Краткая биография

Краткая биография. Ключевский Василий Осипович 1841-1911 русский историк, публицист, родился 16 28 января 1841 года в Пензе, в семье сельского священника.

В 1861 Московского университета, который окончил в 1865 со степенью кандидата и был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию. Первая монография Ключевского Сказания иностранцев о Московском государстве М 1866 свидетельствовала о его огромной трудоспособности и интересе к истории быта. Ключевский по совету своего преподавателя С.М. Соловьева для магистерской диссертации взял тему Древнерусские жития святых как исторический источник М 1871, над которой работал 6 лет, изучив около 5 тыс. житий, что, по мнению его оппонентов, являлось научным подвигом.

Ключевский пришел к выводу, что жития - ненадежный исторический источник и часто не соответствуют реальной жизни причисленного к лику святых. Этот труд позволил Ключевскому приобрести богатый источниковедческий опыт. В 1867 Ключевский стал читать курс всеобщей истории в Александровском военном училище. В 1871 ему предложили занять кафедру в Московской духовной академии, а на следующий год начать чтение лекций на Высших женских курсах.

Вскоре Ключевский приобрел славу изумительного лектора Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую и в 1879 после смерти С.М. Соловьева занял его место в Московском университете. По подсчету М.В. Нечкиной, если годы лекторской работы Ключевского в разных учебных заведениях сложить вместе, то получится итог - 108 лет.2 2. М.В. Нечкина.

Василий Осипович Ключевский. стр. 404 . М.1974 В 1872 Ключевский начал 10-летнюю работу над докторской диссертацией Боярская дума Древней Руси М 1881, во многом важной для его лекционных курсов, где боярская дума рассматривается в связи с классами и интересами, господствовавшими в древнерусском обществе, в которой нашло отражение его понимание русского исторического процесса.

Наряду со специальным курсом Истории сословий в России 1887, исследованиями, посвященными социальной тематике Происхождение крепостного права в России, Подушная подать и отмена холопства в России, Состав представительства на земских соборах древней Руси, истории культуры XVIII и XIX вв. и др. Талант и темперамент историка-художника направлял Ключевского и на темы из истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. К этой области относится ряд блестящих статей и речей о С.М. Соловьеве, Пушкине, Лермонтове, И.Н. Болтине, Н.И. Новикове, Фонвизине, Екатерине II, Петре Великом.

Помимо преподавательской и исследовательской работы, Ключевский в 1887 - 1889 был деканом историко-филологического факультета и проректором. В 1900 Ключевский был избран действительным членом Академии наук, но это не изменило его жизнь. В 1900 - 1910 он стал читать курс лекций в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его слушателями были многие выдающиеся художники.

Ф.И. Шаляпин в своих воспоминаниях написал, что Ключевский помог ему уяснить образ Бориса Годунова перед бенефисом в Большом театре в 1903. В.О. Ключевский создал главный труд жизни - Курс русской истории 1904-1910, в котором изложил свою концепцию исторического развития России. С 1902 и до конца жизни Ключевский готовил его к изданию и переизданию, прервавшись лишь в 1905 в связи с участием в работе комиссии по пересмотру законов о печати и учреждением Государственной думы. В Курсе русской истории Ключевский стремился раскрыть важнейшие черты исторической личности русского народа.

Особое место в Курсе занимает описание исторической жизни крестьянства. Предметом исторической науки, по Ключевскому, является исследование происхождения, развития и свойств людских союзов. В Курсе он подразделяет основные элементы общежития на физиологические пол, родственные отношения, экономические труд, капитал, политико-юридические власть, право и пр духовные религия, нравственность, искусство, наука.

В игнорировании факта реального многообразия исторической жизни Ключевский упрекал философию истории и, в частности, метафизическую теорию Гегеля, пытавшегося вытянуть историю в ровную философскую струнку. Этому умозрительному подходу он противопоставлял научный, объективный метод, исследующий исторические события как таковые, в их непрерывном течении. В конечном счете, считал Ключевский, объективный метод может привести к пониманию общесоциологических процессов в истории, к определению исторических законов.

Конец формы Умер Ключевский в Москве 12 25 мая 1911. 2.