рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура первой половины

Культура первой половины - Реферат, раздел История, Развитие культуры в Российской империи и СССР Культура Первой Половины. Века. Образование И Наука. Дети Недворянского Проис...

Культура первой половины. века. Образование и наука. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов.

Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казнных типографий. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году ныне Государственная Национальная библиотека.

Правда, в то время е богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю. В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную Историю государства Российского, созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателем русской палеографии, втесном содружестве работали русские и чешские славяноведы. В первой половине XIX в. Русские моряки совершили около 40кругосветных путешествий, начало которым положилиэкспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусникахНадежда и Нева 1803-1806. Предпринятая в 1819-1821гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция кЮжному полюсу на шлюпах Восток и Мирный открылаАнтарктиду.

В 1845 г. начало работать Русскоегеографическое общество,В 1839 г. благодаря усилиям В.Я.Струве открыласьзнаменитая образцовая астрономическая обсерватория вПулково под Петербургом, оборудованная крупнейшимтелескопом. Мировую известность получили работы отечественныхматематиков В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу 1802, имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа 1828-1832.Впоследствии в 1839 г. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрическогодвигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях, работали в области переливания крови А.М.Филомафитский. Значительными былидостижения и в области техники.

Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Выйском заводе Урал, крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село. Первыепароходы на Неве появились в 1815 г а в 1817-1821 гг.они стали плавать по Каме и Волге. Литература и общественная мысль.

Первую треть XIX называют золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошл стремительный взлт в культурном развитии России. Время Пушкина называют Золотым веком русской культуры.

В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры.

Он был певцом свободы и убежднным патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в е могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк.

Вс, что им создано это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости Ещ при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли Вечера на хуторе близ Деканьки. Первая печатная форма Ревизора появилась в 1836 году. Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу.

Архитектура. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чтким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещ в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву.

Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведнное в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца.

Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами это шедевр мирового зодчества. В палитру разностилья Москвы классицизм внс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлвский дворец.

В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. Живопись и скульптура. 19 век принадлежит к числу наиболее значительных этапов в изобразительном искусстве. На смену иконописи и росписям храмов приходят светская живопись, скульптура и гравюра. живопись первых русских портретистов И.Никитин запечатлевала человека Петровской эпохи.

Рождается живопись, где точность изображения, сочетается с непосредственным и несколько наивным поэтическим восприятием мира И.Вишняков, И. Аргунов, А.Антропов. Со временем внутренняя жизнь человека передается в портрете все с большей достоверностью и глубиной характеристик Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, скульпторы Ф.Шубин, М.Козловский, И.Мартос.

В эпоху классицизма усиливается внимание к историческим темам А.Лосенко, П.Соколов, И.Акимов. Появляются произведения бытового жанра И.Фирсов, М.Шибанов. Постепенно, уже в начале XIX века, универсальный стиль классицизма уступает место романтическому мироощущению. Естественность характера и свобода чувств частного человека В.Тропинин в поздних портретах К.Брюллова достигает глубины психологического анализа. Создаются полотна, которые становятся явлением духовной жизни общества Последний день Помпеи ГРМ Брюллова, Явление Христа народу А.Иванова.

Заметно усиливается интерес к национальным и народным мотивам А.Венецианов и его ученики. Академическая выставка 1849 года, где три картины П.Федотова имели большой успех, подтвердила, что живопись народных сцен становится все более актуальной. Музыка, театр, кинематограф. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского Ревизора, где роль городничего играл Щепкин.

В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки Жизнь за царя. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки Руслан и Людмила публика встретила холодно. В те времена ещ далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещ высоту. 2. Культура второй половины 19 века. Образование и наука.

Приходские школы играли важную роль, подготовив почву для прихода земской системы народного образования. Например, в 1864 году в 22305 церковных школах обучалось 363865 мальчиков и 63300 девочек. И это без особого содействие в том государства. С 1864 года именно земская школа финансируется государством, а церковно-приходская не только остается без финансового участия государства, но и Положением о начальных народных училищах 1864 года ставится под надзор губернских и уездных училищных советов, т.е. Министерства народного просвещения.

Хорошо же было положение господствующей религии. Что удивительного в том, что после постановления 1864 года число приходских школ, созданных по инициативе приходского духовенства, начинает сокращаться, достигнув к 1881 году 4440 с 106385 учащимися. Утверждение, что в земских школах обучалось около 400 тыс. человек, что втрое больше, чем в церковно-приходских школах, есть досадное недоразумение.

В 1895 году в 31835 школах обучалось 981076 человек что в 2,5 раза больше, чем в земских, а в 1914 году в 38138 школах 2113894 человека. Что же касается ассигнований, то в 1903 году на одну земскую школу в среднем тратилось в 3 раза больше средств, чем на церковно-приходскую. Литература и общественная мысль. Основные черты и значение Серебрянного века для культуры россии. Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России.

Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, всеобщей переоценки ценностей, по выражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве.

В русской художественной культуре конца Х1Х - начала ХХ в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась уйти от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического.

Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям. Архитектура. Развитие русской скульптуры второй половины XIX в протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре резко уменьшилась, так как вместо пышных дворцов теперь в основном строились доходные жилые дома. Можно назвать лишь небольшое число достойных упоминания памятников, воздвигнутых в это время.

В первую очередь к ним следует отнести памятник А.С. Пушкину в Москве 1880 Александра Михайловича Опекушина 1844 - 1923. Этот памятник органически вошел в архитектурный ансамбль Москвы, став неотъемлемой частью ее облика. Наиболее талантливым скульптором второй половины XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский 1843 - 1902. Скульптора особенно волновали социально-этические проблемы.

Его конкретно-исторические образы Петр I 1872, Иван Грозный 1875, Спиноза 1882, Ермак 1891 - и мифологические Христос 1876, Мефистофель 1883 - олицетворяют идеи борьбы двух начал в человеке - добра и зла. Серьезные трудности испытывает во второй половине XIX в. русская архитектура. Развитие капиталистических отношений, рост городов требовали многоквартирных доходных домов, больших магазинов, вокзалов, фабрик. Большой размах строительства стимулировал применение новых материалов стекла, железа, но ни нового стиля, ни новых традиций архитектура этого периода не выработала. На протяжении всей второй половины XIX в. архитекторы пытались новую строительную технику и новые практические требования нарядить в старые костюмы, беря их то из классицизма, то из барокко или ренессанса.

Делались попытки использовать и некоторые приемы древнерусского зодчества. Например, в здании Исторического музея в Москве 1875 - 1881 использованы формы русской архитектуры XIX в. архитектор В.О. Шервуд.

Живопись и скульптура. Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве. Представители нового метода в искусстве - критического реализма, распространившегося в России во второй половине XIX в призывали бороться с угнетением и деспотизмом, с безнравственностью современного им социального строя. Громовым ударом прозвучала в 1855 г. диссертация Н. Г. Чернышевского Эстетические отношения искусства к действительности, где отрицалось превосходство искусства над жизнью и были сформулированы основные требования нового поколения к искусству.

Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении недостатка прекрасного в жизни, а в отражении самой жизни во всей широте и многогранности ее проявлений. Прекрасное есть жизнь утверждал Чернышевский, но художник должен уметь объяснить ее, вынести о ней свое суждение, свой приговор.

Деятельность художника, считали революционеры-демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский, лишь тогда может получить общественное признание, когда он сделал свое искусство учебником жизни. Художники горячо взялись за осуществление эстетической программы, начертанной революционными демократами. Их внимание все более и более привлекала действительность. Все больше картин бытового жанра, ранее считавшегося низким и недостойным высокого назначения искусства, стало появляться на выставках.

Газеты и журналы запестрели многочисленными карикатурами, обличавшими угнетение и бесправие крестьян, низкопоклонство и взяточничество чиновников. Русская графика никогда еще не была столь смела и злободневна. Особую известность приобрели бытовые рисунки Петра Михайловича Шмелькова 1819 - 1890. Карандашом и акварелью изображал он юмористические сцены из жизни купцов, чиновников, мещан, остро и точно передавая социальные особенности их поведения и облика. Среди живописцев первыми пошли по пути критического реализма московские художники - выпускники Московского училища живописи и ваяния с 1866 г Училище живописи, ваяния и зодчества.

Находящееся в отдалении от царского двора и его постоянного надзора, Московское училище стояло ближе к жизни народа и его нуждам, чем Петербургская академия художеств. В Училище был открыт доступ детям крестьян, мещан, мелких чиновников, т.е. разночинцам. Малоискушенные в тайнах науки о прекрасном, они приходили в Москву из глубин России, часто без гроша в кармане, но с горячим желанием овладеть мастерством и рассказать с помощью кисти и резца о переполнявших их души наблюдениях.

Крупнейшим представителем московской группы художников, творческим методом которых стал критический реализм, был Василий Григорьевич Перов, подлинный продолжатель обличительных традиций П. А. Федотова. В своих картинах Перов обличал всю несправедливость и порочность царского режима, фальшь и лицемерие церковных обрядов, грубость купечества, отдавая симпатии тем, кто страдает от произвола властей, кто слаб и угнетен.

Музыка, театр, кинематограф. Во второй половине XIX века музыкальная жизнь страны заметно демократизировалась. Благодаря усилиям ряда музыкантов-просветителей стали регулярно проводиться открытые, публичные концерты - симфонические и камерные. В оперные театры пришла новая, разночинная публика мелкие чиновники, интеллигенция, студенты. Рост общественного интереса к вопросам музыки привел к расцвету музыкальной критики.

На страницах газет и журналов чаще стали появляться статьи и рецензии В.Ф. Одоевского, друга Глинки, который еще в 30-х годах пропагандировал и защищал от нападок его творчество. Заблистали и новые имена - Александра Николаевича Серова 1820 - 1871, который был не только выдающимся критиком, но и талантливым композитором, автором нескольких опер в том числе Вражья сила, а также В.В. Стасова, Ц.А. Кию, Г.А. Лароша. Для развития и пропаганды музыкальной культуры в эти годы немало сделало Русское музыкальное общество, основанное в 1859 г. Антоном Григорьевичем Рубинштейном 1829 - 1894. Общественный подъем, вызванный развитием освободительного движения с конца 50-годов, бурный экономический рост страны, философские, публицистические произведения Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, возглавивших передовые прогрессивные силы общества в борьбе за освобождение народа, оказали большое влияние на развитие русского театра XIX в. С появлением на сцене пьес великого русского драматурга А.Н. Островского в истории русского театра наступает новая эпоха.

Драматургия Островского - это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, прославивших русское театральное искусство.

И.А. Гончаров писал Островскому Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться Театр Островского.

Кроме пьес Островского в русской драматургии второй половины XIX в. появляются пьесы А.В. Сухово-Кобылина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. Русский театр идет по пути утверждения правды, реализма. Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене Малого театра. В этот день была сыграна комедия Не в свои сани не садись. Главные роли исполняли Л.П. Никулина-Косицкая и П.М. Садовский - два замечательных актера Малого театра, талант которых полностью раскрылся именно в пьесах Островского.

Спектакль имел необыкновенный успех. Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме. Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия. В 50 - 70-е годы XIX в. большое общественное значение приобретает Малый театр.

Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика. Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом. Он утвердил на сцене драматургию Островского. После первой постановки комедии Не в свои сани не садись Островский все свои пьесы отдает на сцену Малого театра. Сблизившись со многими талантливыми артистами, Островский сам принимает участие в постановке своих произведений. Его пьесы - целая эпоха, новый этап в развитии русского сценического искусства.

Именно в пьесах Островского раскрылся талант крупнейшего актера Малого театра Прова Михайловича Садовского 1818 - 1872. Исполнение артистом роли Любима Торцова в пьесе Бедность не порок Островского стало одним из высочайших достижений артиста. Современник Садовского писатель и актер И.Ф. Горбунов вспоминал, как один из зрителей воскликнул Любим Торцов - правда воплощенная правда выступила на сцену. Садовский сыграл 30 ролей в репертуаре Островского.

Его герои, казалось, пришли на сцену из самой жизни, зритель узнавал в них хорошо знакомых людей. Садовский своим творчеством продолжал принципы великого актера-реалиста Щепкина. Он стал родоначальником целой династии актеров. Быт бытовая техника. Раскол российского общества в области культуры. Влияние европеизации на верхние слои общества. Отчуждение повседневного быта низов от элитной культуры. развитие российской науки. Русская религиозная философия. Расцвет литературы, музыкального творчества, театра, живописи. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие культуры в Российской империи и СССР

Пункты Образование и наука. Литература и общественная мысль. Архитектура. Живопись и скульптура. Музыка, театр, кинематограф. Быт бытовая техника.… Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский,… Правда, в то время е богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.В первой половине XIX в.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура первой половины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура начала
Культура начала. века серебряный век. Образование и наука. На рубеже ХIX-XX вв. в Московском университете еще действовал устав 1884 г по которому студенты считались отдельными посетителями у

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги