Б. Жилье

Б. Жилье. Якутские поселения состояли обычно из нескольких жилищ, расположенных одно от другого на значительном расстоянии. Деревянные юрты почти без изменения просуществовали до середины XX в. Двери якутских юрт располагались с восточной стороны, навстречу восходящему солнцу.

В XVII-XVIII вв. камины кэмулуэк оhох были не битые глиной, а мазанные ею, и вс время подмазывались. Хотоны отделялись только невысокой жердевой перегородкой. Жилища строили из мелких деревьев, ибо считали грехом срубить толстое дерево. Юрта имело нечетное число окон. Ороны-лежаки, идущие вдоль южной и западной стен жилища, были широкие и ложились спать поперек. Имели они разной высоты. Самый низкий орон помещался на правой стороне, рядом со входом уза орон, а более высокий - хозяйский, чтобы счастье хозяина не было ниже счастья гостя.

Ороны с западной стороны друг от друга отделялись сплошными перегородками, а спереди забирались стойками стоймя, оставляя лишь отверстие для небольшой дверцы, на ночь запирались изнутри. Перегородки же между оронами южной стороны были не сплошные. Днем на них сидели и называли орон олох сидение. В этой связи первая восточная нара на южной стороне юрты называли в старину кэзул олох вольное сидение, вторая - орто олох, среднее сидение, третья нара у той же южной стены - туспэтийэр олох или улуутуйар олох, степенное сидение первый орон на западной стороне юрты называли кэгул олох, священное сидение, второй орон - дархан олох, почетное сидение, третий с северной стороны у западной стены-кэнчээри олох детское сидение.

А нары на северной стороне юрты назывались куэрэл олох, лежанки для слуг или воспитанников. Для зимнего жилья выбирали более низкое незаметное место, где-нибудь на дне аласа елани или около опушки леса, где оно лучше защищалось от холодных ветров.

Таковыми считались северные и западные ветры, поэтому ставили юрту на северной или западной части поляны. В.Семья. В XVII в. якуты представляли собой постплеменную народность, т.е. народность определившаяся в условиях раннеклассового общества на базе существующих пережитков родоплеменной организации и без сформировавшегося государства. В социально-экономическом плане она развивалась на основе патриархально-феодальных отношений.

Якутское общество состояло, с одной стороны, из малочисленной знати и экономически независимых рядовых общинников, а с другой - из патриархальных рабов и подневольного зависимого кабального люда. В XVII - XVIII в. существовали две формы семьи - малая моногамная, состоящая из родителей и в основном несовершеннолетних детей, и большая патриархальная семья, объединение кровнородственных семей, во главе которой стоял патриарх-отец Патриархальные отношения предопределили брак с выплатой калыма сулу как главное условия для заключения брака.

Но редко практиковался брак с обменом невест. Существовал обычай левирата, по которому после смерти старшего брата его жена с детьми переходили в семью младшего брата. Неразвитость, незавершенность якутской общины диктовались спецификой хуторного типа хозяйств, расселенных на обширной территории. Отсутствие общинных органов управления компенсировалось наличием позднеродовых учреждений. Таковыми выступали патриархальный род -ага-ууса отцовский род. В его рамках объединение семей происходило по линии отца-патриарха, основателя рода. В пределах XVII в. существовала малая форма ага-ууса, состоящая из братских семей до 9-го колена.

В последующее время, преобладала большая сегментированная форма патриархального рода. В структурном отношении якутская сельская община состояла из неполноправных бедных и богатых байских, тойонских аристократических семей. В XVII в. процесс классообразования ускорился благодаря введению ясачного режима, но так и не завершился к концу изучаемого времени.

Одной из причин определенной застойности социальной организации якутского общества явилась его хозяйственная основа - малопродуктивное натуральное сельское хозяйство, которое не могло обеспечить быстрый рост населения. А от уровня плотности населения в значительном плане зависела и развитость социально-экономических отношений. В целом, в XVII в. особенно в первой половине якутское население состояло из объединения соседских общин.

По своей социальной сущности они представляли, видимо, переходную форму сельской общины от первобытной к классовой, но с аморфной управленческой структурой. При всм этом в общественных отношениях наблюдались элементы, с одной стороны эпохи военной демократии кыргыс уйэтэ века войн или Тыгын уйэтэ эпохи Тыгына, с другой феодализма. Вопрос о якутской системе родства и свойства недостаточно чтко и самостоятельно подвергался обстоятельному исследованию по сравнению с терминологией родства.

Вообще, принято считать, что терминология родства относится к наиболее архаичным пластам лексики любого языка. Поэтому у многих народов прослеживается несоответствие между сохранившейся с древних времн системой родственных отношений, терминологии родства и существующей формы семьи. Такое явление присуще и для тюркских народов, особенно якутов