Общая характеристика мусульманского права

Общая характеристика мусульманского права. Тесная связь права и религии означала, что верующий, где бы он не находился, должен следовать мусульманским законам и обычаям.

Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника и законного владельца вещи, например, владелец земли при исполнении своих обязанностей перед халифом мог распоряжаться участком по своему усмотрению Особенность наследственного права состоит в том, что наследополучатель получал только права и не отвечал за обязательства наследодателя. Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран.

Л 1977. С. 137.2 Там же. С. 137. В приниженное положение мусульманское право поставило женщину. При заключении брака, она считалась объектом сделки, ее покупали за калым. Развод разрешался только по инициативе мужа, разрешалось многоженство, устройство гаремов. Мусульманин мог иметь четыре постоянные жены и любое число наложниц. Женщинам не разрешалось учиться, бывать в кругу мужчин, полагалось носить паранджу и т.д. В странах исламской религии женщины были самой неграмотной, забитой, униженной частью населения.

В области уголовного права самыми тяжкими преступлениями считались всякое покушение на халифа, выступления против веры, восстание, мятеж, оскорбление религиозных святынь. Они карались смертной казнью. По шариату полностью сохранялась кровная месть, но за убийство или телесные повреждения можно было откупиться. Размер выкупа был непосилен для простого человека. Убийство немусульманина и женщины влекло меньшую ответственность. Мусульманское право при определении наказания исходило из того, что за преступления виновный отвечает своей жизнью смертная казнь или телом.

Особенность судебного процесса по шариату заключалась в том, что закон не признавал деления дел на уголовные и гражданские, не делал процессуальной разницы между истцом и ответчиком. При рассмотрении дел не было прокурора и адвоката. Процесс начинался по жалобе потерпевшего или его родственников. С поправками и дополнениями шариат и поныне действует в тех странах, где ислам считается государственной религией.

Заключение. Таким образом, бесспорную специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующая в том или ином обществе религиозная идеология, само отношение членов общества к религии и власти. Своеобразие государства Арабского халифата было непосредственно связано с его универсальной религией исламом, исходящим из неделимости духовной и светской власти, что было органически связано с теократической идеей о всемогуществе, всесилии и неделимости самого Аллаха, нашедшей выражение в Коране Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его. Ислам определял в мусульманском мире и характер социальной структуры, и государственных учреждений, и правовых институтов, и морали.

В мусульманском мире духовенство не могло притязать на светскую власть, не могло здесь возникнуть, как в средневековой Европе, и конфликта между духовной и светской властью. Ислам исключал неверие, против него нельзя было выступить ни прямо, ни косвенно, даже споря по его отдельным положениям, не потому, что еретиков, как в Европе, сжигали на костре, а потому, что это значило противопоставить, исключить себя из мусульманского общества.

Универсализм ислама, основополагающая идея мусульманской идеологии и политической теории о слитности духовного и светского определили и особое место государства в исламском обществе, его безусловное абсолютное господство над обществом, его теократическо-авторитарную форму.