин на бытовые и исторические темы. В целом же русская живопись начала века изобиловала большим количеством различных групп и художественных объединений со своими взглядами и направлениями.

Все они внесли свой вклад в развитие русского искусства. Музыка, театр, кинематограф. Поистине гигантский подъем переживала русская музыка. Традиции М. И. Глинки и П. И. Чайковского развивают А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский.

Продолжали свою композиторскую и педагогическую деятельность С. И. Танеев, А. С. Аренский. Огромную работу по сохранению и пропаганде традиций русского народного музыкального творчества проводил В. В. Андреев. Огромную лепту в развитие отечественного театрального искусства внесли К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов. В это время интенсивно развивается новый для того времени вид искусства кинематограф.

В 1911 г. вышел первый отечественный полнометражный фильм Оборона Севастополя. Быт бытовая техника. Наше понимание жилой среды стремительно меняется. У многих всякое упоминание о советском в любых его проявлениях вызывает отторжение. Для других оно курьез, о котором стоит говорить исключительно иронически. Думается, что советские интерьеры не заслужили ни того, ни другого. Постепенно отношение к ним меняется. Приходит осознание советского искусства интерьера как продукта своего времени, как особого стиля со своим набором приемов, знаков и символов.

Ведь, в конце концов, вазочки, картинки и гарнитуры были не чем иным, как подлинной жизнью страны, воплощенной в вещах. 4. Культурная революция цели, методы, результаты. Культурная революция социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры.

К. р. направлена на превращение всех трудящихся в социально активных участников культурно-исторического процесса, на формирование нового человека. К. р. является одной из важнейших закономерностей построения социализма. Учение о К. р. как целой полосе общественного развития разработано В. И. Лениным, определившим е сущность, задачи и цели термин культурная революция введн Лениным в 1923 в работе О кооперации. Отбросив социал-демократические догматические схемы об обязательной очердности социальных преобразований и необходимости достижения высокого уровня культуры как предпосылки социального переворота, В. И. Ленин после Октябрьской социалистической революции выдвинул программу К. р. К. р. обусловлена революционными преобразованиями в экономике и политике установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация, коллективизация сельского хозяйства.

К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистической партии.

Она является необходимым условием построения социализма. К. р. уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчужднную от народа в условиях капитализма культуру в его достояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч 5 изд т. 38, с. 94. Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалистической культуры.

Ломая и отбрасывая вс реакционное, косное, устарелое в культуре, К. р. сохраняет для нового общества вс то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, вс прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры там же, т. 41, с. 462. К. р. знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистического общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакционной культуры, новыми закономерностями духовного развития.

На основе этих закономерностей происходит становление и утверждение социалистической и коммунистической культуры. К. р. включает создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции, создание социалистической литературы и искусства, подъем науки, формирование новой морали, утверждение атеистического мировоззрения, перестройку быта и т. д. Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практической деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с буржуазными и ревизионистскими взглядами.

Социалистические культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с национальными и историческими особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем их экономического и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осуществлена К. р е особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического и культурного развития наций и народностей России, 73 населения в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным перепись 1897. В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена система народного образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, культурно-просветительских учреждений.

К. р. в национальных республиках по темпам развития опережала центральные районы страны.

Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки, литературы и искусства.

В Программе КПСС 1961 оценивается значение К. р. В стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры 1972, с. 14. К. р. охватила все социальные, национальные, этнические группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения.

Опирающаяся на принципы интернационализма, К. р. привела к всестороннему развитию всех национальных культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность около 50 народностей, литература издатся на 89 языках, радиовещание ведтся более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры.

Принципиально чуждая буржуазной установке на стандартизацию и нивелировку духовной жизни, К. р. создат предпосылки для свободного развития всех трудящихся. К. р. способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, росту политической активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъму производительности общественного труда. В результате К. р. в СССР обновилась духовная жизнь рабочего класса и колхозного крестьянства, возрос их культурно-технический уровень, коренные изменения произошли в их сознании и быту. Из среды крестьянства выдвинулись миллионы квалифицированных колхозников и рабочих, специалистов, учных, общественных деятелей.

Успешно развртывается процесс постепенного подтягивания культуры села до уровня культуры социалистического города. До Октябрьской революции 1917 в России на 159 млн. человек населения приходилось 290 тыс. специалистов.

Общая численность работников, занятых преимущественно умственным трудом, в СССР в 1973 достигла около 33 млн. человек. За годы Советской власти в 90 раз возросло число научных работников, в 1972 их насчитывалось 1055,4 тыс. человек см. Интеллигенция. В зрелом социалистическом обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма, ибо от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта там же, с. 129 30. Развивающаяся научно-техническая революция и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют приобщения всех трудящихся к активной творческой деятельности, обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для активного участия в управлении обществом, для всестороннего развития личности.

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р члены содружества социалистических государств творчески заимствуют вс наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистических стран способствуют дальнейшему расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом.

Европейские социалистические страны, избежав гражданской войны, смогли уже в первые годы народной власти успешно решить многие задачи К. р. Относительно высокий уровень развития производительных сил в ряде этих стран и помощь СССР предопределили сравнительно быстрое осуществление культурных преобразований. В то же время сильное влияние религии например, в Польше осложняло проведение К. р. 5. Культура в середине 40-х, 60-х годов Сталин, Хрущв. Образование и наука.

В конце 40 начале 50-х гг. стала складываться современная система К п. о. В библиотечных институтах и техникумах открылись факультеты отделения культпросветработы, в 1959 на таких факультетах Ленинградского, Московского и Харьковского институтов введена художественная специализация.

В 1964 библиотечные институты реорганизованы в институты культуры. Основным типом средних культурно-просветительных учебных заведений стали культурно-просветительные училища и школы. Подготовка культпросветработников была организована также в ряде библиотечных техникумов, музыкально-педагогических и педагогических училищ, в некоторых институтах искусств, консерваториях, театральных и педагогических вузах, а также в высших школах профдвижения в Москве и Ленинграде.

Культуры институты в СССР, готовят библиотекарей-библиографов, клубных работников, руководителей художественной хоровой, театральной и др. самодеятельности специалистов высшей квалификации для культурно-просветительных учреждений. В 1973 в СССР было 11 К. и. Ленинградский им. Н. К. Крупской создан в 1964 на базе Библиотечного института, преобразованного в 1941 из факультета Коммунистического политико-просветительного института, открытого в 1918, Московский основан в 1964 на базе Библиотечного института, созданного в 1930, Харьковский основан в 1964 на базе Библиотечного института, открытого в 1935, Восточносибирский основан в 1964 в Улан-Удэ на базе Библиотечного института, созданного в 1960, Краснодарский и Чимкентский оба в 1967, Хабаровский, Челябинский, Киевский все в 1968, Кемеровский 1969, Куйбышевский 1971.Ленинградский К. и. имеет филиал в Казани, Московский в Тамбове, Орле, Киевский в Николаеве, Ровно. Во всех К. и. есть дневные, заочные отделения, в Ленинградском, Московском и вечерние.

Срок обучения в К. и. 4 года, с отрывом от работы 5 лет. Ленинградский и Московский К. и. имеют право принимать к защите кандидатские диссертации.

В 40-е годы в Подмосковье возникли НИИ и предприятия средств телекоммуникации, атомного, электронного и оборонного машиностроения.

В соответствии с долгосрочной программой развития науки в СССР в 50-60-е годы в городах Московской области возникли филиалы ведущих научно-исследовательских институтов СССР, со временем превратившиеся во всемирно известные научные центры. МЦТК специализируется в наиболее развитых областях науки и промышленности. Литература и общественная мысль. Сталинское руководство опасалось развития живой мысли, не поддающейся контролю, стремилось возродить атмосферу страха, тоталитарного доносительства, идеологической истерии, характерную для конца 30-х гг. Летом 1946 г. было начато широкое наступление в области культуры, тесно связанное с именем одного из сподвижников И. Сталина А. Жданова и вошедшее в историю под названием ждановщины.

Первыми объектами нападок стали литература, кинематограф, театр. 14 августа 1946 г. ЦК ВКП б обрушился на журналы Звезда и Ленинград первый получил выговор, а второй был закрыт. Поводом послужили публикации произведений поэтессы А. Ахматовой и писателя-сатирика М. Зощенко.

Журналы обвинялись в том, что стали проводниками идеологии, чуждой духу партии. Собрание Союза писателей, которое проводил сам А. Жданов, исключило А. Ахматову и М. Зощенко из рядов этой организации. В результате проведения в жизнь такой линии в советских литературе и искусстве утвердился принцип бесконфликтности, лакировки действительности. Писатели боялись поднимать острые вопросы, Проблемы, кинематографисты избегали показывать действительную жизнь, но такую, какой она должна бы быть в соответствии с официальными положениями.

Если существовали конфликты, то лишь между хорошим и еще лучшим, если появлялся отрицательный герой, то в конце он оказывался иностранным шпионом. Примерами такого подхода были книги С. Бабаевского Кавалер Золотой Звезды, М. Бубеннова Белая береза, фильмы Кубанские казаки и др. В живописи утвердился стиль социалистического реализма. Наиболее характерным сюжетом были рабочие или колхозники, стоящие у доменной печи или у штурвала комбайна, или за заставленными продуктами столами, поднимающие тост за великого Сталина.

Лишь в произведениях, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, можно было встретить яркие характеры, правдивые изображения живых людей Повесть о настоящем человеке Б. Полевого, Звезда Э. Казакевича, Знаменосцы О. Гончара, В окопах Сталинграда В. Некрасова и др Архитектура. С начала 50-х гг. наметился определенный поворот в социальной политике начинается рост благосостояния населения.

Были увеличены ассигнования на жилищное и коммунальное строительство. В 1950 г. средняя обеспеченность городского населения жильем составляла 7,4 кв. м общей площади в расчете на одного жителя с учетом личных домов, составляющих треть городского жилищного фонда. Пределом мечтаний людей была комната в коммунальной квартире. Известная певица Г.П. Вишневская так описывает свои жилищные условия в начале 50-х гг. Всего в квартире человек 35 естественно, все пользовались одной уборной и одной ванной, где никто никогда не мылся, а только белье стирали и потом сушили его на кухне.

По утрам нужно выстоять очередь в уборную, потом очередь умыться и почистить зубы. В кухне четыре газовые плиты, семь кухонных столов. Живопись и скульптура. Типичный уклад жизни советских людей со всеми е многообразными проявлениями отражается в жанровой Ж дающей поэтически яркое изображение новых людей и нового быта. Для советской Ж. характерны большие полотна, проникнутые пафосом социалистического строительства С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др Много места занимают картины труда, часто привлекающие своим национальным колоритом.

Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и автономных республик лежит в основе сложившихся в советской Ж. национальных школ М. Сарьян, С. А. Чуйков, У. Тансыкбаев, Т. Салахов, Э. Илтнер, М. А. Савицкий, А. Гудайтис, А. А. Шовкуненко и др представляющих составные части единой художественной культуры советского социалистического общества. В пейзажной Ж как и в др. жанрах, национальные художественные традиции сочетаются с поисками нового, с современным чувством природы. Лирическая линия русской пейзажной Ж. В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, Н. М. Ромадин и др. дополняется развитием индустриального пейзажа с его стремительными, активными ритмами, с мотивами преображенной природы Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский.

Высокого уровня достигла натюрмортная Ж. И. И. Машков, П. П. Кончаловский.

Эволюция социальных функций Ж. сопровождается общим развитием живописной культуры. В границах единого реалистического метода советская Ж. добивается многообразия художественных форм, примов, индивидуальных стилей. Тяга к монументальным формам характеризует советская Ж. с первых лет е существования. Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально-декоративной Ж. работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина, возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики.

В 1960-е гг. усилилось взаимовлияние монументальной и станковой Ж возросло стремление максимально использовать выразительные средства Ж. Музыка, театр, кинематограф. Советский Союз становился все более открытым для мира, учащаются международные культурные контакты. В 1957 г. в Москве был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов. Появились новые литературные произведения, ставившие острые проблемы Не хлебом единым М. Дудинцева, Районные будни В. Овечкина.

Большой резонанс у читателей вызвала поэма А. Твардовского За далью даль, в которой впервые было сказано о культе личности И. Сталина. Начали публиковаться молодые поэты Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, чьи стихи впоследствии завоевали большую известность. Поэзия вошла в моду стихи читали в концертных залах на стадионах. Вошло в практику собираться по субботам на площади Маяковского, вокруг памятника поэту, где выступали молодые поэты, писатели, философы. Активизировалась деятельность театральных режиссеров в Ленинградском театре комедии А. Лобанова, в московском театре им. Ермоловой О. Ефремов организовал студию молодых актеров, ставшую впоследствии театром Современник.

После XX съезда начался подъем в кинематографическом искусстве. Был создан ряд выдающихся фильмов, вошедших в сокровищницу мирового киноискусства Летят журавли, Тихий Дон, Сорок первый и менее значительные, но оставившие след в отечественной кинематографии Высота, Девчата, Весна на Заречной улице, Дорогой мой человек и др. Быт бытовая техника.

К 1960 г. среднемесячная заработная плата рабочих и служащих достигла 80 рублей. Реальные доходы на душу населения в течение 50-х гг. увеличились на 87. Расширялось производство товаров народного потребления, в том числе холодильников, телевизоров, стиральных машин. В середине 50-х годов значительно увеличились темпы жилищного строительства. К 1965 г. введенный в эксплуатацию жилой фонд составил 40 к имевшемуся в 1957 г. Быстрые темпы строительства объяснялись и тем, что строящиеся жилые дома отличались упрощенной планировкой низкие потолки, совмещенные санузлы и т.д Однако это позволило несколько снизить остроту жилищной проблемы.

Именно с этого времени, по образному выражению О.Р. Лациса, отдельная квартира превратилась из редчайшего исключения в преобладающую норму. Сотни тысяч семей стали жить в отдельных квартирах, и это вызывало у советских людей положительные эмоции.

Существенные изменения произошли в жизни крестьян. В 1953 г. был сделан акцент на необходимость повышения жизненного уровня тружеников деревни. Усилилось внимание к личным подсобным хозяйствам. Были снижены нормы, а в 1958 г. отменены обязательные поставки продукции с приусадебных участков крестьян, сокращен денежный налог, введены твердые суммы налогообложения. Крестьяне получили паспорта. Отмеченные меры дали положительные результаты. К 1958 г. за счет личного подсобного хозяйства крестьян обеспечивалось 53 прироста мяса, 35-38 картофеля, овощей, молока, шерсти, 87 яиц. 6. Культура в середине 60-х, 80-х годов Брежневский период.

Образование и наука. Большие успехи были достигнуты советской наукой. В СССР был создан первый лазер, положивший начало развитию лазерной техники. Советские физики занимали ведущее место в мире. Широкую известность получили работы акад. Л. А. Арцимовича, М. С. Иоффе, Б. Б. Кадомцева в изучении проблем управления термоядерной реакцией Н. Г. Басова, А. М. Прохорова в области квантовой электроники и др. Советские физики Л. Д. Ландау, И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. П. Черенков, Н. Г. Басов и А. М. Прохоров стали лауреатами Международной Нобелевской премии.

Особенно впечатляющими были успехи в исследовании космоса. Первым космонавтом в истории человечества стал Ю. Гагарин, первой женщиной-космонавтом - В. В. Терешкова, первый выход в открытый космос совершил А. А. Леонов. К сожалению, в 70 гг. приоритет в этой области был утрачен.

Процессы демократизации общества, начавшиеся после XX съезда, привели к оживлению общественных наук. Вышли в свет такие фундаментальные труды, как десятитомная Всемирная история, многотомная История СССР с древнейших времен до наших дней, подготовлена шеститомная История Великой Отечественной войны. Аналогичные процессы происходили и в области культуры. В начале 60-х годов наблюдалось значительное оживление культурной жизни. Был завершен переход ко всеобщему восьмилетнему образованию.

За 60 годы более чем в два раза выросло число студентов высших и средних специальных учебных заведений. Литература и общественная мысль. В области литературы и искусства поворот к неосталинизму привел к конфликту властей со значительной частью художественной интеллигенции. В 1966 г. за публикацию антисоветских произведений были осуждены Ю. Даниэль и А. Синявский. Была разогнана редакция Нового мира, А. Т. Твардовский снят с должности редактора. Эмигрировали или были лишены советского гражданства В. Войнович, С. Довлатов, В. Аксенов, А. Гладилин, А. Кузнецов, В. Некрасов поэт И. Бродский кинорежиссер А. Тарковский режиссер Ю. Любимов и др. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А. И. Солженицын.

Советская литература разделилась как бы на две ветви. За рубежом были опубликованы такие значительные произведения, как Архипелаг Гулаг, В круге первом, Раковый корпус А. И. Солженицына Ожог и Остров Крым В. Аксенова, Иностранка С. Довлатова, Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина В. Войновича, Заглянуть в бездну Ю. Максимова и др. Поэт И. Бродский за свои произведения был удостоен Нобелевской премии.

Но художественная жизнь, несмотря на идеологический пресс, продолжалась и в СССР. Прочно вошли в литературу писатели-деревенщики Ф. Абрамов, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Распутан. Особое место в литературе заняли книги В. М. Шукшина с его своеобразным видением мира. Неотделимо от российской культуры творчество писателей союзных республик киргиза Ч. Айтматова, белоруса В. Быкова, грузин Н. Думбадзе, Ч. Аираджиби, Ф. Искандера и др. Интересным явлением в культуре стала поэзия бардов А. Галича впоследствии эмигрировавшего, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Кима и др. Непризнаваемые официально, они пользовались популярностью и всеобщей любовью.

Опять, как и в 20-30-е годы, ряд писателей писали в стол, не надеясь на публикацию. Так были созданы произведения В. Гроссмана Жизнь и судьба, Б. Рыбакова Дети Арбата, В. Дудинцева Белые одежды, рассказы В. Тендрякова.

Некоторые произведения распространялись в самиздате. Литература и искусство продолжали развиваться и под идеологическим прессом неосталинизма. Архитектура. В шестой пятилетке на строительство жилья было выделено 23,2 общего объема капитальных вложений, в VIII - 17,2 , IX - 15,3 , X - 13,6 , XI - 16 . Очереди на получение жилья в 5-6 раз превышали вводимый жилой фонд. Только за период 1946-1956 гг. в городах и поселках были построены и восстановлены жилые дома общей площадью около 300 миллионов квадратных метров, что более чем в 1,5 раза превышает весь городской жилищный фонд дореволюционной России.

В больших размерах жилищное строительство развернулось и на селе. За этот же период колхозниками и сельской интеллигенцией построено около 5,7 миллионов жилых домов. Живопись и скульптура. Тяга к монументальным формам характеризует советская Ж. с первых лет е существования. Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально-декоративной Ж. работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина, возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики.

В 1960-е гг. усилилось взаимовлияние монументальной и станковой Ж возросло стремление максимально использовать выразительные средства Ж. Музыка, театр, кинематограф. Кинематографии институт Всесоюзный государственный ВГИК, готовит для кинематографии и телевидения сценаристов, режиссров, актров, операторов, киноведов-редакторов, художников по оформлению фильмов, экономистов. Основан в 1919 как Государственная школа кинематографии, с 1925 кинотехникум, с 1930 Государственный институт кинематографии, с 1934 ВГИК. В составе института 1972 факультеты постановочный с отделениями режиссрским и актрским, операторский, сценарно-киноведческий, художественный и экономический заочное отделение, аспирантура 17 кафедр, научно-исследовательский сектор, 10 учебных лабораторий, учебная киностудия, фильмотека около 3,5 тыс. копий фильмов, в библиотеке свыше 200 тыс. тт. В 197273 учебном году во ВГИКе обучалось около 1,5 тыс. студентов в т. ч. студенты из 35 зарубежных государств работало около 200 преподавателей, из них 26 профессоров, докторов наук и 130 доцентов, кандидатов наук. ВГИКу предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. В 1960 70-е гг. советский Т. с новой силой обратился к раскрытию больших общественно-нравственных проблем современной жизни пьесы В. С. Розова, А. М. Володина, А. Н. Арбузова, А. П. Штейна, А. В. Вампилова, И. М. Дворецкого, А. Е. Маканка, И. П. Друцэ и др Важное значение в современном театре имеет творчество режиссров Ю. А. Завадского, Р. Н. Симонова, М. О. Кнебель, Г. А. Товстоногова, В. Н. Плучека, Б. А. возглавили новаторские искания в Т. в период между двумя мировыми войнами.

Широко развернулся фронт политических, антифашистских Т. Быт бытовая техника.

Вместе с ухудшением здравоохранения это привело к тому, что средняя продолжительность жизни в СССР снизилась с 69 лет в 1969 г. до 67,7 в 1985 г. В США - 75 лет, в Японии - 77. По уровню детской смертности мы опустились на 55-56 место в мире. На строительство объектов культуры в 70-80-х гг. выделялось лишь 0,7 общего объема капиталовложений. И как следствие рост пьянства, преступности.

Единственно, в чем находил выражение курс на повышение благосостояния, это рост номинальной заработной платы.

Средняя зарплата выросла с 75 руб. в 1956 г. до 210 руб. в 1985 г но этот рост не обеспечивался соответствующим увеличением производства продуктов питания и предметов потребления.

Начались инфляционные процессы. С 1971 г. до 1985 г. объем денежной массы вырос в 361 раз. Один рубль 1985 г. по товарному обеспечению был равен 54 коп. 1961 г. Жизненный уровень в СССР в 70-е гг. не только не рос, но по ряду показателей снизился. Между тем в западных странах, несмотря на снижение темпов роста промышленного производства, наблюдался подъем благосостояния.

Хотя благоденствие не стало всеобщим, 42 населения приобрели способность не только удовлетворять материальные потребности, но и накопить определенные сбережения. Формировался новый уровень потребностей, разрыв стал приобретать качественный характер. 7. Культура второй половины 80-х, 90-х годов. Образование и наука. В области образования изменения стали происходить не ранее 1987 г. До этого времени многие начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, оставались на практике лишь красивыми лозунгами. Школьная реформа 1984 г. свелась к введению 11-летнего срока обучения и частичному повышению зарплаты учителей.

Выделявшиеся из общего ряда преподаватели-реформаты В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин и др. так и не смогли оказать реального влияния на систему обучения, которая безнадежно отставала от требований времени. Численность студентов высшей школы с начала 80-х гг. стала сокращаться, а престиж высшего образования неуклонно падал. Резко понизился интерес молодежи к получению образования, особенно по техническим специальностям.

Все это обусловило начавшуюся в 1987 г. реформу высшей школы. Ее главным направлением стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах. Предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение. Устанавливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятельную работу студента, наконец, отменялись различные льготы и привилегии при поступлении в вузы рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др Преобразования в средней школе осуществлялись путем введения альтернативной образовательной системы.

Стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, организуемые на базе общеобразовательных школ и техникумов, но разрабатывавшие свои, особые учебные планы. В этих новых учебных заведениях, как правило, вводились нетрадиционные предметы, учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин.

Литература и общественная мысль. В области литературы и искусства в период перестройки произошли принципиальные изменения. С одной стороны, писатели, художники, артисты, режиссеры и другие представители творческих профессий были полностью избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако с другой стороны, они постепенно оказывались вынуждены подчиняться законам рынка.

На первое место вышли в конце 80-х гг. проблемы финансирования искусства и творчества. Профессиональный уровень большинства фильмов, спектаклей, развлекательных эстрадных программ заметно снизился. Роль и влияние телевидения и видеопродукции, активно приспосабливавшихся к рыночным отношениям и легко перестраивавшихся под вкусы потребителей, значительно возросли. Электронные СМИ и бульварная литература составили конкуренцию серьезным произведениям художественного творчества, а дешевые поделки западной масскультуры постепенно подменили в восприятии значительной части общества подлинные образцы искусства, которые довольно быстро стали и вовсе недоступны для большинства публики.

Происходило заметное снижение общекультурного уровня советского общества. Архитектура. По всей стране стали возрождаться храмы и монастыри, закрытые еще в первые годы советской власти. Живопись и скульптура. В области литературы и искусства в период перестройки произошли принципиальные изменения.

С одной стороны, писатели, художники, артисты, режиссеры и другие представители творческих профессий были полностью избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако с другой стороны, они постепенно оказывались вынуждены подчиняться законам рынка. На первое место вышли в конце 80-х гг. проблемы финансирования искусства и творчества. Музыка, театр, кинематограф. Профессиональный уровень большинства фильмов, спектаклей, развлекательных эстрадных программ заметно снизился.

Роль и влияние телевидения и видеопродукции, активно приспосабливавшихся к рыночным отношениям и легко перестраивавшихся под вкусы потребителей, значительно возросли. Перестройка в кино, начавшаяся с выхода на экран ранее запрещенных фильмов Агония Э. Климова, Комиссар А- Аскольдова, картины К. Муратовой, А. Са-курова и др была отмечена интенсивными творческими поисками отечественных кинематографистов. Заметным явлением стала кинопублицистика и документальное кино. Больше света М. Бабака, Власть соловецкая М. Голдовской, Так жить нельзя С. Говорухина явились подлинными событиями в политической жизни страны.

Огромный. общественный резонанс вызвало появление на советских экранах фильма Т. Абуладзе Покаяние 1987. Но постепенно в кинематографе проявились те же тенденции, что и в других сферах отечественной культуры. Так, вышедшие, наконец, на широкий экран фильмы великих мастеров мирового кинематографа А. Тарковского, Ф. Феллини, И. Бергмана и др. уже не вызвали такого зрительского интереса, как раньше, уступая пальму первенства по посещаемости западным боевикам, комедиям и фильмам ужасов.

Кроме того, кинотеатры не смогли конкурировать по разнообразию репертуара с видеосалонами, получившими большое распространение с конца 80-х гг. Создатели фильмов столкнулись с острой проблемой отсутствия финансирования. Быт бытовая техника. Жизненный уровень в СССР в 90-е гг. не только не рос, но по ряду показателей снизился. Между тем в западных странах, несмотря на снижение темпов роста промышленного производства, наблюдался подъем благосостояния.

Хотя благоденствие не стало всеобщим, 42 населения приобрели способность не только удовлетворять материальные потребности, но и накопить определенные сбережения. Формировался новый уровень потребностей, разрыв стал приобретать качественный характер.

– Конец работы –

Используемые теги: развитие, культуры, российской, империи, СССР0.084

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие культуры в Российской империи и СССР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Тенденции в развитии российской молодежной политической культуры
Ключевые слова политическая культура молодежи, политическая социализация , государственная молодежная политика, молодежный парламент. Аннотация Какая из тенденций, живущих в недрах российской политической… Дело в том, что ее носители - молодое поколение российских граждан - все еще вовлечены в процессы политической…

Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии
Оказалось, это слом системы партийно-государственного управления был не венцом, а началом череды крушений общества, семьи, культуры, образования. … Все отчетливее осознавалась как главная проблема вырождения нашег культурной… Именно это ощущение причастности к глобальному по охвату и глубине кризису побуждало вновь и вновь обращаться к…

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН...

Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры
На сайте allrefs.net читайте: Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Социально-экономическое и политическое развитие Российской Империи в конце XVIII века
Это - время, когда заканчивается эпоха средневековья, начинается эпоха нового периода, позднего феодализма. Несмотря на пристальный интерес к XVII веку, его серьезное исследование в… В соответствии с другой точкой зрения, борьба классов, сословий расценивалась как проявление антигосударственного,…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Развитие Российской науки в 18-19 вв.
Конечно, осуществить этот замысел было бы невозможно, если бы в стране отсутствовали для этого предпосылки. Они складывались в течение всего допетровского столетия, когда Россия,… Наряду с кустарным возникло и заводское производство пороха. Все это вело к совершенствованию эмпирических знаний в…

Музыкальное искусство в Российской империи
Вершины музыкального романтизма 4. Четвертый период, завершающий: музыкальная культура «серебряного века» (1890-е годы – 1917год) 4.1 Новое… На протяжении свыше десяти столетий складывались и развивались ее традиции в… В ее многообразных жанрах и формах нашли свое воплощение история народа, его освободительная борьба, характер русского…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Роль Ивана Грозного в развитии Российского государства Иван IV Васильевич Грозный едва ли не самая загадочная фигура в истории России. Мнения о нм коренным образом различаются. С одной стороны он был неуравновешенным тираном, наводивший ужас на всю страну… По одной версии Василий III перед смертью сам передал власть Глинской, по другой Василием III был назначен опекунский…
  • Понятие культуры, культура и цивилизация В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…
  • Органы власти и управления Российской империи в 20-70-е годы XVIII века
  • Историко-правовой анализ Закона СССР "о разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации" В Конституции СССР 1977 года нам будет интересен III раздел Национально-государственное устройство СССР , и соответственно 8-11 глава включительно. … Закон состоит из 13 статей.К нему прилагается также Постановление Верховного… Постановление подписано Председателем Верховного Совета СССР А. Лукьяновым. Документ хоть и содержит небольшое…
  • Развитие проблематики человека в философской культуре Большинство современных философов полагают, что лишь философия, а не какие – либо другие науки в отдельности или совокупности, может осветить… В сфере человекознания, как показал опыт последних десятилетий, все больше … Поэтому создание новых дисциплин и междисциплинарных связей между науками о человеке следует расценивать как новый…