Реформа Землепользования

Реформа Землепользования. Главным собственником земли в Византии было государство. Однако обширные казенные земли собственностью императора, как в более ранних обществах, не являлись.

При этом существовало несколько форм отношений между государством и землепользователями.

Самая распространенная передача земли общине за обязательство выплачивать налоги. Также земельные участки предоставлялись в аренду частным лицам.

Бывших рабов византийские власти сажали на землю передавали им в пользование пекулии. Происходило что-то наподобие известной нам приватизации возможно, единственно верной экономической политики в условиях децентрализации управления державой. Правительство даже применяло такую своеобразную форму стимулирования производства общинников, как эпиолу, налог на заброшенные земли. Широкое распространение получила также митрокомия, так называемая соседская община, отличительной особенностью которой было индивидуальное распределение податей между ее членами. Кстати, первые массовые случаи выкупа земель в частную собственность наблюдались именно в данных общинах.

В VI веке при императоре Юстиниане I 527-565 гг. был принят свод законов, который значительно упростил судебные тяжбы крестьян-арендаторов с землевладельцами, регламентировал максимально допустимые ставки налогов и утвердил незыблемость частной собственности. Отныне Империя брала на себя обязательства не пересматривать однажды приобретенные права гражданина на владение землей и любым имуществом.

Новое законодательство, таким образом, защищало интересы инвесторов и способствовало развитию новых производственных отношений. 3. НАЛОГ, ВЛАСТЬ И РОСКОШЬ. Однако же не будем преувеличивать и делать из Византии нечто вроде раннекапиталистического оазиса в дремучей чаще глухого Средневековья. Нормальное развитие частной экономической инициативы если, конечно, вести речь не о десятилетиях, а о веках невозможно в обществе, где власти и высшие чиновники ощущают себя не простыми наемными менеджерами, а богоизбранными правителями.

В Византии же было именно так. Несмотря на принятие христианства, в сознании ромеев настолько укоренились отголоски языческого восприятия мира, что статуи императоров для них были чем-то вроде идолов. Известно, например, что в правление Льва к пьедесталу одного из его изваяний люди возлагали свои прошения. И, что самое интересное, император забирал эти послания, а ответы оставлял на том же месте.

Невольно напрашивается аналогия с современностью. От советской эпохи, а может, и от более ранней, мы унаследовали отношение к власти как к чему-то сверхчеловеческому. А ведь полноценная демократия возможна только тогда, когда к правительству относятся, как к подотчетным служащим, кормящимся за счет налогоплательщиков и обладающим главным образом обязанностями, а уже затем правами. Византийские купцы, задавленные фиском, оказались не в состоянии конкурировать с иностранцами у себя же на родине.

Приравнивавшие себя к богам правители Византийской Империи тяготели к непомерной роскоши. Возведение грандиозных храмов, дворцов и других сооружений, стоимость которых была непропорциональна национальному валовому продукту, служило вполне определенной цели приравниванию личности конкретного императора к богам. Где брались средства Повышались старые и вводились новые налоги. В 532 г. при подавлении народного восстания, вызванного непомерным фискальным бременем, погибли десятки тысяч людей.

В 537-м же была освящена Айя-София Святая София. Характерная деталь храм был воздвигнут на месте старой церкви, сгоревшей во время уличных боев и сопровождавших их поджогов. Великолепие Айя-Софии поражает до сих пор. Даже турецкие архитекторы не удержались от подражания ее формам и воздвигли напротив Айя-Софии мечеть. Как уже говорилось, прямые исторические аналогии не всегда корректны. В частности, народных восстаний, вызванных, как в Византии, непомерными налогами, в Украине, слава Богу, не было. Однако же и массовая постройка в Отечестве новых роскошных чиновничьих храмов для всяческих министерств, администраций и ветвей власти, осуществляемая на деньги налогоплательщиков в то самое время, когда большая часть этих самых налогоплательщиков живет на грани бедности, выглядит, мягко говоря, очень уж по-византийски. 4.