рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв

Работа сделанна в 2004 году

Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв - Реферат, раздел История, - 2004 год - Средневекоавя городская культура Города И Сельские Поселения В Последней Четверти Xv-Xvii Вв. Рассматриваемый ...

Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв. Рассматриваемый период в истории Казахстана достаточно подробно по сравнению с предшествующими, освещен письменными источниками.

По сравнению с предшествующим временем, количество городов, упоминаемых в источниках, сократилось до 20, а горо-диш, датируемых второй половиной XV началом XVIII вв. до 23. Во второй половине XV в. в письменных источниках уже не встречаются названия севера каратауских городов Уросогана, Сугулкента, Кумкента. В низовьяхСырдарьи прекращают жизнь городища Джан-кала Кыз-Кала на Бутуни городище Бузуктобс Чилик, на Средней Сырдарье Куйруктобе и Оксус. По сравнению с IX XII вв. число известных по письменным источникам городов Южного Казахстана уменьшилось почти в Зраза, а число городищ в 6 раз. В Отраре с середины XV в. пустеет пригород.

К XVI в. территория его занимала чуть больше гектара, и вся городская жизнь сконцентрировалась только в центральной части. Сокращение городов, территории отмечено для Сайрама, Сыгна-ка, Узгента, Сузака. Пустеют их рабады и вся городская жизнь сосредоточивается в пределах центральной, наиболее укрепленной части.

В XVI XVII вв. большую роль в политической и экономической жизни региона стали играть города левого берега Сырдарьи, такие, как Аркук, Куджан, Аккурган, Узгент. На северных склонах Каратау роль главного города перешла к Сузаку. Происходит быстрое возвышение Яссы-Турксстана до ранга столицы всего Южного Казахстана. Почти все позднесрсднсвековые города Казахстана наследуют планировочный остов городов предшествующего времени. В топографии позднесредневековых городов различаются хисар центральная часть города, обнесенная стеной, и пригородные районы.

Термин хисар понимается и как город, укрепление, и как городская стена. Хисар .это густонаселенная укрепленная часть города, в которой концентрировались правительственные здания, казармы, соборная мечеть, главные рынки и ремесленные мастерские, жилые дома основных городских слоев. Территория со следами застройки за стеной, за хисаром была пригородом, сельской зоной и жизнь ее резко отличалась от жизни хисара. собственно города.

Уличная сеть, составляющая скелет города, была достаточно сложной. В Отраре, например, зафиксировано кроме центральной магистрали, соединявшей южный и северный въезд, еще шесть сквозных улиц, идущих в меридиональном направлении. Центральная магистральная улица соединяла северные и южные ворота. Кольцевая улица опоясывала город по периметру сразу же за стеной. С нее имелись выходы и за город, сделанные уже в позднее время. В Отраре открыто свыше 30 кварталов XVI XVII вв. Каждый состоял из 6 12 домов, площадь, занимаемая одним кварталом, в среднем не превышала 1500 кв. м, а среднее число домов в квартале 11. Внутриквартальныс улочки, шириной до 2 м, начинались от магистральных улиц и объединяли все домовладения квартала.

Они, .как правило, немощеные, имели плотную, утромбованную поверхность. В качестве благоустройства иногда использовались вымостки участков улицы перед домами и отмостки вдоль из жженого кирпича и его обломков.

Улочки имели карманы расширения, видимо, служившие загонами для скота. Иногда внутри квартальная улочка переходила в дворик-плошадь, где располагалась серия хозяйственных ям, а чаще всего такой дворик мог использоваться как загон для скота всех жителей квартала. Социальная картина в кварталах, воссозданная на основе археологических материалов как было отмечено и для более раннего времени, однородная. Нет кварталов богатых и бедных. В каждом квартале есть 2 3 больших многокомнатных дома, 1 2 маленьких одно двух- и трехкомнатные и остальные приблизительно одинаковые по площади.

Этот факт объясняется этнографическими параллелями. В Бухаре XIX в например, в одном и том же квартале, в одной и той же квартальной общине имелись и богатые и бедняки. Причем социальное неравенство не нарушало издревле сложившегося бытового уклада. Напротив, для богатых и знатных семей такое соседство представляло много удобств, ибо им легко было найти людей для услуг. Интерес представляет вопрос о выяснении специализации кварталов по роду деятельности проживающих в нем людей.

В Отраре лишь один квартал может быть определен как квартал гончаров. Специализация его жителей гончаров была традиционной и передавалась из поколения в поколение. В числе общественных построек в структуре города, как и раньше, были общественные бани. В период ожесточенной борьбы между степными правителями за обладание сырдарьинскими городами, в ходе которых страдали в первую очередь сами города, каждый из них должен был иметь мощную систему укрепления.

Не случайно стены городов, их высота и неприступность, глубина рвов столь красочно описываются в сочинениях позднесредневековых историков. Остатки крепостных сооружений Саурана до сих пор производят внушительное впечатление. Стена Саурана построена из пахсовых блоков, чередующихся с кладкой из сырцовых кирпичей. Сохранившаяся высота ее и сейчас достигает d м. На ней прослеживаются остатки четырех круглых башен. За стеной находился ров глуби ной до 3 м, шириной от 20 до 50 м. К воротам ведут двадцатиметровые узкие проходы, образованные выступающими отрезками стен. Достаточно мощными, судя по материалам раскопок, были позднесредневековые укрепления Туркестана.

Жилище XVI XVII вв. продолжает линию развития дома предшествующего времени. По сравнению с жилищем второй половины XIV первой половины XV вв. появляются некоторые новые элементы во внутреннем оформлении помещений. Тандыр переносится из дальнего угла ближе ко входу.

Площадка ташнау как бы стягивает второе помещение, дворик либо айван. либо жилое помещение и кладовую. Ташнау не обязательно принадлежность только жилых помещений, есть они в кладовых и во дворах. Суфа, занимающая большую площадь жилого центрального помещения, приподнята над полом на 30 40 см. В нее вмазан таядыр с устьем, выходящим за край суфы. Дымоход начинается с круглого отверстия в стенке тандыра, он продолжен в суфе по самому короткому отрезку до стены или угла. Дымоход соединялся с вертикальным колодцем в стене дома. Тандыры закрывались крышками.

На углу суфы, обычно напротив тандыра, устраивалась прямоугольная тумба, площадка для жаровых углей. В общем интерьере помещения тандыри площадка ташнау перед ним формируют хозяйственную зону. Здесь на суфе рядом с тандыром обычно стоит глиняная посуда. На борту или площадке ташнау лежат жернова от мельничного постава. Иногда в центральном же помещении ближе к углу находился щелевидный погреб. В стенах помещения устраивались ниши для хранения утвари.

Суфы застилались сплетенными из камыша или чия циновками, сверху которых расстилалась кошма, ватные одеяла. Отпечатки и тлен циновок, а также куски кошм и ватных одеял обнаружены при раскопках. Кладовые с закромами-отсеками предназначались для хранения запасов зерна, жидких и сыпучих продуктов. В некоторых домах есть дворики, перекрытые навесами. Кроме двориков у части домов имелся айван, открытый в сторону внутриквартальной улочки. Он, видимо, использовался в качестве загона для скота.

При определении количества городского населения в каждом из населенных пунктов и в целом регионе периода позднесрсдневековья основную роль играют демографические подсчеты, сделанне для Отрара конца XVI 80-х гг. XVII в которые можно экстраполировать на другие города. Площадь жилого квартала Отрара составляет 1200-1300 кв. м средняя 1500 кв. м. Территория города XVI XVII вв. равна 20 га, или 200 000 кв. м, четвертая часть ее была занята зданиями общественного пользования, площадями, магистральными улицами.

Тогда на оставшейся площади 150 000 кв. м размещались 100 жилых кварталов. В каждом квартале насчитывалось от 6 до 12 домовладений, принадлежавших индивидуальной семье, состав которой, по общепринятому мнению, равен 5 7 человек. В квартале прослеживалось в среднем от 45 до 63 человек, а всего в городе насчитывалось 4500 6300 человек, или в среднем 5500 жителей. Такое же количество жило в Сыгнаке и Сузаке. В Туркестане проживали 9180 человек.

Суран был вдвое больше плошади Отрара, в нем должно было быть 11 000 человек. Сайрам имел 7560 жителей, а всего в центрах вилайетов обитало чуть больше 44 000 населения. В Карасамане, Иканс, Карнаке, Карачукс, Сюткен-те, Аркуке, Котане, Узгенте, Ак-Кургане проживали от 1500 до 2000 жителей. А в Йаганкенте, Сури, Йункенте, Куджане, Каракуруне и неотождествленных городищах типа Ран проживали от 800 до 1000 человек. Таким образом, число городского населения в период XVI первых трех четвертей XVII вв. в Казахстане, видимо, не превышало 70 000 человек.

Как и для предыдущих периодов, наиболее массовый материал получен по гончарству. На Отраре был раскопан квартал гончаров конца XVI 80-х гг. и нескольких керамических мастерских этого же времени в разных городских кварталах. Наряду с крупными гончарными мастерскими отмечено мелкое ремесленное производство, когда небольшая гончарная печь устраивалась во дворике дома. Хозяева больших мастерских Отрара могли иметь одного или нескольких учеников и подсобных рабочих.

В квартале гончаров ремесленники, видимо, были объединены в цехи, подобные тем, о которых известно по сохранившимся цеховым уставам рисоля. Так, по свидетельству этнографов, ремесленники Хорезма, принадлежавшие к одной профессии, называли себя улпагар, что означает товарищество по профессии. Главой цеха считался калантар, избиравшийся на цеховом собрании. В Фергане старшина цеха назывался бобо и аксакал. Такие же термины употреблялись в Самарканде.

Интересно, что при раскопках Туркестана в слое XIX в. были обнаружены обломки хумов с оттисками штампов, зафиксировавших в одном случае имя мастера Йунуса, в другом его имя и звание кулоли калон старший гончар. Видимо, мастер Йунус был главой туркестанского цеха, так же как ими были калантары Хорезма, бобо и аксакалы Ферганы. Традиции и обычаи цехового строя, зафиксированные рисоля, вырабатывались столетиями и, бесспорно, существовали у гончаров позднесредневековых городов Казахстана.

Отмечается специализация производства. Таким образом, можно отметить, что по сравнению с периодом раннего и развитого средневековья тенденция к специализации городских мастеров-гончаров прогрессирует по мере приближения к новому времени. Металлургия и кузнечное ремесло, как и прежде, имели в городе широкое распространение. Ремесленники производили литье чугунных котлов. Из чугуна делались втулки для колес, имевших характерную форму обоймы с тремя выступами по периметру.

Из железа изготавливались серпы. Ножи и их обломки наиболее многочисленная категория изделий из железа. Набор железных подков свидетельствует о том, что они были достаточно разнообразны по размерам. Подковывали не только лошадей, но и мулов, и ослов. Медницкое дело, как и раньше, играло большую роль в ремесленном производстве города. Ювелиры широко использовали в производстве цветной камень сердолик, огненный опал, яшму, нефрит, агат, гагат, серпентинит, горный хрусталь. Камни применялись для изготовления бус, вставок в перстни, а также как поделочный материал и для самих перстней.

Из цветного камня изготавливали также застежки, бляшки и другие вещи. Ювелирное ремесло, как свидетельствуют обнаруженные при раскопках изделия, характеризовалось высоким уровнем развития. Мастера знали и применяли различные технические приемы ковку, литье, чеканку, штамповку, гравировку, накладную скань, позолоту, насечку серебром. Им был знаком способ изготовления серебряной и бронзовой проволоки, гранение и шлифовка, сверление цветного камня Из стекла изготовляли посуду и украшения бусы, подвески. Обработка кости являлась традиционным ремеслом в казахстане Отраре показывают усилившуюся в это время аграризацию города. Характеризуя развитие городской и оседлой культуры, следует отметить ее традиционность и преемственность с культурой более раннего времени, с одной стороны, и то, что многое из того, что было создано в позднесредневековом городе, вошло органической частью в культуру казахского народа.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Средневекоавя городская культура

Они возникали и развивались на базе земледельческих оазисов и в районах взаимодействия с кочевым и полукочевым скотоводческим хозяйством степи.При… Появился ряд новых городов Карачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас,… Хозяйственный центр города из шахристана переносится в рабат. Крупнейший из казахстанских городов того времени Отрар…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Подъем городской жизни
Подъем городской жизни. обусловливался сдвигами в хозяйстве и развитием феодальных отношений. В города переселялась. Развалины Испиджаба находятся сейчас в центре поселка Сайрам в 12 км вост

Городское благоустройство
Городское благоустройство. Казахстанские города XI XII вв. .в большинстве отличались высоким для того времени уровнем благоустройства. В домах обычно устраивались простейшие канализационные

Города и поселения во второй половине IX начале XIII вв
Города и поселения во второй половине IX начале XIII вв. Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, те

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги