Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2005 году
Б. Жилье - Контрольная Работа, раздел История, - 2005 год - Материальная и духовная культура якутов и эвенков в 17-18 в Б. Жилье. Якутские Поселения Состояли Обычно Из Нескольких Жилищ, Расположенн...
|
Б. Жилье. Якутские поселения состояли обычно из нескольких жилищ, расположенных одно от другого на значительном расстоянии. Деревянные юрты почти без изменения просуществовали до середины XX в. Двери якутских юрт располагались с восточной стороны, навстречу восходящему солнцу.
В XVII-XVIII вв. камины кэмулуэк оhох были не битые глиной, а мазанные ею, и вс время подмазывались. Хотоны отделялись только невысокой жердевой перегородкой. Жилища строили из мелких деревьев, ибо считали грехом срубить толстое дерево. Юрта имело нечетное число окон. Ороны-лежаки, идущие вдоль южной и западной стен жилища, были широкие и ложились спать поперек. Имели они разной высоты. Самый низкий орон помещался на правой стороне, рядом со входом уза орон, а более высокий - хозяйский, чтобы счастье хозяина не было ниже счастья гостя.
Ороны с западной стороны друг от друга отделялись сплошными перегородками, а спереди забирались стойками стоймя, оставляя лишь отверстие для небольшой дверцы, на ночь запирались изнутри. Перегородки же между оронами южной стороны были не сплошные. Днем на них сидели и называли орон олох сидение. В этой связи первая восточная нара на южной стороне юрты называли в старину кэзул олох вольное сидение, вторая - орто олох, среднее сидение, третья нара у той же южной стены - туспэтийэр олох или улуутуйар олох, степенное сидение первый орон на западной стороне юрты называли кэгул олох, священное сидение, второй орон - дархан олох, почетное сидение, третий с северной стороны у западной стены-кэнчээри олох детское сидение.
А нары на северной стороне юрты назывались куэрэл олох, лежанки для слуг или воспитанников. Для зимнего жилья выбирали более низкое незаметное место, где-нибудь на дне аласа елани или около опушки леса, где оно лучше защищалось от холодных ветров.
Таковыми считались северные и западные ветры, поэтому ставили юрту на северной или западной части поляны. В.Семья. В XVII в. якуты представляли собой постплеменную народность, т.е. народность определившаяся в условиях раннеклассового общества на базе существующих пережитков родоплеменной организации и без сформировавшегося государства. В социально-экономическом плане она развивалась на основе патриархально-феодальных отношений.
Якутское общество состояло, с одной стороны, из малочисленной знати и экономически независимых рядовых общинников, а с другой - из патриархальных рабов и подневольного зависимого кабального люда. В XVII - XVIII в. существовали две формы семьи - малая моногамная, состоящая из родителей и в основном несовершеннолетних детей, и большая патриархальная семья, объединение кровнородственных семей, во главе которой стоял патриарх-отец Патриархальные отношения предопределили брак с выплатой калыма сулу как главное условия для заключения брака.
Но редко практиковался брак с обменом невест. Существовал обычай левирата, по которому после смерти старшего брата его жена с детьми переходили в семью младшего брата. Неразвитость, незавершенность якутской общины диктовались спецификой хуторного типа хозяйств, расселенных на обширной территории. Отсутствие общинных органов управления компенсировалось наличием позднеродовых учреждений. Таковыми выступали патриархальный род -ага-ууса отцовский род. В его рамках объединение семей происходило по линии отца-патриарха, основателя рода. В пределах XVII в. существовала малая форма ага-ууса, состоящая из братских семей до 9-го колена.
В последующее время, преобладала большая сегментированная форма патриархального рода. В структурном отношении якутская сельская община состояла из неполноправных бедных и богатых байских, тойонских аристократических семей. В XVII в. процесс классообразования ускорился благодаря введению ясачного режима, но так и не завершился к концу изучаемого времени.
Одной из причин определенной застойности социальной организации якутского общества явилась его хозяйственная основа - малопродуктивное натуральное сельское хозяйство, которое не могло обеспечить быстрый рост населения. А от уровня плотности населения в значительном плане зависела и развитость социально-экономических отношений. В целом, в XVII в. особенно в первой половине якутское население состояло из объединения соседских общин.
По своей социальной сущности они представляли, видимо, переходную форму сельской общины от первобытной к классовой, но с аморфной управленческой структурой. При всм этом в общественных отношениях наблюдались элементы, с одной стороны эпохи военной демократии кыргыс уйэтэ века войн или Тыгын уйэтэ эпохи Тыгына, с другой феодализма. Вопрос о якутской системе родства и свойства недостаточно чтко и самостоятельно подвергался обстоятельному исследованию по сравнению с терминологией родства.
Вообще, принято считать, что терминология родства относится к наиболее архаичным пластам лексики любого языка. Поэтому у многих народов прослеживается несоответствие между сохранившейся с древних времн системой родственных отношений, терминологии родства и существующей формы семьи. Такое явление присуще и для тюркских народов, особенно якутов
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Народы Якутии, живя в экстремальных условиях, успешно занимались скотоводством, земледелием, охотничьими промыслами, владели технологией… Еще в далекие от нас времена они имели представления по географии и биологии,… Широкое распространение имели богатырский эпос-олонхо, народные песни-Ырыа, сказки- остуоруйа, исторические…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Б. Жилье
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов