рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Становление Москвы как духовного центра Руси

Работа сделанна в 2004 году

Становление Москвы как духовного центра Руси - раздел История, - 2004 год - Московское княжество Становление Москвы Как Духовного Центра Руси. При Калите Москва Стала Духовны...

Становление Москвы как духовного центра Руси. При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли, постоянным местопребыванием русских митрополитов. Трудно переоценить политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Старая традиция связывала для русских людей представления о царствующем городе с тем местом, где жили и государь и митрополит.

Пышные богослужения по случаю поставления в епископы, когда в столице собирались высшие иерархи из других городов, постоянные сношения с Константинополем и с княжескими столицами на Руси, встречи и проводы митрополитов и епископов, одним словом, блестящие церковные церемонии, до которых были падки средневековые люди, сделались достоянием Москвы. Можно было не признавать притязаний московского князя, но нельзя было под страхом отлучения игнорировать митрополита.

Москва получила неоспоримые преимущества перед всеми другими городами, и московская иерархия поднялась неизмеримо выше всех остальных. Митрополит держал в своих руках право поставления епископов и суда над ними и нередко им пользовался, силу духовной власти испытали даже иерархи таких крупных городов, как Новгород и Тверь. Уже в 1325 г. новгородский кандидат Моисей ездил в Москву к митрополиту Петру ставиться на архиепископию и присутствовал на погребении Юрия Даниловича вместе с тремя другими епископами.

Легко представить себе, какие большие средства стекались в Москву вследствие приезда видных духовных лиц, ибо устройство церковных дел обходилось недешево. Многочисленные политические нити сходились ко двору митрополитов, которые имели своими хозяевами в конечном итоге московских князей. Москва связывалась с Константинополем, а через его посредство с южнославянскими землями. Спор между Москвой и Тверью за преобладание был решен в пользу Москвы уже тогда, когда преемник Петра, митрополит Феогност, родом грек, окончательно утвердил в ней свое местопребывание.

Основной причиной переезда митрополитов в Москву стало предоставление московскими князьями митрополитам особо важных льгот по сравнению с тем, что получали епископы в других княжествах. Льготное положение митрополичьего дома с его многочисленными боярами и слугами действительно создавало для митрополитов ряд преимуществ. Но дело было не только в одних льготах, а в том, что московские князья обладали достаточной реальной силой, чтобы поддержать угодных для них кандидатов на митрополичий престол.

Немалое значение имело центральное положение Москвы и относительное удобство сношений с Константинополем. Наконец, одним из мотивов переноса кафедры митрополитов именно в Москву являлось отсутствие в ней своих епископов. Митрополит всея Руси не задевал в Москве ничьих церковных интересов. Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому своеобразному светской и духовной власти, которое стало характерно для Москвы допетровского времени. Двор великого князя и двор митрополита помещались в непосредственном соседстве светская власть нашла себе духовную опору, поддерживая, в свою очередь, всей своей гражданской мощью главу русской церкви митрополита.

Так, маленький Кремль Калиты уже вместил в себя зародыши другого, более позднего царствующего града Москвы. Утверждение митрополичьего престола в Москве было ударом по тверским князьям, претендовавшим на первенствующую роль среди русских князей. Поэтому ожесточенная борьба между Тверью и Москвой за преобладание сопровождалась такой же борьбой за митрополичий престол.

В то время Юрий Данилович тягался в Орде за великое княжение с Михаилом Ярославовичем, монах одного из тверских монастырей по имени Акиндин подал константинопольскому патриарху жалобу на митрополита Петра. Акиндин был только орудием в руках тверского князя, но для митрополита Петра возникла явная опасность низвержения с митрополичьего стола, так как патриарх уже обещал Михаилу Ярославовичу поставить в митрополиты кого восхочет боголюбство твое. Однако низвержение митрополита задевало интересы многочисленного духовенства, трогать которое избегали даже золотоордынские ханы. Кроме того, обвинение Петра в симонии, в том, что он возводил в духовный сан за деньги, едва ли могло сильно скомпрометировать Петра. Ведь покупка и продажа церковных должностей в середине века явления постоянные.

В самой Византии они практиковались еще больше, чем на Руси. Петр же был политиком настойчивым и смелым найдя поддержку у московских князей, он сблизился с ними и не забыл оказанных ему услуг.

Петр подолгу оставался жить в Москве, где умер и был похоронен. Московские князья по-своему воспользовались его смертью и добились от константинопольского патриарха канонизации Петра, сделавшегося первым московским и всея Руси чудотворцем. Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил митрополичье место за Москвой, которая с этого времени сделалась гражданской и церковной столицей Руси. Поддержка церкви обеспечила московскому князю преобладание над другими русскими князьями.

С необыкновенной силой эта поддержка сказалась в 1329 г когда Калита ходил выгонять из Пскова тверского князя Александра Михайловича. Калита прибегнул к помощи митрополита Феогноста, который послал проклятье и отлучение от церкви на князя Александра и на псковичь. Православная церковь использовала любимое средство римских пап, столь часто издававших интердикты, или отлучения от церкви.

Оно было грозным оружием в руках духовенства, действовавшим как удар молота на слабые души скверных людей закрывались церкви, прекращалось богослужение, переставали крестить младенцев, венчать вступающих в брак, даже отпевать покойников. Страх отлучения заставил Александра Михайловича покинуть Псков, чтобы проклятье не легло на город. Так пишет летописец, симпатизирующий тверскому князю. Новгородский автор пишет проще Псковичи выпроводиша князя Александра от себе. Таковы были первые успехи, достигнутые московскими князьями благодаря их ловкости и выгодному положению их удела.

Немедленно же стали сказываться и последствия этих успехов. При самом Калите 1328 1340 и при его двух сыновьях Семене Гордом 1341 1353 и Иване Красном 1353 1359, которые так же, как и отец их, были великими князьями всея Руси, Москва начала решительно брать верх над прочими княжествами. Иван Калита распоряжался самовластно в побежденной им Твери, в Новгороде и в слабом Ростове.

Сыну его Семену, по словам летописца, все князья русские даны были под руки самое прозвище Семена Гордый показывает, как он держал себя со своими подручниками. Опираясь на свою силу и богатство, имея поддержку в Орде, московские князья явились действительной властью, способной поддержать порядок и тишину не только в своем уделе, но и во всей Владимиро-Суздальской области. Это было так важно и так желанно для измученного татарами и внутренними неурядицами народа, что он охотно шел под власть Москвы и поддерживал московских князей.

К московским князьям приезжало много знатных слуг, бояр со своими дружинами, с юга и из других уделов Суздальских. Поступая на службу к московским князьям, эти слуги усиливали собой рать московскую, но и сами, служа сильному князю, улучшали свое положение и становились еще знатнее. Быть слугой и боярином великого князя было лучше, чем служить в простом уделе поэтому слуги московских князей старались, чтобы великое княжение всегда принадлежало Москве.

Бояре московские были верными слугами своих князей даже и тогда, когда сами князья были слабы или же недееспособны. Так было при великом князе Иване Ивановиче Красном, который был кроткий и тихий, по выражению летописи, и при его сыне Димитрии, который остался после отца всего девяти лет. Вместе с боярством и духовенство проявляло особое сочувствие и содействие московским князьям. После того как митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, он подготовил себе преемника московского инока, москвича родом, Алексия, происходившего из знатной боярской семьи Плещеевых.

Посвященный в митрополиты, Алексий при слабом Иване Красном и в малолетство сына его Димитрия стоял во главе Московского княжества, был, можно сказать, его правителем. Обладая исключительным умом и способностями, митрополит Алексий пользовался большой благосклонностью в Орде где он вылечил болевшую глазами ханшу Тайдулу и содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями.

На Руси он являлся неизменным сторонником московских князей и действовал своим авторитетом всегда в их пользу. Заслуги св. Алексия пред Москвой были так велики и личность его была так высока, что память его в Москве чтилась необычайно. Спустя 50 лет после его кончины он умер в 1378 г. были обретены в основанном им Чудовом монастыре в Москве его мощи и было установлено празднование его памяти. Руководимое св. Алексием русское духовенство держалось его направления и всегда поддерживало московских князей в их стремлении установить на Руси сильную власть и твердый порядок.

Как мы знаем, духовенство изначала вело на Руси проповедь богоустановленности власти и необходимости правильного государственного порядка. С большой чуткостью передовые представители духовенства угадали в Москве возможный государственный центр и стали содействовать именно ей. Вслед за митрополитом Алексием в этом отношении должен быть упомянут его сотрудник, преподобный инок Сергий, основатель знаменитого Троицкого монастыря.

Вместе с митрополитом Алексием и самостоятельно, сам по себе, этот знаменитый подвижник выступал на помощь Москве во все трудные минуты народной жизни и поддерживал своим громадным нравственным авторитетом начинания московских князей. За знатными боярами и высшим духовенством тянулось к Москве и все народное множество. Московское княжество отличалось внутренним спокойствием оно было заслонено от пограничных нападений окраинными княжествами Рязанским, Нижегородским, Смоленским и др. оно было в дружбе с Ордой. Этого было достаточно, чтобы внушить желание поселиться поближе к Москве, под ее защиту.

Народ шел на московские земли, и московские князья строили для него города, слободы, села. Они сами покупали себе целые уделы у обедневших князей ярославских, белозерских, ростовских и простые села у мелких владельцев. Они выкупали в Орде русский полон, выводили его на свои земли и заселяли этими пленниками, ордынцами, целые слободы.

Так множилось население в московских волостях, а вместе с тем вырастали силы и средства у московских князей. Таким образом, первые успехи московских князей, давшие им великокняжеский сан, имели своим последствием решительное преобладание Москвы над другими уделами, а это, в свою очередь, вызвало сочувствие и поддержку Москве со стороны боярства, духовенства и народной массы. До конца XIV столетия, при Калите и его сыновьях, рост московских сил имел характер только внешнего усиления путем счастливых примыслов.

Позже, когда московские князья явились во главе всей Руси борцами за Русскую землю против Орды и Литвы, Москва стала центром народного объединения, а московские князья национальными государями.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Московское княжество

Зарождение Руси началось ещ до Х века, но основопологающим для Руси стали века XIII-XV. На нашей земле существуют города старше Москвы, но именно… Понадобилось более двух с половиной веков, чтобы русские народы объединились и… Первые упоминания о Москве встречаются в летописи не ранее XII в. В ней рассказывается, что в 1147 г. Юрий Долгорукий…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Становление Москвы как духовного центра Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва как центр формирования московского княжества
Москва как центр формирования московского княжества. Прежде чем перейти к определению причин и хода возвышения этого княжества, надо сказать несколько слов об его главном городе Москве. Перв

Формирование московского княжества
Формирование московского княжества. Московское великое княжество, феодальное государство на Руси. Образовалось около середины 14 в. в результате роста Московского княжества, которое выделило

Политика Калиты
Политика Калиты. Иван Данилович Калита год рождения не известен умер в 1340 московский князь с 1325, московский великий князь 1328 1340 сын московского князя Даниила Александровича. Был жест

Князь Дмитрий Иванович Донской и Куликовская битва
Князь Дмитрий Иванович Донской и Куликовская битва. Сыновья Ивана Калиты умирали в молодых годах и княжили недолго. Семен Гордый 1340-1353 умер от моровой язвы чумы, обошедшей тогда всю Европу Иван

Преемники Донского
Преемники Донского. Донской умер всего в 39 лет и оставил после себя несколько сыновей. Старшего, Василия Дмитриевича 1389-1425, он благословил великим княжением Владимирским и оставил ему часть в

Причины возвышения княжества
Причины возвышения княжества. Причин возвышения именно Московского княжества много, причем носят они как объективный, так и субъективный характер. Если посмотреть на географическую карту, то видно,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги