рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественный строй

Работа сделанна в 2003 году

Общественный строй - Контрольная Работа, раздел История, - 2003 год - Возникновение и развитие мусульманского государства и права. Общественный Строй. Халифата Имеет Характерные Особенности, Сближающие Его В ...

Общественный строй. халифата имеет характерные особенности, сближающие его в ряде случаев с древневосточной деспотией.

В принципе земля считалась собственностью государства. В Коране сказано Истинно земля во власти бога. В свою очередь она делилась на несколько категорий священная места, где жил пророк, вакф выделялась школам, богадельням, икта давалась за службу, мульх частновладельческая.

За пользование икта взималась подать в казну. Е владелец мог распоряжаться участком, вплоть до продажи. Конфискация икта допускалась лишь за особо опасное преступление. Земля вакф находилась в пользовании мусульманского духовенства мечети, школы, больницы, богадельни. С этой земли никакая подать не взималась. С крестьян, проживавших на государственной земле, взимался поземельный налог, по сущности дела налог-рента харадж Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Л 1977,С.133. Его сбор сопровождался массой злоупотреблений.

Используя несоответствие официального мусульманского календаря с астрономическим, неграмотность населения, чиновники по несколько раз собирали одни и те же налоги с целью личного обогащения Там же. С.133. Процветало взяточничество. Господствующий класс составляли феодалы Феодалы - родовая мусульманская знать - потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников присваивавшие себе львиную долю богатств в захваченных странах.

Важную роль в общественной жизни халифата играли горожане. Среди них были богатые купцы Купцы - привилегированная прослойка городского населения ремесленники, мелкие торговцы. Важную роль в экономике страны играло рабовладение. Труд рабов использовался в личных хозяйствах феодалов, а также в государственных рудниках, каменоломнях, мастерских. Рабы были наиболее эксплуатируемой группой трудящихся. Она пополнялась главным образом за счет пленных и невольников, купленных за границей.

Правовое положение человека зависело от принадлежности к мусульманской религии. Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Иноверцам разрешалось ездить только на ослах. Даже раб-мусульманин по правовому положению был выше свободного христианина, еврея, любого другого иноверца. Высшая власть духовная имамат и светская эмират находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной.

Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. М 1994. С. 181 Власть халифа в принципе признавалась неограниченной. На самом деле он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии.

В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого им жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и других поступлений, с этой целью собирались необходимые статистические сведения. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев.

Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало везиру или визирю. Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от реальной власти.2 Там же. С. 182. 2. Структура органов власти и управления. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - ШАРИАТ. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии.

Важнейшим источником Шариата считается Коран - священная книга мусульман, составление которой приписывается Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав сур, расчлененных на 6219 стихов аятов. Лишь около 500 стихов содержат предписания, причисленные к шариату, лишь 80 из них можно рассматривать как правовые. Вторым обязательным для всех мусульман источником права была сунна священное придание, состоявшая из многочисленных рассказов хадисов о суждениях и поступках самого Мухаммеда.

Несмотря на обработку хадисов, сунна содержала много противоречащих друг другу положений, а выбор наиболее достоверного из них всецело зависел от усмотрения судий. Третье место в иерархии мусульманского права занимала иджма общее согласие мусульманской общины. На практике иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или позднее наиболее влиятельными мусульманскими теологами - правоведами.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права. Кияс, таким образом, не только позволял урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал в ряде случаев освобождению шариата от теологического налета. Но в руках феодальных мусульманских судей кияс часто становился инструментом откровенного произвола. В качестве дополнительного источника шариат допускал местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам.

Наконец, источниками права в Арабском Халифате, считались производные от шариата, указы и распоряжения халифов - фирманы. В более поздних мусульманских государствах Османская империя и т.д. с развитием законодательства в качестве источников права стали государственные законы - кануны.

История государства и права зарубежных стран Под ред. П.Н. Галанзы, Б.С. Громакова. М 1980, С. 486. В шариате отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты уголовного права, как покушение, соучастие, рецидив, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т. д. Все преступления в основном сводились к трем видам 1 Преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания Это, прежде всего вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью.

Впрочем, по мнению многих видных правоведов, раскаяние вероотступника допускает его прощение. Также смертной казнью наказывались и все выступления против государственной власти. 2 Преступления, против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции. Здесь наибольшее внимание право уделяет умышленному убийству. Наказание могло быть альтернативным.

По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех смертную казнь, прошение убийцы, принятие выкупа за кровь. Размеры выкупа обычно приравнивались к стоимости 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление. Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. М 1994. С. 184. 2 Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Л 1977.С. 137 3 Правонарушения, включая и преступления, наказание по которым строго не установлены.

Кража, как посягательство на одну из основных ценностей, охраняемых религией, преследовалась крайне сурово осужденному похитителю отсекалась рука. Вору и воровке отсекайте руки в воздание за то, что они сделали, говорится в Коране. Так же, как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на другую важную ценность, защищаемую правом, разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветви, очищенной от листьев.

В шариате предусматривались и типичные для феодализма жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь обычно приводилась в исполнение пу6лично путм повешения или четвертования, а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды наказания, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались также членовредительные и телесные наказания - отсечение рук, бичевание, битье камнями и т. п. Тюремное, заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и в качестве наказания, причем в отдельных, случаях назначалось пожизненное заключение.

Верховная судебная власть в учении ислама принадлежала пророку и халифам как носителям справедливости. Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства - халиф.

В целом же суд был привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей кади и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, следили за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования.

При вынесении решения кади руководствовались, прежде всего, Кораном и Сунной и решали дела путем их самостоятельного толкования. Судебные решения кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли те случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Возникновение и развитие мусульманского государства и права.

На большей части страны не были изжиты первобытнообщинные отношения, ярко проявлявшиеся в родовой связи членов общества, кровной мести, общем… Широкое распространение получают торговля и ростовщичество, существуют… Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественный строй

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение и развитие арабской империи
Возникновение и развитие арабской империи. Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

Общая характеристика мусульманского права
Общая характеристика мусульманского права. Тесная связь права и религии означала, что верующий, где бы он не находился, должен следовать мусульманским законам и обычаям. Нормы гражданского п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги