рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Г. Фольклор

Работа сделанна в 2005 году

Г. Фольклор - Контрольная Работа, раздел История, - 2005 год - Материальная и духовная культура якутов и эвенков в 17-18 в Г. Фольклор. Фольклор Эвенков, Обладающий Большим Разнообразием Жанров, Продо...

Г. Фольклор. Фольклор эвенков, обладающий большим разнообразием жанров, продолжает существовать там, где сохраняется эвенкийская языковая среда.

Наиболее значительным жанром является героическое сказание нимнгакан - у эвенков Якутии, Приамурья, нимкан - у сахалинских, улгур - у забайкальских. У других групп эвенков термином нимнгакан называют как героические сказания, так и все виды сказок и мифов. Живое бытование героических сказаний в настоящее время, по наблюдениям фольклористов, обнаруживается только у восточных эвенков территория Якутии, Амурской области.

На обширной территории проживания северо-западных эвенков наличие этого жанра не засвидетельствовано. Сказания эвенков прибайкальского региона впитали элементы бурятского эпоса, о чем свидетельствуют имена героев сказаний - Акширэ-бакширэ, Хани Гэхэр Богдо, Куладай Мэргэн, Арсалан Бакши. Но вопрос о первенстве и заимствованиях в этой сфере весьма неоднозначен, следует скорее говорить о сотворчестве предков нынешних этносов. Изобразительные средства во многом схожи с таковыми в эпосе монголо- и тюркоязычных народов. Все нимнгаканы восточных эвенков имеют особенно много общего с олонхо - эпическими сказаниями якутов.

У них аналогичные вступлення-зачины, генеалогическая цикличность, почти одинаковые описания появления врага, гнева богатыря, битвы, красоты девушки, бега коня или оленя и т.д. Излюбленным средством описания фантастических, сказочно-волшебных превращений, которыми изобилуют сказания, как и у многих соседних народов, является гиперболизация. Гипербола используется повсюду, начиная с описания трех миров, богатырей, их жилищ, битв и кончая описанием торжества победы добра над злом, гимном продолжению жизни и рода человеческого на земле.

В эвенкийском эпосе широко используются образные, близкие и понятные слушателю-эвенку сравнения. Например, затупившееся, истершееся во время поединка оружие богатырей сравнивается с привычными для эвенка предметами Этническую специфику мировосприятия отражает также множество бытовых описаний. По представлениям эвенков, души еще не родившихся детей жили в виде птичек в местности, называемой нектар слово, имеющее общий корень с эвенкийским нэви покойник или дух умершего предка.

В фольклоре восточных эвенков словом оми, обозначающим душу, называют также синицу, поскольку считается, что в ней заключена душа ребенка. В силу этого представления у эвенков существует запрет убивать маленьких птичек. В суровых условиях кочевой жизни эвенков нередки были случаи, когда роженица долго мучилась. умирала или рожала мертвого ребенка.

По отношению к роженице существовало много запретов и оберегов. При трудных родах прибегали к различным магическим действиям. Одним из них было развязывание всех имеющихся в хозяйстве узлов, после появления в быту замков - их размыкание. Считалось, что без этого благополучный исход родов будет невозможен. В колыбель новорожденного мальчика клали предметы, которые соответствовали его жизненному предназначению охотника и воина и, как предполагалось, еще в младенчестве способствовали формированию у него соответствующих качеств.

Лук, копье, потник и узда необходимы для того, чтобы он вырос метким, сильным богатырем и умелым наездником. У всех эвенков Прибайкалья еще в 60-е гг. широкое распространение их традиционный и самобытный фольклор. Правда, у эвенков Баунта и Северобайкалья фольклор бытовал тогда повсеместно, знало его и проявляло к нему интерес все население. Меньшее распространение имел фольклор у баргузинских эвенков. Если в Баунте и Северобайкалье широко был распространен песенный фольклор, исполнялись песни-импровизации, песни с устойчивым текстом и особенно икэвун песни-пляски, то в Баргузине этого почти нет. Песни-импровизации на охоте и рыбалке, во время переездов по тайге верхом на олене, женщинами за выполнением домашних работ.

В Баунте и Северобайкалье бытовали десятки традиционных мелодий, на которые складывали песни этого жанра. Исключительно серьезно относились сказители и слушатели к эпическим сказаниям и эпическом песням.

По сохранившимся традициям, для исполнение эпоса должен быть особый повод и соответствующие условия. Если сказки и предания могли исполняться и одним сказителем, то эпос исполнялся коллективно. Припевы в эпосе пелись исполнителем, а затем уже и всеми присутствующими. У северобайкальских эвенков бытовало много сюжетов о женщинах-лгуньях, о девочках-воровках. Все эти пороки сказки высмеивают и обычно в конце ее герои освобождаются от них. В бытовой сказке переплетались элементы мифологии, суеверия.

Но вместе с тем в сказках этого вида особенно ярко отражена материальная культура эвенков, иногда в деталях описывается жилище или процесс кочевания. 4 .Материальная Культура Якутов А.Скотоводство. Основным занятием якутов было разведение лошадей и крупного рогатого скота, в северных районах занимались оленеводством. Скотоводы совершали сезонные перекочевки, а на зиму для скота запасали сено. Большое значение сохраняли рыболовство и охота. В целом было создано очень своеобразное специфическое хозяйство - оседлое скотоводство.

В нем большое место занимало коневодство. Развитый культ коня, тюркская терминология коневодства говорят за то, что лошади были приведены южными предками саха. В период освоения бассейна Средней Лены южносибирскими предками якутов особо большое хозяйственное значение имели лошади, которые обладают способностью тебеневать, разгребать копытами снег, разбивать ими корку льда, кормиться самим. Крупный рогатый скот для дальних перекочевок не приспособлен и появляется обычно в период оформления полуоседлого пастушеского хозяйства.

Как известно, якуты не кочевали, а переезжали из зимника на летник. Этому соответствовало и якутское жилище, туруорбах дьиэ, деревянная стационарная юрта.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Материальная и духовная культура якутов и эвенков в 17-18 в

Народы Якутии, живя в экстремальных условиях, успешно занимались скотоводством, земледелием, охотничьими промыслами, владели технологией… Еще в далекие от нас времена они имели представления по географии и биологии,… Широкое распространение имели богатырский эпос-олонхо, народные песни-Ырыа, сказки- остуоруйа, исторические…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Г. Фольклор

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Б. Оленеводство
Б. Оленеводство. Наличие в хозяйстве домашних оленей и численность их поголовья были главным фактором развития экономики охотников оленеводов, поскольку все перекочвки происходили на оленях и от ни

Б. Свадьба
Б. Свадьба. В условиях патриархального рода и родовой экзогамии эвенк мог взять в жены в любом роде, кроме своего собственного. Предпочтение отдавалось роду матери, в котором старались взять в жены

В. Похороны
В. Похороны. Одно из первых сообщений о похоронах эвенков принадлежит Адаму Каменскому 1658 г. В земле умерших не хоронят, так как считают, что она их не принимает. Только на деревьях они ос

Б. Жилье
Б. Жилье. Якутские поселения состояли обычно из нескольких жилищ, расположенных одно от другого на значительном расстоянии. Деревянные юрты почти без изменения просуществовали до середины XX в. Две

Г. Посуда
Г. Посуда. Среди якутских сосудов наибольшее распространение получили долбленые чаши на низком поддоне самых различных размеров. Они украшались валиками в виде плотно свитого шнура. В набор

Е.Одежда
Е.Одежда. Обычной верхней одеждой являлся сон - однобортная шуба наподобие кафтана с прямым разрезом сзади. Праздничным женским нарядом был старинный верхний костюм сагынньах. Это красивый и богато

З. Металлы
З. Металлы. Из металлов якутам знакомы железо, медь, бронза, серебро, олово, свинец, золото. По значению и распространенности на первом месте железо. Выплавка производиться в кувшинообразных печах

К. Седло
К. Седло. Якутское седло, особенно старинное, представляет по типу менее усовершенствованный прибор, чем, например, монгольское или бурятское. Оно тяжелее последних, лука его выше и грубее, скакать

Л. Подделки из дерева
Л. Подделки из дерева. Все поделки из дерева, все, что выделывают при помощи топора и ножа, делают мужчины. Бесконечно длинные зимние вечера трудолюбивой якутской семьи проходят в заготовлен

В.Свадьба
В.Свадьба. Церемония традиционного свадебного обряда обычно начиналась со смотрин, производившихся под видом гостевания. Сватовство сводилось к иносказательной просьбе свата породниться, под

Д. Узоры
Д. Узоры. Несмотря на сильное иностранное влияние, якутский вкус в своей основе остался независимым. У якутов есть свой якутский стиль, позволяющий отличать их изделия, узоры и украшения от изделий

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги