Возникновение и развитие арабской империи

Возникновение и развитие арабской империи. Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

В VIIв. у арабских племен началось разложение родоплеменного строя. Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. М 1994. С. 2 Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Л 1977. С. 132 Кочевники, торговцы, земледельцы оазисов объединялись в большие кланы, кланы в племена. Главой такого племени считался ШЕЙХ. Шейх был и верховным судьй, и военным вождем, и общим руководителем собрания кланов.

Существовало также собрание старейшин - МЕДЖЛИС. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей. Шейхи и Саиды племенные старейшины захватили обширные пастбища, много скота, особенно верблюдов. Разбогатевшая родовая знать претендовала на лучшие пастбища и колодцы, появились рабы. В то же время она испытывала беспокойство перед растущим недовольством обедневших бедуинов и рабов. Выход из трудного положения знать видела в новой организации общества, в завоевательных походах, в приобретении вооруженной силой новых пастбищ, плодородных земель, скота, рабов.

Между тем объединить племена Аравии казалось невозможным из-за их полной самостоятельности даже в религиозных делах. Почти каждое племя имело свое божество идола и не желало признавать других. Нехватка плодородных земель приводила к межплеменным войнам. Торговля пришла в упадок, сократился транзит товаров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии ИСЛАМА. Ее основателем стал Мухаммед 570-632. Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность.

Их главой должен был стать Пророк посланник Бога на земле. Единственным условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.

Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако в тоже время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жестокость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно вопросах власти и права на власть. Согласно учению ислама, власть религиозная неделима от власти светской и является основой последней, в связи, с чем ислам требовал одинакового безусловного повиновения богу, пророку и тем, кто имеет власть.

К 20 30 гг. VII в. было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины. Были созданы военные отряды, которые вели борьбу за объединение страны под знаменем Ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобретала политический характер. После смерти Мухаммеда объединение арабских племен продолжилось.

Власть в союзе племен была передана духовному наследнику пророка халифу. Государственность раннего халифата была развита слабо. Большая часть земель была объявлена собственностью государства, и на этой основе стала формироваться система полуфеодальных пожалований под условием военной службы. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права Учебник в 2т. Т1-М 1998. С. 450. 2 Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Л 1977. С. 133 В начале VIII в. государственность стала приобретать более оформленный вид началась чеканка собственной монеты, арабский язык стал общегосударственным.