Расправа с Великим Новгородом и Псковом

Расправа с Великим Новгородом и Псковом.

По клеветническим грамотам в декабре 1569 года царь решил наказать Великий Новгород за якобы попытку добровольно уйти под власть Литвы. Есть также факты, что царь получил ложный извет по поводу того, что новгородцы хотят вместо него на престол посадить Владимира Старицкого, а сами сдаться Польше. По пути была ограблена Тверь, а в январе следующего года Новгород.

Знатнейших людей всех сословий свезли в Городище, подвергли истязаниям, потом волоком, привязав к саням, доставили обратно и подбросили с моста в Волхов. При въезде в опальный город женщины под страхом смерти должны были выставлять интимные части тела на поругание, а беременной Иван мог собственноручно вонзить в живот топор. Иногда жестокость носила религиозный характер после взятия Казани, тех, кто отказался принять христианство, казнили. В завоеванном Полоцке Иван приказал уничтожить всех местных евреев.

Есть факты, что он сам душил незаконнорожденных детей своих, которые, по православным канонам, были неугодны Богу. Но дело не закончилось Новгородом царь отправился во Псков. Псковичи боялись участи новгородцев и встретили царя каждый перед своим домом с женами и детьми, держа в руках хлеб и соль, завидев царя, они падали на колени. Иван недолго прожил во Пскове, велел грабить имение у граждан, кроме церковного притча взял также казну, иконы, кресты, книги, колокола.

По возвращении царя в Москву началось следствие о сношениях архиепископа Пимена и новгородских приказных людей с боярами А.Басмановым и его сыном Федором, казначеем Фуниковым, печатником Висковатым, дьяком Василием Степановым. Вопрос стоял в том, чтобы наказать виновных вследствие этих тайных сговоров насчет свержения царя и отдачи Новгорода и Пскова литовскому королю. По подсчетам историков, в Новгороде погибло 10-15 тысяч человек. Казначей Фуников и печатник Висковатый были казнены. Объективности ради, следует отметить, что бывали случаи помилования, в том числе массового.

В 1570году в Москве из 300 выведенных на казнь, 180 были помилованы. Князь Курбский в своей Истории, перечисляя жертвы Ивановой жестокости, насчитывает их свыше 400. Современники-иностранцы считали даже за 10 тысяч. Совершая казни, царь по набожности заносил имена казненных в помянники синодики, которые рассылал по монастырям для поминовения душ усопших с приложением поминальных вкладов.

В некоторых из таких синодиков число жертв возрастает до 4 тысяч. Но боярских имен здесь было совсем немного, зато сюда заносились перебитые массами и не неповинные в боярской крамоле дворовые люди, подьячие, монахи и монахини, псари. Разброс в оценках жертв очень велик от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Скорее всего в памяти последующих поколений количество погибших от рук опричных палачей соединилось с умершими от голода, эпидемии чумы, поразившим страну в самый разгар опричнины.

Политическая организация власти в опричнине. Инициаторы опричнины. В связи с организацией опричнины, штаты дворцовых ведомств были разделены надвое, как и уездное дворянство. Параллельно земскому, был образован опричный Дворец. Принятые в него лица, прошли самую жестокую проверку. Специальные опричные ведомства расследовали прошлое дворцовой прислуги, е родственные связи и.т.д. Среди всех дворовых ведомств только Большой дворец получил четкую организацию с первых же дней существования опричнины.

Наряду с Дворцом в опричнине образуется ведомство казначеев и некоторые другие приказы, копировавшие параллельные земские учреждения. Чтобы дополнительно обеспечить опричников, нужны были десятки тысяч четвертей земли. Необходимые земли были конфискованы у землевладельцев опричных уездов. Царский указ категорически предписывал удалить из опричных уездов вотчинников и помещиков, которым здесь не место. Современная же история опровергает данные факты. По мнению Г.Бибикова, в опричнину вошли не боярские вотчинные земли, а уезды, заселенные преимущественно рядовыми служилыми людьми.

Такова современная точка зрения на данный факт, но в истории ещ нет единого мнения по данному вопросу. Согласно традиционному взгляду, опричное правительство было менее аристократичес- ким по своему составу, чем земское. А.Зимин отверг это мнение, основывая свое мнение на том, что среди 8 опричных бояр к концу 1572года только 2 не имели княжеского титула. Однако, Зимин не учел того, что опричнина неоднократно меняла свою направленность и в разные периоды состав ее был различным.

В.Кобрин посвятил специальное исследование составу опричного двора. По его мнению, одним из главнейших инициаторов опричнины стал боярин В.М.Захарьев-Юрьев, и именно вокруг них сформировался кружок, включавший Басмановых, Сицких, Черкасских. Источники не подтверждают этот вывод. Незадолго до опричнины старший из Захарьиных Д.Р.Юрьев умер, а чин дворецкого перешел к его брату Н.Р.Юрьеву.

В отреченной грамоте царь специально выделил дворецкого среди лиц, которым объявлялась опала. Благодаря первому браку он породнился с семьей Головиных, вторым браком он был женат на дочери Горбатого. И Головины, и Горбатые подверглись опричнине в самом начале опалы. В опричной же документации имя Юрьева не фигурирует. Басманов же действительно был инициатором опричнины. Это подтверждает и автор Пискаревского летописца. В первые годы опричнины начали свою карьеру дворяне В.Г.Грязной, В.Ф.Ошанин, М.Л.Скуратов-Бельский, М.А.Безнин и Р.Ф.Алферьев.

Никто из них первоначально в опричную думу не входили. Титулованная знать занимала в опричной думе значительно более скромное положение, чем старомосковская. Князья Ростовские в числе первых удостоились чести служить в опричнине. Опричная дума отличалась от земской не только тем, что знать не имела в ней широкого представительства, но и той ролью, которую играли в управлении опричниной думные дворяне. Думой руководили Басмановы-Плещеевы.

Видное положение в опричной думе занимали Наумовы и князь Вяземский, который носил титулы окольничего, оружничего и наместника опричной Вологды в 1566 году.