ОБШАЯ ТЕМА ПУШКИНА

ОБШАЯ ТЕМА ПУШКИНА. Приступая к рассмотрению темы реферата отмечу, что опираясь на материалистические традиции античной философии Эпикур, Лукреций Кар, блестяще владея западноевропейской эстетической культурой Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье, Шекспир, Расин, Корнель и другие, Пушкин и как художник и как теоретик решал проблему художественной преемственности на уровне высших достижений мирового искусства.

Это обусловливало подлинное новаторство его эстетической концепции, вело к созданию самобытной русской традиции. Прежде чем проложить новую дорогу в творчестве и теории, Пушкину, по словам А. В. Луначарского, пришлось произвести свой эстетический суд над многим А. С. Пушкин в русской критике. М 0000, с. 000 Активное участие Пушкина в литературной борьбе эпохи способствовало четкому выявлению его эстетических позиций. Не ограничиваясь художественным творчеством, поэт уже в 00-е годы пишет ряд специальных статей СМ. например Мои замечания о русском театре, Письмо к издателю Сына отечества, О причинах, замедливших ход нашей словесности, Примечания к Цыганам, Возражение на статью А. Бестужева Взгляд на русскую словесность в течение 0000 и начала 0000 годов, О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова, О поэзии классической и романтической, О трагедии, О народности в литературе, Возражение на статью Кюхельбекера в Мнемозине и ряде других в которых вопросы художественно-эстетические пытается решать с философских, мировоззренческих позиций.

Критикуя эстетическую систему классицизма как устаревшую, высмеивая сентименталистов, которые никогда не скажут дружба, не прибавляя сие священное чувство, коего благородный пламень Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 00-ти т. Изд. 0-е. Л 0000-0000, т. 0, с. 00. что не мешало ему высоко ценить наследие Карамзина, Пушкин основное внимание сосредоточивает на анализе содержания художественного произведения.

Он в высшей степени негативно оценивает формальную критику, занятую, по его мнению, лишь исследованием слога, определением жанра произведения, его принадлежности к той или иной эстетической системе.

Точность и краткость - вот, по Пушкину, главные критерии оценки художественной прозы, которая требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 00-ти т. Изд. 0-е. Л 0000-0000, т. 0, с. 00- 00 Кавказский пленник, Пушкин в основном разделял эстетические воззрения декабристов, вступая, однако, с ними в полемику по ряду важных вопросов.

Ломая старые каноны, он и в теории шел значительно дальше декабристов по пути к реализму. Глубина, диалектическая сложность в постановке и решении проблем творчества, отстаивание правды жизни в искусстве, национального характера русской культуры, ее народности - все это отличает эстетические воззрения поэта. Важно само направление пушкинской критики декабристов, конкретно-исторический подход к оценке их эстетических позиций.

Для него неприемлем субъективизм их творческого метода и суждений об искусстве. Анализируя Думы Рылеева, Пушкин отмечает, что в них нет отражения живой истории России, что все они на один покрой, составлены из общих мест Национального, русского нет в них ничего, кроме имени исключаю Ивана Сусанина Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 00-ти т. Изд. 0-е. Л 0000-0000, т. 00, с. 000 Не соглашаясь с А. Бестужевым, защищавшим теорию круговорота в истории культуры, где методично век гения сменяется веком упадка, Пушкин подчеркивает своевольность его взгляда, далекого от живого процесса развития литературы, который никак нельзя втиснуть в прокрустово ложе. Конкретная история жизни народа - ключ к разгадке тайны его культуры.

Эта мысль станет лейтмотивом теоретических работ Пушкина, а проблема народности в литературе и искусстве - одной из ведущих в его наследии. К ней он обращается неоднократно, начиная с заметок О народности в литературе, явившихся ответом на споры в критике 00-х годов статьи В. Кюхельбекера и А. Бестужева в Мнемозине и Полярной звезде.

Пушкин подчеркивает, что народность не есть нечто внешнее по отношению к литературе и не ограничивается выбором предметов из отечественной истории литература должна отражать образ жизни народа, всю совокупность материальных условий и духовных особенностей его существования. Об этом он писал в письме к Рылееву в мае 0000 года Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии.

Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 00-ти т. Изд. 0-е. Л 0000-0000, т. 0, с. 00-00 Обстоятельства жизни народа, духовная атмосфера общества и порождают, по Пушкину, национальные характеры, которые становятся центром художественного изображения. В Россиаде Хераскова, несмотря на ее громкое название, нет ничего народного, а в скромных баснях Крылова глубоко показаны нравы и дух русского человека, пульс народной жизни, особенности национального характера какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться Там же, т. 0, с, 00 Раскрытие объективных основ народного характера прокладывает путь к подлинной художественности, многогранному постижению человека.

В Письме к издателю Московского вестника Пушкин, разъясняя образ Пимена Борис Годунов, писал Характер Пимена не есть мое изобретение.

В нем собрал я черты, пленившие меня в наших летописях простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое совершенное отсутствие суетности, пристрастия Там же, с. 00 Пушкин подчеркивает, что если бы он вздумал изобразить характер князя Курбского, то он резко бы отличался от характера смиренного Инока. Он отвергает чрезмерную субъективность, односторонность личных пристрастий, свойственные романтической поэзии, индивидуалистической по своему духу. Пушкинской концепции глубокого, объективного проникновения в события и характеры не отвечали ни ригористические строгости классицизма хотя он и искренне восхищался Расином и Мольером, ни слащавости сентиментализма, ни односторонности романтизма не щадит он даже и Байрона, представившего в созданных им характерах призрак себя самого.

Для Пушкина очевидна неисторичность этих эстетических систем. Критикуя индивидуализм, он пытается построить свою концепцию истинного романтизма, реальным воплощением которого считает Бориса Годунова С этой целью он все чаще обращается к Шекспиру, к анализу его художественного метода.

Пушкин ценил творчество великого английского драматурга за историческую правду, а не за внешнее правдоподобие. Смелость формы, способность объять могучей творческой мыслью целый мир, вольная, широкая кисть, а главное - глубокое и всестороннее раскрытие человеческих характеров - все это пленило русского поэта. Лица, созданные Шекспиром писал Пушкин не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порыва, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков, обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 00-ти т. Изд. 0-е. Л 0000-0000, т. 0, с. 00 Народность и правда жизни в литературе неотделимы друг от друга.

Эта мысль многократно варьируется Пушкиным. Так, в статье О народной драме и драме Марфа Посадница одной из самых важных в философско-эстетическом плане Пушкин, развивая понятие народности литературы народное как самобытно национальное, но народ - это уже и народные массы, народ - обобщенное понятие, связывает его с правдивым изображением жизни, видит сущность драмы в выявлении истины страстей, правдоподобия чувствований в предполагаемых обстоятельствах, в воскрешении если речь идет о прошлом минувшего века во всей его истине Там же, т. 0, с. 000, 000 Народность искусства трактуется Пушкиным как правдивое раскрытие судеб народа, духа и содержания народной жизни.

Что развивается в трагедии, какая цель ее - задается он вопросом.

И отвечает Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 00-ти т. Изд. 0-е. Л 0000-0000, т. 0, с. 000 Углубленному решению Пушкиным проблемы народности способствовал его неизменный интерес к русской истории. Он изучает петровское время, историю народных восстаний Разина и Пугачева, пытается осмыслить роль народа в истории, глубоко ему сочувствует.

Так, он записывает в Дневнике 00 марта 0000 года Много говорят о бале, который должно дать Дворянство по случаю совершеннолетия государя наследника Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 00-ти т. Изд. 0-е. Л 0000-0000, т. 0, с. 00-00 Оценка исторических событий, государственных деятелей с точки зрения народа - неотъемлемая черта подлинного искусства, по Пушкину. В понимании проблемы народности и реализма великий русский поэт явился прямым предшественником Белинского.

Концепция реалистического творчества углубляется Пушкиным в 00-е годы, что находит отражение в его творчестве, в частности в прозе. Пушкинская проза и по тематике, и в выборе героя Станционный смотритель, История села Горюхина, Гробовщик и др и в отношении автора к изображаемым событиям развивала реализм в русской литературе, сближая искусство с жизнью, отражая новые ее пласты. Новаторство Пушкина не находило, однако, поддержки, его не понимали, говорили о падении его таланта, нарушении эстетических правил, отступлении от канонов прекрасного.

В полемике с консервативными и реакционными критиками А. Т. Каченовский, Ф. В. Булгарин, А. Н. Орлов, М. Е. Лобанов, Н. В. Кукольник и другие, судившими поэта с позиций изящного, Пушкин вырабатывает четкие критерии оценки художественного творчества, которое должно раскрывать прежде всего историческую правду, нравы целого народа, целые эпохи, изящные или грубые, развратные или набожные, кровавые или героические Там же, т. 0, с. 000 В борьбе за демократизацию литературы, формирование общественного мнения развитию вкусов и взглядов широкой публики Пушкин придавал исключительное значение, утверждение реалистических принципов в эстетике большую роль сыграл журнал Современник, основанный А. С. Пушкиным в 0000 году. Как в статьях самого Пушкина Александр Радищев, Российская Академия, Французская Академия, Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной, Вольтер, О Мильтоне и Шатобриановом переводе Потерянного рая и Др так и в появившихся впервые в Современнике произведениях Гоголя, Кольцова и других художников-новаторов был намечен дальнейший путь развития русской литературы и эстетической мысли.

Наряду с вопросами народности и реализма одной из важнейших проблем эстетики Пушкина была проблема общественного назначения искусства и роли поэта.

Этот вопрос постоянно был в центре внимания русской общественной мысли.

Его ставили и Ломоносов, и Радищев, и декабристы. Опираясь на их суждения, Пушкин идет значительно дальше в разработке этой проблемы. Своеобразие пушкинской постановки вопроса заключается в том, что проблему общественного назначения искусства он решал одновременно и как проблему творчества, подчеркивая долг художника перед обществом и в то же время необходимость личной свободы писателя. Лейтмотивом всего творчества Пушкина является страстное утверждение активной, гражданской роли поэта, выступающего пророком, борцом за вольность, свободу человеческой личности.

В Памятнике 0000, оценивая пройденный путь, он так писал о значении собственного творчества И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Трактовка поэтом указанной проблемы не была однолинейной. Наряду с революционными стихотворениями, раскрывающими активную роль художника в жизни общества, его назначение как политического борца за свободу, у Пушкина имеются и другие произведения последекабристский период, говорящие о его трагических размышлениях и подчеркивающие аспект индивидуальной свободы творчества, независимости поэта от общества, от толпы, как верно отметил Г. В. Плеханов, от светской черни Стансы, Поэт и толпа, Поэту и др Высказанные Пушкиным на первый взгляд прямо противоположные суждения о назначении искусства явились не столько результатом его отступления от прежних позиций, сколько страстным отстаиванием свободы творчества в условиях николаевской реакции.

Утверждение индивидуальной свободы, независимости от толпы было активной формой самозащиты поэта от существующего строя и официальной идеологии, которую его принуждали пропагандировать.

Вопрос о свободе творчества ставится Пушкиным необычайно широко - и как проблема социальная, конкретно-историческая, с одной стороны, и как проблема психологически-индивидуальная - с другой, связанная со спецификой таланта, с природой гения, тайн творчества Моцарт и Сальери, Евгений Онегин и др Пушкин детально рассматривает отношения художника к действительности, анализирует процесс поэтического вдохновения, давая, по существу, материалистическую трактовку природы творчества, основанного на сознательном отношении к действительности.

Вдохновение писал он есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 00-ти т. Изд. 0-е. Л 0000-0000, т. 0. с. 000