рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Города и поселения во второй половине IX начале XIII вв

Работа сделанна в 2004 году

Города и поселения во второй половине IX начале XIII вв - Реферат, раздел История, - 2004 год - Средневекоавя городская культура Города И Поселения Во Второй Половине Ix Начале Xiii Вв. Арабское Завоевание ...

Города и поселения во второй половине IX начале XIII вв. Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались Были нарушены традиционные связи городов и кочевой степи, также жестоко пострадавшей в ходе нашествия.

Но постепенно на юге Казахстана последствия монгольского погрома изживаются. К середине XIII в. происходит оживление городской жизни и, хотя ее масштабы не идут в сравнение с той, что была накануне, все же происходит восстановление городов, оседлости, возрождаются экономические связи районов, города вовлекаются в орбиту международных торговых и дипломатических связей. Ярким свидетельством оживления экономической жизни южно казахстанских городов служит нумизматический материал.

В середине XIII в. начинает интенсивно, работать монетный двор Отрара, где чеканятся вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы, а также медные фельсы. Отрар был единственным городом в Казахстане и Средней Азии, выпускавшим в это время монеты всех трех традиционных номиналов. Причем отрарские посеребренные дирхемы обеспечивали не только местную денежную торговлю, но и торговлю межобластную.

Кроме Отрара во второй половине XIII в. денежную продукцию выпускали Кенджде и Дженд. В маршрутниках середины XIII в. упоминаются города Отрар, Зернук, Сайран, Ясы, Сыгнак, Барукет, Саудакент, Кумкент, Уросоган, Сузак. На международных караванных путях возникали и развивались новые городские центры, такие как Сарайчик на р. Урал. Основание его относится ко второй половине XIII в. Город находился на главном торговом пути с Востока на Запад из Восточного Туркестана, Казахстана и Средней Азии в Поволжье, Крым, Европу.

Исследователи считают, что последнюю четверть XIII в. можно считать временем, когда для частичного восстановления городской жизни и денежной торговли Средней Азии созрели прочные и достаточно благоприятные условия. Так, на Отраре раскопан комплекс крупной кирпичеобжиговой мастерской, которая начала функционировать в последней четверти XIII в. Она снабжала материалом строительство, которое развернулось в Отраре именно в это время. Из жженого кирпича была выстроена на рубеже XV XVI вв. соборная мечеть Отрара.

Главный вход ее, судя по сохранившимся конструкциям, был оформлен прямоугольными пилонами и сдвинут к углу, где находилась круглая башня минарета. Как известно, монголы препятствовали возрождению разрушенных городов как военных крепостей. И лишь постепенно города стали вновь обноситься стенами. В Отраре стена была выстроена в конце XIII начале XIV вв. В это время, как свидетельствуют материалы раскопок, формируются новые типы жилища. Среди них выделяются дома с линейной и крестообразной планировкой, известные уже с XI в в XIII XV вв. происходит их дальнейшее развитие.

Для жилищ были отмечены изменения в интерьере суфа теперь занимает почти всю площадь жилого помещения, кроме площадки ташнау, появляется новый тип очага тандыр с дымоходом. Он становится универсальным типом очага. Перекрытия домов опирались на центральный столб или стены. В домах имелись кладовые с закромами глиняными ящиками. Во второй половине XIII в. в городе при сохранении основных магистральных улиц полностью меняется планировка городских кварталов.

Кварталы Отрара последней четверти XIV первой половины XV в. сохранили свои прежние границы. На Отраре раскопан квартал гончаров. Изучено 10 мастерских по уровню XIII XV вв. Отрарские мастерские дают представление, в первую очередь, об индивидуальном производстве самостоятельных ремесленников, работавших в мастерской при доме. Топография мастерских, их взаиморасположение позволяют предположить наличие корпоративности производства. Сопоставление размеров мастерских, количества печей в каждой из них позволяет судить о социальной дифференциации в среде керамистов.

Анализ же производимой продукции свидетельствует о существующей в это время специализации2. Было развито медницкое дело. Отрар являлся центром производства бронзовых зеркал. О ювелирном ремесле свидетельствуют многочисленные украшения из серебра и бронзы перстни, браслеты, серьги, подвески. Как и прежде, было развито стеклоделие производство кувшинов, графинов, чаш, аптекарской посуды.

Мало данных о производстве тканей, ковроткачестве. Об их существовании в городе можно судить по находкам коробочек хлопка, остаткам сгоревшей ткани и кусков саванов из погребений XI I I XIV вв. на Куйруктобе. Несмотря на опустошения городов, международные торговые пути продолжали функционировать, появляются новые направления их, в частности наиболее оживленным был караванный и дипломатический путь, соединивший Европу и Азию через Поволжье, Урал, Хорезм, Сырдарью и Семиречье.

В подъеме экономики края и городов Сыгнака, Саурана, Отрара, бесспорно, важную роль сыграло и то, что в начале XIV в. они вошли в состав Ак-Орды, которая была первым крупным государственным образованием, сложившимся на местной экономической основе в послемонгольское время на территории Казахстана. Присоединение южных районов Казахстана к державе Тимура, стабилизация политической обстановки способствовали некоторому оживлению экономической и культурной жизни.

Немаловажную роль в подъеме Туркестана, Карнака, Отрара играло строительство грандиозного комплекса Ахмеда Ясави, мечети Арслан-Баб сосредоточение в Отраре, Ясы, Сауране больших масс войск, и, как следствие этого, оживление междуобластной торговли. Иной была судьба городской культуры в Семиречье. Положение здесь в первые годы после монгольского нашествия было относительно благополучным. В Илийской долине упоминаются Кайлык, Или-балык, отмечаются города в Таласской и Чуйской долинах.

Жизнь в них протекала достаточно интенсивно. И, тем не менее, к середине XIII в. начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. Причины, которые вызвали гибель городской культуры в Семиречье, были различными, но они сплелись в такой пучок, что противостоять им не смогли ни древние традиции оседлости, ни попытки сохранения городской культуры, предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через Семиречье торговые пути. Территория Семиречья оказалась политически разорванной на три части, в составе улуса Джучи северные районы, улуса Чагатая долины Чу, Таласа, южная часть долины Или и улуса Угэдэя северо-восточные районы.

В Семиречье переселились большие массы кочевого населения, которые при поощрении верховной власти варварски относились к горожанам и оседлому сельскому населению. В интересах кочевой знати под пастбища отводились культурные земли, ранее использовавшиеся под посевы, огороды, сады. Как бы иллюстрацией к этому замечанию служат слова Вильгельма Рубрука, проехавшего через Семиречье в 1253 г. Он пишет про Илийскую долину прежде там находилось много городков, но по большей части они были разрушены татарами, чтобы иметь возможность пасти свои стада, так как там были наилучшие пастбища.

Таким образом, упадок оседлой культуры здесь начинается сразу же вслед за монгольскими завоеваниями и если города, будучи центрами транзитной торговли и ремесленного производства, в середине XIII в. еще внешне выглядят благополучно, то питавшая их земледельческая округа интенсивно разрушается, что и приводит вскоре к гибели самих городов.

Обследования остатков древних поселений показывают картину запустения. В Таласской долине лишь немного больше десяти городов и поселений продолжали функционировать, два из них в низовьях реки Талас, остальные в верховьях реки, в области Шельджи, где продолжалась интенсивная разработка серебро-свинцовых рудников. Аналогичная картина запустения наблюдается и в Чуйской долине.

Археологическими обследованиями здесь зафиксировано семь поселений, где жизнь функционировала и после монгольского завоевания. Однако в них наблюдаются явные черты упадка. Города постепенно пустеют, обживаютсялишь отдельные участки шахриста-на и рабадов, территории городов, огражденные длинными валами, забрасываются. Археологические исследования в Илийской долине свидетельствуют об окончательном прекращении жизни на городищах Алма-ты, Талгар, Чилик, Дунгене, Антоновское, Сумбе, Кок-Тума к концу XIII в. В письменных известиях XIV XV вв. говорится, что в области Или нет ни городов, ни строений, все ее жители кочевники. Окончательный удар по экономике Семиречья нанесли походы Тимура.

Как справедливо отмечают исследователи, целью их были не только грабежи, захваты добычи, дезорганизация хозяйства и ослабление военной силы, но и прямой захват новых территорий. Однако, несмотря на погромы и опустошения, произведенные монголами, традиционные линии городской культуры не были прерваны.

Так же, как и в других областях, где существовали древние оседлые и городские традиции, города описываемого периода и в социальном, и территориальном, и культурном отношениях были продолжением домонгольских городов. Преемственность прослеживается и в архитектуре, и в строительстве, и в элементах городского благоустройства ремеслах, в первую очередь, керамическом и ювелирном.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Средневекоавя городская культура

Они возникали и развивались на базе земледельческих оазисов и в районах взаимодействия с кочевым и полукочевым скотоводческим хозяйством степи.При… Появился ряд новых городов Карачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас,… Хозяйственный центр города из шахристана переносится в рабат. Крупнейший из казахстанских городов того времени Отрар…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Города и поселения во второй половине IX начале XIII вв

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Подъем городской жизни
Подъем городской жизни. обусловливался сдвигами в хозяйстве и развитием феодальных отношений. В города переселялась. Развалины Испиджаба находятся сейчас в центре поселка Сайрам в 12 км вост

Городское благоустройство
Городское благоустройство. Казахстанские города XI XII вв. .в большинстве отличались высоким для того времени уровнем благоустройства. В домах обычно устраивались простейшие канализационные

Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв
Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв. Рассматриваемый период в истории Казахстана достаточно подробно по сравнению с предшествующими, освещен письменными источниками.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги