рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древнеримская архитектура

Древнеримская архитектура - раздел История, Римская цивилизация Древнеримская Архитектура. Учителями Римлян Были Этруски, Именно Они Научили ...

Древнеримская архитектура. Учителями римлян были этруски, именно они научили римлян строить здания, но очень скоро ученики превзошли их в этом искусстве. Римляне положите начало новой эпохе зодчества, в котором основное место занимали общественные сооружения, рассчитанные на большое количество людей.

Потребности римского общества породили много типов сооружений амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но учёные предполагают, что он был распланирован по этрусскому образцу с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Ещё одна достопримечательность Рима - рыночная площадь, находившаяся у подножия акрополя.

У римлян он назывался форумом. Здесь происходили все главные городские события собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали. В конце I в. до н.э. был популярен третий пампейский стиль. Его иногда называют канделябровым. Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры подсвечники, между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью. В 70-80 гг. н.э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей от лат. colosseus - громадный. Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона.

Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления морские бои навмахии, сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Колизей - самый большой амфитеатр античной эпохи.

Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами - плоскими выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес - велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н.э Второй шедевр зодчества - это знаменитая Триумфальная арка Тита. Триумфальные арки - тоже римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у этрусков.

Арка была границей своего и чужого мира. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка - аттик с посвящением Титу от сената и народа римского. Наверху - статуя императора на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником.

Во II в. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Пантеон - храм всех богов - и сейчас стоит в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Снаружи он представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому пристроен глубокий портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Она была символическим знаком приобщения к божественному.

Внутри же Пантеон совсем иной. Он имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе стоит купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов перспективных кессонов квадратных углублений и верхний проём диаметром девять метров. В римской архитектуре III в. особой грандиозностью выделяются Термы бани Каракаллы. Они представляли собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые сводами разных конструкций. Их руины до сих пор поражают величием.

А современники Каракаллы могли любоваться и блеском полудрагоценных камней, и позолотой, и мозаикой, и богатым декором, покрывавшим стены и своды терм. Колизей. В первом веке до нашей эры полубезумный император Нерон приказал своим архитекторам, Северу и Целеру, построить для него дворец. Постройки дворца гордо названного Золотым домом Нерона, занимали склоны трех из семи Римских холмов Целия, Опия и Палатина. Территория дворца была так велика что современники с горечью шутили тогда римлянам остаётся только одно - переселиться в соседний Вейн. Среди садов Нерон повелел поставить бронзовую фигуру высотой в 12-ти этажный дом. Это была статуя самого императора в позе прославленного Колосса Родосского.

У ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и наполнить его солёной водой. Это было как бы море, возникшее по прихоти императора. Дом Нерона был отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Потолки столовых были покрыты обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, чтобы можно было сверху через отверстия сыпать цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями.

Главная столовая была круглая днём и ночью она непрерывно совершала круговое движение на подобие Вселенной. Во дворце находилась модель окружающего мира с городами, пашнями, садами, а над главным зданием дворца была сооружена вращающаяся сфера потолка с нарисованными звёздами. После самоубийства Нерона в 98 году император Веспасиан Флавий разрушил дворец, расплавил статую а на месте искусственного моря заложил фундамент гигантской эллиптической чаши, способной вмещать до 60 тыс. человек.

Это сооружение должно было показать Риму, что новая династия Флавиев больше прежней заботиться о своих гражданах, и поэтому постройке было дано название амфитеатр Флавия, но римляне зовут его Колизеем. О том, что здесь было искусственное озеро, напоминает лишь система каналов и шлюзов, позволяющая затопить арену за несколько минут. Своё название Колизей получил от латинского слова colossus, что означает великан. Императоры Веспасиан и Тит, бывавшее на Востоке и находившееся под впечатлением от громадности и величия египетских пирамид, решили возвести амфитеатр, столь же величественный и грандиозный.

Колизей имел форму удлиненного круга и стоял на 80-ти арках, над которыми поднимались арки меньшего размера. Двести сорок огромных арок в три яруса снаружи окружают колоссальный эллипс. За ним располагались сводчатые галереи - места отдыха зрителей и бойкой торговли.

На первый взгляд, арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет. Каждая арка оказывается под другим углом и к солнцу, и к зрителю, на арки по- разному падают тени. Они однородны, но не ординарны. Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями, внутри поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 огромных входа впускали в амфитеатр толпу. В нижней части здания располагались места для римских вельмож и трон для императора под высоким балдахином.

Потолка не было. Хитроумная система канатов и блоков позволяла натягивать на мачтах парусиновый тент, защищавший зрителей от дождя и палящего солнца. В первом ярусе стояли полу колонны дорические отдалённо напоминающие Парфенон, во втором ярусе - ионические немного похожие на Эрехтейон, на третьем ярусе - коринфские с кудрявыми, украшенными листвой капителями. В проемах второго и третьего этажей выстроились ряды статуй, высеченных из белоснежного мрамора. Они поражают художественностью исполнения, а так же величиной, количеством и богатством материала. Если в Парфеноне статуи повествуют о красоте и совершенстве свободного человека, то в Колизее они прославляют непреклонную силу, поставившую их правильными рядами в одинаковых арочных проёмах вдоль бесконечно эллиптического фасада.

Арена Колизея имела деревянный обычно засыпанный песком пол, который мог опускаться и подниматься. Иногда она заполнялась водой с помощью проведённого к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались навмахии - настоящие морские сражения с настоящими морскими кораблями.

В честь торжественного открытия Колизея праздник в Риме продолжался сто дней подряд, гости съехались со всего света. В народ бросали тессеты, по которым счастливцы получили самые разнообразные подарки - от 10 головок салата до 10 фунтов золота. Публику обносили корзинами со съестным - домашней птицей, печеньем, орехами, финиками, сливами. В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава сооружения связана с жестокими боями гладиаторов.

В Греции театры обычно строили на лоне природы - на склонах холмов, и предназначались они для постановки пьес, связанных с самой жизнью, с её буднями и суетными проблемами. В Риме театры отгораживались от города стенами, замыкаясь высокими многоярусными стенами. В них шли по преимуществу комедии, но даже их публика не всегда могла досмотреть до конца. Комедиограф Теренций сообщает, что, когда шла его Свекровь, внезапно объявили о представлении в амфитеатре гладиаторских боёв, и зрители, сорвавшись с места, ринулись туда. Все главные развлечения римлян - гладиаторские бои, травля зверей, охоты - устраивались в амфитеатре.

Это была самая настоящая битва жизни и смерти. После каждого боя победитель уходил с наградой, а побежденный, если в них еще теплилась жизнь, по требованию зрителей могли помиловать или добить в специальных камерах смертников. Сколько несчастных погибло здесь страшной смертью, унося с собой образ огромной, бесчеловечной, ревущей толпы! Сколько тысяч диких зверей здесь было убито! Довольно часто они были редчайшей породы, завезенные из дальних стран.

Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. Здесь и проходили бои гладиаторов с дикими зверями или между собой. Сюда же выводили и первых христиан на растерзание. Потоками лилась человеческая кровь для потехи жестокой и развращенной толпы и язычников. Это были жестокие зрелища, и многие люди возмущались и выступали против подобных игр например, Сенека, но их было меньшинство.

Потребовалось целых 200 лет, чтобы отучить народ от этого жестокого зрелища. Сохранилось предание, что зодчий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел мучения на площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский папа Григорий Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии, как высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув её в богатые ткани. Арену ограждала от зрителей 4-х метровая стена, и в нижних рядах её, по малой оси, помещались ложи императора, которые подземным ходом соединялись с императорским дворцом на Палатине.

Здесь же располагались ложи и высших правителей города. После падения римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В средние века в нем совершались христианские церемонии, порой он использовался как феодальный замок, а однажды был приспособлен под мастерские для изготовления селитры. В конце 13-го века Колизей был превращен в каменоломню. Из него были построены дома 23 видных аристократических семей, в 14-15 вв шесть церквей, в 1495 году из материала Колизея построили канцелярию Римского папы, а в 16-м веке из квадров строили мосты.

В 1704 году даровой материал Колизея использовали для постройки гавани. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра, и все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием. Пантеон. Грандиозный купольный храм с обширным портиком - Пантеон - хорошо сохранился до наших дней. Он расположен на одной из площадей Рима, обрамленный паутиной маленьких улочек и переулков.

Окружающие храм жилые многоэтажные дома создают контраст с архитектурным масштабом Пантеона. Храм кажется сооружённых для каких-то особых, высших целей, не имеющих никакого отношения к повседневной жизни человека. Он отвернулся от всего внешнего окружения, не раскрываясь в него даже декоративными аркадами, как Колизей. С обыденным миром Пантеон сообщается только с одной стороны, где стоит монументальный портик из мрачных гранитных колонн.

Этот языческий храм был возведен Агриппою и посвящен им своему тестю императору Августу. Однако тот отказался от чести быть провозглашенным полубогом, и тогда Пантеон был посвящен всем богам. Строительство храма было полностью закончено при императоре Адриане за период с 110 по117 год. Зодчим, соорудившим Пантеон, предположительно считают Аполлодора, но, по-видимому, в создании его как архитектор принимал участие сам император Адриан.

Его имя как зодчего связано с таким великолепными сооружениями, как вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др. Снаружи Пантеон представляет собой глухое кольцо цилиндра. Раньше перед ним находилась обширная площадь, так необходимая всем римским постройкам. Площадь эта символизировала открытое пространство и шум жизни под южным небом - идеал старой римской общины. Когда же община переросла в мировую империю, идеал переместился снаружи внутрь. В центре площади стояла триумфальная арка, через которую должен был пройти на самом деле или в мыслях каждый.

Человек входил в храм не просто смертным, а триумфатором, равным императорам и богам. Он, только вступая под портик храма, уже чувствовал себя другим. А попадая в Пантеон, он должен был целиком преобразиться. Перед ним открывалось огромное, единое и цельное пространство. Никто уже не думал, какая мощь его окружает стены до 6-ти метров толщиной какие мудрые инженерные расчеты держат в равновесии части сложнейшего архитектурного организма.

Стена нигде не выглядела мертвой, безжизненной, она была облегчена глубокими нишами стройными колоннами. Стены были отделаны дорогими мраморами и камнями, пол выложен мозаикой, и излучаемый ими тихий, мерцающий свет наполнял пространство особым сиянием, которое к верху становилось все яснее и чище. Над стенами парил небосвод. Бетонный купол весом 46тонн, ради которого возвели такие могучие стены и лишний ярус снаружи, был облегчен пятью рядами кессонов и действительно парил.

Сквозь 9-метровое отверстие в Пантеон лился воздушный свет. Отгораживая человека от мира земного с его страстями и суетой, Пантеон открывал ему путь в небеса. Идея, замысел зодчего, архитектурно-образный строй Пантеона - все определяется его куполом. Этот крупнейший купол античности не могли превзойти ни Византия, ни средневековье, ни эпоха Возрождения. Купола, выполненные по проектам Брунеллески собор Санта- Мария дель Фьоре во Флоренции и Микеланджело Собор Святого Петра в Риме, меньше купола Пантеона.

Точная полусфера купола Пантеона была дерзновенной инженерной конструкцией и в то же время чистой, классически ясной архитектурной формы. Опрокинутая над вами каменная чаша по началу столь большой вовсе не кажется, её подлинные размеры постигаются лишь в сравнение с человеком. В Пантеоне были поставлены 12 статуй главных олимпийских богов, а статуи Агриппы и Августа были помещены в притворе. Император-христианин Феодосий 1 в конце 4-го века закрыл это языческое капище, как и многие другие, и оно два столетия простояло пустым.

Потом Римский папа Вонифатий 4 превратил Пантеон в христианский храм из окрестных катакомб были перенесены сюда останки христианских мучеников, чтобы предохранить их от расхищения варварами. Здесь был поставлен престол, а храм посвятили Божьей Матери и всем христианским мученикам. В нишах широких стен, между выдающимися в перед колоннами из драгоценного мрамора, расположено 15 алтарей. На главном престоле стоит икона Божьей Матери, писаная, по преданию, евангелистом Лукой. Храм не раз подвергался разграблениям медная крыша и бронзовые изваяния были вывезены из Рима, из оставшейся бронзы была сооружена роскошная сень которую теперь можно увидеть в храме святого Петра над гробом апостолов.

Форма Пантеона осталась нетронутой. В нем не чувствуешь над собой свода, как будто небо неприметно опустилось на землю, и свет, падающий сверху, наполняет храм. Портик и ротонда круглый зал Пантеона воедино связано общностью соразмерностей.

Сочетание в едином архитектурном ансамбле округлой и прямоугольной форм, как известно, представляет большие композиционные затруднения. Но Пантеон как раз пример превосходного решения этой архитектурной проблемы. Сооружение купольной ротонды в качестве главного или одного из главных храма Рима и было дерзновением в римской архитектуре. Пантеон - это образ всего мироздания и подземного сумрака, и земного света, и небесного сеяния. Его предков можно найти и в этрусских гробницах, и в ранних храмах, и в домах с атриумами.

В Пантеоне каждый мог ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно было знать ни каких религиозных догм. Храм всех богов стал храмом всему миру, всей существующей бессмертной и вечной природе. Вместе с тем он был и храмом людей, часть которой они составляли. Он объединял в себе все землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное. Наверное, величие Пантеона, открывшего человеку его духовные глубины, и явилось причиной его долгой жизни.

Он остался единственным античным храмом, не разрушенным и не испорченным в средневековье. Римское право Законы XII таблиц Исторические условия создания законов были связаны с тем, что в первые века римской республики земля - агер публикус имела очень важное значение. Пахотной земли было мало, также как и скота. Из-за земли возникла агрессия против соседних племён с военной оккупацией их земель и требованиями к гражданам быть воинами. Публичный характер земли был основанием к её справедливому переделу. Создание законов связывается с борьбой патрициев и плебеев за равные права.

К сожалению, Законы не сохранились, они погибли в 390 г. до н.э. при нашествии галлов, их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Законы XII таблиц Законы ХП таблиц - оригинальный источник для изучения особенностей экономических отношений, социальной структуры, правовых норм в период ранней Римской республики.

Законодательство было создано во время острой борьбы между патрициями и плебеями, которые стремились получить право пользования общественной землей, добиться отмены долговой кабалы, политического равенства с патрициями. Согласно традиции по настоянию плебеев в 451 г. до н.э. была образована комиссия из 10 децемвиров для записи действующего право. Работа была закончена в 450 г. до н.э. другой комиссией, в которую входили 5 децемвиров патрицией и 5 децемвиров плебеев. В 449г. до н.э. общие для патрицией и плебеев законы.

Свое название они получили потому, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме. Отличительной чертой Законов был строгий формализм малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Это упущение принималось за перст божий. Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

Начиная с IV-III вв. до н.э. Законы стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр. О семейном праве Древнего Рима следует сказать прежде всего, потому что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, т.е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все подвластные домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната агнатки в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа или свекра, если он был и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи с разрешения отца. Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства. Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с родством кровнородственным, когнатическим, в котором нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений. В Древнем Риме существовали три формы заключения браков две древнейших и одна сравнительно новая.

Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали жену под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форм, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты в маниципационной форме. Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - сине ману, т.е. без власти мужа. В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода которой она не имела в правильном браке. С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак сине ману получил наибольшее распространение, тогда как правильные формы брака сохранялись, главным образом, в жреческих и патрицианских фамилиях.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно.

Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа к родителям, друзьям и тем прерывала срок давности. Заботы о содержании семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой, оно было его собственностью. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману. После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца. Наследники могли, впрочем, не делить наследство, а вести хозяйство сообща, как было при отце. Наследственное право.

Самым существенным в наследственном праве может считаться признание права на наследство и за теми кровными родственниками когнатами, которые прежде его не имели. Первыми наследовали, конечно, дети, а если их не осталось - внуки.

Когда не было ни тех, ни других, к наследованию призывались братья наследодателя, дядья, племянники. Если их не было, претор предоставлял право наследования всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последующую. В интересах старых римских фамилий и для обуздания произвола, явившегося следствием гипертрофированного господства частной собственности, в римское право были внесены нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений.

Ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право по крайней мере на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Таким образом в право вводился принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней. Само завещание стало составляться в письменном виде и удостоверяться свидетелями. Право владения.

В разговорной речи нередко употребляются слова собственность и владение в качестве синонимов. Однако уже римские юристы предупреждали Не существует ничего общего между собственностью и владением. В римском праве владение определялось как фактическое господство лица над вещью, соединенное, естественно, с желанием осуществлять эту власть для себя. Чего же недостает владению для того, чтобы стать собственностью физического или юридического лица? Чрезвычайно важной детали - права распоряжения, т.е. определения судьбы вещи пользования ею, передачи в залог, дарения, перехода по наследству и т.д. Самым распространенным видом владения было владение провинциальной землей.

Ею можно было пользоваться, т.е. извлекать, присваивать приносимый ею доход однако право собственности на провинциальную землю принадлежало римскому государству и владелец был обязан платить специальный налог. Таким образом, можно владеть вещью, но не иметь на нее права собственности.

С другой стороны, нередко собственник по той или иной причине лишен фактического господства над вещью, а значит, и владения. Нельзя стать законным владельцем с помощью купли-продажи, дарения, мены, наследования, т.е. всяким таким способом перехода вещей, которое порождает право распоряжения, а значит, право собственности. И даже в том случае, когда земельное владение не собственность например земельный участок, не дотянуло до двух лет, которые закон требовал для приобретения права собственности на него, переходит от отца к сыну по праву наследования, следует считать, что сын владеет первоначально, ибо только таким может и должно быть всякое добросовестное владение вещами.

Таким образом, может быть сказано, что владение возникает из добросовестного - без применения хитрости или насилия - пользования вещью, собственник которой либо не известен, либо безвестно отсутствует, либо не оказывает сопротивления. Беспрепятственно могут быть захвачены и присвоены заброшенные земли, дикие звери и рыбы, впервые открытые клады и пр т.е. вещи, не находящиеся в чьей-либо собственности.

Владение не может, не должно быть вечным этому препятствует экономический интерес. Нужно, чтобы владелец был заинтересован в улучшении владения, особенно земельного владения, чтобы он относился к нему как к своей собственности удобрял, орошал, огораживал и пр Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа - res mancipi и res nec mancipi.

К первому типу относилась земля поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще, рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от manus - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина. Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью.

Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента.

Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности. Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили посредством простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр. Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации, а драгоценная ваза - традиции.

Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр знают еще и так называемый нексум, т.е. салюзаклад должника - долговое обязательство под гарантию свободы.

По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую долговую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи.

Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества. Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба. В древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью.

Т. VI.3 Давность владения в отношении земельного участка устанавливалась в два года, в отношении всех других вещей - в один год. Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.

В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось - Оставлять незастроенное место вокруг здания Т. VII.1 Отступать от границ участка на определенное расстояние Т. VII.2 Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку Т. VII. 9а. Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле Пусть собственники придорожных участков огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает. Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью Т.VII.9б. Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка, а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб Т.VII.10 . Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его. Таким образом, по своей сути Законы XII таблиц представляли собой обработку и консолидацию обычного права Рима. Влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов.

Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе отпечаток религиозных ритуалов.

С IV-III вв. Законы корректировались преторскими эдиктами. Формально они действовали до IV в. и были отменены в ходе реформ Юстиниана.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Римская цивилизация

В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную территорию, которая простиралась от Британии на севере до Северной Африки на юге и от… История Римского государства делится на три периода царский середина VIII в.… В Шв.н.э. наступил экономический, социальный и политический кризис Римского государства, который в IV-V вв.н.э.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древнеримская архитектура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение Рима
Возникновение Рима. Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают даже сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорил, что существуе

Рим - вечный город
Рим - вечный город. Рим превращался в художественный центр, столицу мира. В надежде получить щедрые заказы сюда съезжались мастера со всего света, поэтому римское искусство создавалось не только ри

Образование Римской республики
Образование Римской республики. После того, как в 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершился царский период и начался период республики, дли

Образование Римской империи
Образование Римской империи. С увеличение рабства, недовольство в среде народов населявших римскую империю росло, и I в. до н.э. произошедшие войны неполноправных италиков против Рима и восстания р

Армия во времена империи
Армия во времена империи. Римская армия при императоре Августе возросла до 75 легионов 501 тысяча человек, но к концу правления была сокращена до 25 легионов по 6000 человек в каждом и приблизитель

Война с кельтами галлами
Война с кельтами галлами. Рим постоянно имел столкновения с соседями. Итоги внешней политики V-III вв. до н.э. были достаточно велики Рим уничтожил своего главного противника в южной Этрурии

Нашествие галлов
Нашествие галлов. В 390 г. до н.э. над Римом нависла страшная угроза. Через Альпы в Италию хлынули полчища галльских племен. Вооруженные огромными щитами и длинными мечами, галлы кельты с ди

Последствия войны с галлами
Последствия войны с галлами. Вторгшиеся в среднюю Италию галлы кельты опустошили римскую область и сожгли Рим. После галльского нашествия, разорившего Рим, обострилась социальная борьба между плебе

Крушение Римской империи
Крушение Римской империи. Один из периодов римской истории начинается с больших завоеваний Рима примерно 264-241гг. до н.э начиная с I Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа. Из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги