рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

"Нищелюбие" русских князей

Работа сделанна в 2003 году

"Нищелюбие" русских князей - Реферат, раздел История, - 2003 год - Ульяновский Государственный Университет. Кафедра Педагогики Высшей Школы И С...

Ульяновский государственный университет. Кафедра Педагогики Высшей школы и Социальной Работы. Реферат. Нищелюбие русских князей основные направления защиты и помощи нищим на Руси. Выполнила Студентка группы СР-12 Царва Е.В. Проверила Нагорнова А.Ю . Ульяновск-2003 г. Оглавление.Оглавление. 2 Введение. 2 Первый этап помощи русских князей 7 Нищелюбие Владимира Святого. 7 Нищелюбие Ярослава Мудрого. 9 Нищелюбие Владимира Мономаха. 11 Второй этап помощи русских князей. 14 Нищелюбие Андрея Боголюбского. 15 Нищелюбие Александра Невского. 16 Заключение. 18 Литература. 19 Введение. В сложные моменты истории зачастую проявляется неспособность или нежелание объективно оценивать действительность.

Не является исключением и понятие социальная работа. В современных трудах, посвященных социальной работе, как правило, исследуется или современное положение дел в этой сфере, или зарубежный опыт, который зачастую рассматривается в историческом развитии.

Истоки социальной работы следует искать еще в древности. Уже тогда, как отмечали историки, славянские народы отличались гуманным отношением к соплеменникам и даже к бывшим врагам. Нищелюбие же добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По мнению А. Гуревича, исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости основные доказательства святости.

В русских летописях они имели определенную формулу многих канонизированных русских князей характеризовали как мнихолюбив, страннолюбив, нищелюбив. Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия нищелюбие, милосердие и более позднему светское понятие благотворительность. Официальным же началом является договор 911 года князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой. В X веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который отождествляется с человеколюбием.

Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему Любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, е первым требованием признавали милостыню. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М 1990. С.78-79 Однако не только нравственная установка на ближнего, но и поступок является основой мироощущения и мировоззрения истинного христианина.

Любовь и деятельность неразрывное единство понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. В этом смысловом единстве понимается и сущность таких понятий, как призрение, милование. Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России.

В Х-XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи и поддержки нуждающимся. Это связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуации. К началу IХ века у восточных славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родоплеменные связи. На смену родоплеменных отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, органов власти во главе союзов становился князь и княжеская дружина.

Данный период характеризуется возвышение княжеской власти, влиянием его дружины на общественную жизнь. Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства. С принятием в 988 году христианства в России стала активнее развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер. Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на всю жизнь общества, на трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи поддержки человека.

Создавшиеся культурно-историческая ситуация потребовала других принципов интеграции и иных форм поддержки и защиты. Именно с этого времени начинается формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия любви к ближнему Возлюби ближнего своего, как самого себя. Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты.

Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки помощи различных категории населения в России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князя Владимира Святого. Обозначились основные направления помощи и поддержки Княжеская Церковно-монастырская Приходская благотворительность Милостыня Княжеское попечительство проходит как бы два этапа Распространение христианства до 2-ой половины ХII века образование удельных княжеств 2-ая половина XII века по XIII век. Период, когда функции князя сливаются с монастырско-церковной помощью.

Таким образом, складывающаяся система помощи и поддержки в этот период испытывает на себе влияние таких факторов, как принятие христианства, изменение геополитического пространства славянских племен, разрушение родового общества, изменение положений в княжьем праве, оформление новой общественной стратификации, создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др.

Первый этап помощи русских князей

Первый этап помощи русских князей.

Нищелюбие Владимира Святого

Первый этап социальной помощи незащищенных слов населения несет в себе... 1 Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко уставом 966 года оф... Жертвуя на богоугодные дела как частное лицо, он был тем не менее перв... Со временем изменяются социальные отношения и многие люди постепенно н... Хрестоматия по истории государства и права СССР.

Нищелюбие Ярослава Мудрого

Так, в русской юридической практике с самого начала прочно утверждалис... М 1990. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Законы Ярослава относительно попечительства над детьми очень гуманны д... Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав.

Нищелюбие Владимира Мономаха

С.46-47 В Поучении к детям Владимира Мономаха великий князь с 1113 по ... Сборник. Перевод Кузьмина. Призыв Мономаха Укройся от зла и делай добро, и будешь жить вечно - пр... Мораль Мономаха приземлена, направлена на решение земных дел, тогда ка...

Второй этап помощи русских князей

Второй этап помощи русских князей. Это связано 1 Наметилась тенденция роста монастырского церковного приз... Как считают историки, князь олицетворял народную власть и не был лишь ... Он необходимый орган древней государственности для удовлетворения насу... Однако, когда русские княжества находились под властью Золотой Орды, в...

Нищелюбие Андрея Боголюбского

Автор одной летописи называет князя святым, мучеником, страстотерпцем,... Особо отмечается его милостыня - чертами, напоминающими князя Владимир... Лениздат, 1983. От князя Рюрика до императора Николая-II. Костомаров Н.И.Русская историяС.45 Всякая новая церковь была важным со...

Нищелюбие Александра Невского

В древности св. Александр считал необходимым собрать войско, подготовить его и лишь по... Известный историк Карамзин говорит об Александре Невском Александр же ... Биографическая энциклопедия. М 1993.

Заключение

Заключение. Таким образом, нищелюбие русских князей имело разностороннюю поддержку всем слоям населения. Мы видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать ещ не разделенной. Эта традиция долго продолжалась в России руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги из казны, которые они считали своими. Даже такая благотворительность характеризует их с положительной стороны, ведь они могли потратить эти деньги и на свои личные нужды.

Мы видим, что первые века христианства были отмечены душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможными.

В этот период, как можно видеть, помощь князей не преследовала целей изменения устройства общества, она имела огромное воспитательное значение для формирования нравственного потенциала, который сохранялся многие годы в России.

Литература

Литература . 1. Златоструй. Древняя Русь. Х-ХIII в. М 1990 2. Изборник 1076 г М 1965. 3. Изборник Повести Древней Руси. Лениздат, 1983 4. История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в. Биогр. Энциклопедия. М 1993. 5. Ключевский В.О.Исторические портреты.

Деятели исторической мысли. М 1990. 6. Козлов Ю.В От Рюрика до императора Николая-II. Саранск, 1992. 7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей М. Мысль, 1993. 8. Мыслители Киевской Руси. Киев, 1987. 9. Павленок П.Д. Основы социальной работы. М 2003 10. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М 1999. 11. Холостова Е.И.Теория социальной работы. М 2001 12. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.

Под редакцией Ю.П.Титова и О.И.Чистякова. М 1990.

– Конец работы –

Используемые теги: Нищелюбие, русских, князей0.066

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: "Нищелюбие" русских князей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики
Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо- лодом поколении качества во все времена отличавшие… Существует две тенденции для осмысления уроков в националь- ной школе 1… Ис- тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра- зованию, но обращать внимание на образование…

Стилистика русского языкаСтилистика русского языка
На сайте allrefs.net читайте: "Стилистика русского языка"

Мыслители Русского зарубежья о русской революции
И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой… Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в… Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно…

Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь… Объектом нашего исследования является менталитет русского народа, его… Задача данного исследования проследить, каким образом в русской литературе и истории отображены особенности русского…

РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Русский национальный характер (в трудах русских философов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому… Но Россия, ее характер это характер ее народа, характер сложный и весьма… Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт,…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам