рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Характеристика взглядов славянофилов и западников

Работа сделанна в 2003 году

Характеристика взглядов славянофилов и западников - Реферат, раздел История, - 2003 год - Оценка реформ Петра I западниками и славянофилами Характеристика Взглядов Славянофилов И Западников. Западничество И Славянофил...

Характеристика взглядов славянофилов и западников. Западничество и славянофильство составляют главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи 1840 1860 гг сыгравший решающую роль в формировании русского национального сознания и определивший дальнейшие судьбы русской интеллигенции. Классическое западничество выросло на почве европеизма умонастроения значительной части интеллигенции, имевшего более чем двухсотлетнюю традицию.

В XVIII в. период усвоения плодов западноевропейской цивилизации одновременно совпал с эпохой индивидуализации и рационализации, иными словами, с эпохой становления индивидуализма, отчуждения личности от общества, секуляризации культуры.

Большую роль в развитии европеизма в России, то есть в процессе усвоения плодов европейской цивилизации и различных тенденций европейской мысли, сыграла литература. Однако если в эпоху Просвещения русский европеизм воспринимал Европу как культурно-идеологический монолит, то в начале ХЕХ в когда обозначился кризис просветительского сознания, отчетливо проявилась двойственность в оценках европейской культуры.

Русское общество разделилось на консервативную и либеральную группы. Но все же эти течения были еще продолжением духовной жизни XVIII в. Серьезные сдвиги в национально-историческом сознании русской интеллигенции наметились после Отечественной войны 1812 года. В освободительной войне победили армия и народ. В заграничном походе русских войск произошло первое массовое знакомство с Западной Европой.

Оно не только вызвало горькое разочарование в собственной отсталости, но и породило надежды на либерализацию внутреннего строя, на отмену крепостного права, на некоторое уравнение прав сословий, введение свободы печати, гласного суда с участием присяжных, учреждение выборных волостных, уездных и губернских правлений, на сокращение военной службы, изменение форм правления. Однако после 1820 г. император Александр I окончательно расстался с конституционными мечтами своей юности, и Россия вступила в полосу правительственной реакции. Начался разрыв негласного союза интеллигенции с царем.

Декабрьское восстание 14 декабря 1825 г. было знаком крушения надежд на преобразования сверху. В этот период будущие западники и славянофилы ощущали себя в состоянии глубокого разлада с действительностью. Желание быть полезными Родине и невозможность политической деятельности трансформировались в интенсивные философские искания.

Безусловно, этому способствовала духовная атмосфера, устремленная на метафизическую проблематику. В обществе любомудров 1822 1825, в кружке Станкевича 1832 1839 и в кружке Герцена 1842 1847 философские споры концентрировались вокруг вопроса Что задумал Творец о России, какова ее судьба. В этих кружках началась кристаллизация теорий, широких мировоззренческих обобщений, которые стремились охватить историю культуры народа в целом, выдвигая идеалы будущего развития, то есть философия ощущалась как необходимость нового модуса существования. Князь В. Ф. Одоевский в первом философском романе Русские ночи заявлял, что XIX век принадлежит России, Иван Киреевский в Обозрении русской словесности 1829 года писал Наша философия должна развиться из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего народного быта. В процессе аргументации ответа на вопрос Повторяет ли Россия путь Западной Европы или ее цивилизация принадлежит к другому типу образованное общество разделилось на западников и славянофилов.

Однако, прежде чем очертить проблематику спора западников и славянофилов замечательного десятилетия 1838 1848, следует остановиться на той роли, которую сыграл П.Я. Чаадаев в становлении обоих течений.

Еще в конце 20-х гг. П.Я. Чаадаев сформулировал антитезу Россия Европа. По Чаадаеву, Европа благоустроена, упорядочена в материальном и бытовом отношении, нравственно воспитана. В реестр европейских ценностей входят привязанность к семейному очагу, идеалы долга, свободы, гражданской личной ответственности, терпимости к другим культурным сообществам.

Россия лишена всех этих ценностей, в русской жизни господствует произвол, не выработаны формы культурной жизни. В России все рабы, подчиняющиеся культу грубой силы, лишенные чувства собственного достоинства. Русские отделены от остального мира стеной непонимания. Философия истории Чаадаева в целом не имела ничего общего с точки зрения классического западничества, согласно которому Россия должна пройти путь капиталистического развития.

Апогей развития Европы Чаадаев видел в Средних веках, в дореволюционной Европе, а капитализм был для него скорее свидетельством глубоком кризиса цивилизации. Чаадаев возлагал надежды на возрождение религии и приветствовал философию Шеллинга. Чаадаев в своих письмах как бы предчувствовал разделение русского образованного общества на сторонников веры и приверженца разума, на защитников индивида или поборников коллектива, на проповедников жизни в народе и на ревнителей гражданственности.

Западничество выражало идеологию той части интеллигенции, которая из поколения в поколение воспитывалась в духе европеизма и была заинтересована в ускорении экономическо-технического прогресса, в направлении, указанном Западной Европой. Западники А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Г-Н. Грановский, ВТ. Белинский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, И.И. Панаев, И.С. Тургенев считали, что развитие России было заторможено более чем на три века в связи с монголо-татарским игом, но что она способна догнать европейские страны.

В начале 40-х гг. враждебность между западниками и славянофилами стала неизбежной. В. Г. Белинский отошел в этот период от гегельянства. Идея свободы личности, защиты ее прав вылилась в маратовскую любовь к человечеству Чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную С нравственным улучшением, писал он Боткину, должно возникнуть и физическое улучшение И смешно думать, что это может сделаться само собой, без насильственных переворотов, без крови.

Да и что кровь тысяч в сравнении с уничтожениями и страданиями миллионов. Характерной чертой западничества была приверженность секуляризму, идеалу освобождения от византийско- православного ошейника Герцен. Цивилизованность мыслилась западниками в разрыве с православием и церковью. Исходным пунктом философских построений западничества было рациоиально-аксиологическое понимание человеческой личности.

Идея цивилизованной просвещенной личности, умеющей отстаивать свое достоинство и разумно использовать свободу общественно-политических действий, восходит к идеям Гегеля о рабстве и крепостничестве как формах отчуждение личности, которые влекут и другие несвободы. Гегель также отвечал надеждам западников о возможности постепенного выхода из состояния отчуждения, о возможности реинтеграции с действительностью без смирения перед обществом. Личность, ее достоинство, цивилизация и просвещение, здравый смысл, справедливость и правозаконность вот главные ценности жизни, провозглашенные Белинским, ценности, на которые ориентировались западники.

Однако этот перечень ценностей нуждается в соответствующей интерпретации, поскольку и славянофилы оперировали этими же понятиями, но придавали им другой смысл. Западники выступали, часто и не желая этого, как сторонники превращения народа в совокупность автономных и сознательных индивидов. Личность рассматривалась с точки зрения ее места в истории, понимаемого как прогресс.

Иной была реакция на письмо Чаадаева у А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, И.В. Киреевского и П.В. Киреевского. Они согласились с П.Я. Чаадаевым, что настоящее России непереносимо, но с негодованием отреклись от его тезиса о том, что Россия это чистый лист бумага. Они не могли согласиться с мнением Чаадаева, что наши воспоминания не идут дальше вче-пашнего дня, с идеей исторической ничтожности России. В славянофильском кружке в 40-е гг. объединились братья И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелеев, Д.А. Валуев позднее присоединились А.Н. Попов, Ф.В. Чижов, ВА. Елагин, В.А. Черкасский, И.Д. Беляев.

Близки к кружку были литераторы С.Т. Аксаков, Н.М. Языков, В.И. Даль, Ф. Тютчев. Их всех связывали общие научные и литературные интересы, но сугубо философскими проблемами занимались А.С. Хомяков 1804 1860, И.В. Киреевский 1806-1856, К.С. Аксаков 1817 1860, Ю.Ф. Самарин 1819-1876. Центральная тема философского творчества ранних славянофилов А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина это обоснование своеобразия истории и культуры русского народа.

Своеобразие они видели в сочетании национального сознания и правды православия. Славянофилы говорили, что русская история, русский быт, национальное самосознание, культура в целом обладает самобытными жизненными ценностями и перспективами. Высокий нравственный потенциал русской культуры, содержащийся в православии, должен обеспечить России и всем славянским народам ведущее место в историческом развитии.

Славянофилы подняли вопрос о народе как движущей силе истории, о необходимости переоценки значимости допетровской Руси, о крестьянской общине, самоуправлении, земстве, о различии между национально-народной и официально-самодержавной Россией, об оцерковлении, преображении общественной жизни, о философии как теории воспитания и совершенствования общества. Для широкого круга людей, интересующихся историей своей страны, газвание славянофилов подсказывает определенную внутреннюю перспективу их учения славянские симпатии, культ самобытности, тягу к старине, почвенности. Но ни идея мессианизма России и славянского мира в будущем развитии Европы, ни идеализация истории Древней Руси, ни учение об общине, ни своеобразная эстетическая концепция народности в искусстве не составляют мировоззренческой сути славянофильства.

В основе православной философии славянофилов лежит идея цельности личности и идея соборности, идея возрождения церкви идеальной апостольской церкви первых веков христианства, проникновения церковных начал в жизнь каждого индивида и общества в целом.

И только принимая этот исходный принцип, можно рассматривать взгляды славянофилов на роль России в мировой культуре, на крестьянский вопрос и социализм, на теорию познания и искусство, на государственное устройство, свободу общественного мнения и многие другие вопросы. Вечным в учении славянофилов, по мнению православного историка культуры Флоровского, является тема Восток и Запад, Россия и Европа за этой конкретной, фактической, историко-географической противоположностью для романтического сознания идеалистов сороковых годов стояла другая, давшая ей содержание, принципиальная антитеза антитеза принуждающей власти и творческой свободы.

В процессе систематического углубления и эта антитеза была сведена к еще более первичной к антитезе разума и любви. Суть славянофильской философии составляет противопоставление с одной стороны рационализм, рассудочность, практицизм, индивидуализм как ориентиры европейской культуры с другой идеал цельной личности и соборных начал в русской культуре.

Мысли и западников, и славянофилов о самоценности национальной культуры тогда это понятие имело гораздо более широкий смысл и о значимости ее вклада в мировую культуру были навеяны Целлингом и Гегелем, начинавшими свою творческую деятельность период расцвета европейского романтизма. По Шеллингу, каждая народность выражает какую-либо сторону всемирной культуры человечества.

В шеллингианской теории содержался вопрос и о вкладе России в мировую культуру. Учение Гегеля об исторических и неисторических народах способствовало формированию славянофильских историософских представлений. По Гегелю, мировой дух нашел совершеннейшее выражение в германском народе и как бы остановился у границ славянского мира, обрекая эти народы на подражательство и духовную зависимость. Таким образом, учение Гегеля об исторических и неисторических народах и философия истории Шеллинга заставили как западников, так и славянофилов задуматься о рати и месте России среди других народов.

Однако другие аспекты философии романтиков интерпретировались западниками и славянофилами весьма различно. Так, западников привлекал в романтизме культ свободной творческой личности, доходящей до индивидуализма. Они черпали свои идеи у Шиллера, Жорж Санд, Гейне. Славянофилы на первое место ставили духовное общение каждого христианина с полнотой всей Церкви как гарантии свободы личности.

Основной принцип церкви по Хомякову заключается не в повиновении внешней власти, а в соборности, совместном отыскании путей к спасению, в единстве, основанном на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Отношение русского славянофильства к немецкому романтизму стало впоследствии одной из главных спорных проблем для историографов русской философии в XX в. Введение в русскую Философию. Лазарев В.В Абрамов А.И Авдеева Л.Р. и др. Учебное пособие.

М. Интерпракс, 1995. 304 с. 3. Оценка реформ Петра

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Оценка реформ Петра I западниками и славянофилами

На преобразования Петра смотрели разно его современники, смотрим разно и мы, люди XX и начала XXI в. Одни старались объяснить себе значение реформы… Ведению историка подлежат, строго говоря, только две первые категории мнений,… В то время как одни исследователи изучают время Петра с целью достичь объективного исторического вывода о его значении…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Характеристика взглядов славянофилов и западников

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I западниками
I западниками. Подлинным создателем России был в глазах западников Петр I. Петровская эпоха стала той точкой отсчета, исходя из которой 3ападничество применило учение Гегеля о развитии племени в на

I славянофилами
I славянофилами. Но не все люди 40-х годов думали так. Некоторые, принимая теорию мирового прогресса Гегеля, по чувству патриотизма возмущались его мнением, что германская цивилизация есть последня

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги