рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Соловецкое восстание 1668 – 1676 годов

Работа сделанна в 2003 году

Соловецкое восстание 1668 – 1676 годов - Контрольная Работа, раздел История, - 2003 год - Самарский Государственный Университет Кафедра Российской Истории Соловецкое В...

Самарский государственный университет Кафедра Российской истории Соловецкое восстание 1668 1676 годов по Повести об осаде Соловецкого монастыря Контрольная работа по истории России студентки I курса группы 2111 заочного отделения специальности документоведение Печенкиной Н.И. Руководитель к.и.н. Колякова И.В. Самара 2003 ПЛАН РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ 1. Патриарх Никон 2. Начало церковного раскола и его причины 3. Восстание в Соловецком монастыре ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Тема написанной ниже контрольной работы Соловецкое восстание 1668-1676 гг Соловецкое восстание произошло в Соловецком монастыре, на острове Соловках в Белом море. Причиной его стала церковная реформа патриарха Никона.

Никон хотел, чтобы русская церковь полностью приняла греческую веру. Соловецкие монахи восстали против реформ Никона, потому что им было трудно учить новый текст. Им и старый-то текст давался с трудом, потому что тогда монахи были малограмотные.

Восстание это длилось целых восемь лет, восемь лет осады. Монахов поддерживали крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты и сторонники Степана Разина. Но карательная армия царя победила в этом восстании. Однако восстали не только Соловецкие монахи, волна недовольства среди духовенства прокатилась по всей России. Этот период в России в конце XVII века историки называют церковным расколом. Эта проблема остается актуальной и по сей день, не смотря на то, что реформы были утверждены царем Алексеем Михайловичем, вторым среди династии Романовых.

Первым же Романовым был царь Михаил Федорович, царствовавший в России с 1613 по 1645 гг. Алексей Михайлович, сын Михаила Федоровича, правил в России с 1645 по 1676 гг. Династия Романовых правила в России более 300 лет, с 1613 и вплоть до октябрьской революции 1917 года. Даже сейчас, в век компьютерных технологий, русские верующие люди делятся на староверцев, поддерживающих старую дореформенную веру, и нововерцев, принявших новую веру патриарха Никона.

Староверцы придерживаются также и церковных обычаев, существовавших до конца XVII века. И хотя староверцев сейчас редко встретишь, они все-таки есть и до сих пор считают старую веру единственно верной и правильной. И кто знает, сколько еще лет или веков будут существовать староверцы. Быть может они исчезнуть лет через восемь-десять, а может и они будут существовать и придерживаться старой веры еще несколько веков. Однако вернемся в конец XVII века. Когда царь принял церковную реформу, монахи-староверцы стали подвергаться гонениям.

Их заставляли принять новую веру, а не подчинившихся просто уничтожали. Поэтому монахи, не захотевшие принять новую веру и чудом не попавшие под царский гнев, бежали в Сибирь и продолжали жить и придерживаться старой веры уже там. Реформа патриарха Никона, тот же церковный раскол в России длился с 1653 по 1666 гг. В контрольной работе были использованы один источник и пять книг литературы.

Источником работы является Повесть об осаде Соловецкого монастыря Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга первая. М 1988 Ключевского Василия Осиповича 1841-19112 Русская история. Полный курс в трех книгах. Книга вторая. М Мысль 1997. Лекции по русской истории. М. Высшая школа. 1993. Московские восстания конца XVII века. М Наука. 1969. Под ред. А.В.Арциховского. Издательство Московского университета. 1979. и Платонова Сергея Федоровича 1860-1933 Очерки по истории русской церкви. М. 1999 Так же были использованы и сочинения менее известных историков Буганова В.И подробно описывавший в своей книге Московские восстания в конце XVII века, а в особенности Московское восстание 1682 года. А также Очерки русской культуры XVII века. А так же Карташова А.В где автор излагает все то, что относится к русской церкви.

Соловецкое восстание является частью церковного раскола в России в конце XVII века. Цели и задачи контрольной работы это описание церковного раскола и восстания в Соловецком монастыре.

ГЛАВА I. ПАТРИАРХ НИКОН Патриарх Никон, в миру Никита, один из самых крупных могучих русских деятелей XVII в родился в мае 1605 г. в крестьянской семье, в селе Вельеманове близ Нижнего Новгорода. Мать Никиты умерла вскоре после его рождения, и ему, еще ребенком, пришлось много вытерпеть от мачехи, женщины очень злого нрава.

Уже тут Никита выказал присутствие сильной воли, хотя постоянное гонение и не могло не оказать дурного влияния на его характер. Никита обнаружил необыкновенные способности, быстро выучился грамоте, и книга увлекла его. Он захотел уразуметь всю глубину божественного писания и удалился в монастырь Макария Желтоводского, где и занялся прилежным чтением священных книг. Но родня вызвала его из монастыря обратно. Никита женился, на двадцатом году был поставлен в священники и священствовал в одном селе. Оттуда по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности, Никита перешел в Москву.

Но тут он был недолго потрясенный смертью всех своих детей, умиравших один за другим, он ушел в Белое море и постригся в Анзерском скиту под именем Никона. Поссорившись, там с начальным старцем Елеазаром, Никон удалился в Кожеозерскую пустынь, где и был игуменом с 1642 по 1646 гг. На третий год после своего поставления он отправился по делам пустыни в Москву и здесь явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, как вообще в то время являлись с поклоном к царю настоятели монастырей.

Царю до такой степени понравился Кожеозерский игумен, что патриарх Иосиф, по царскому желанию, посвятил Никона в сан архимандрита Новоспасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых. В силу последнего обстоятельства набожный царь часто ездил туда молиться за упокой души своих предков и много беседовал с Никоном. Алексей Михайлович был из таких сердечных людей, которые не могут жить без дружбы, всей душой привязываются к людям, если те им нравятся по своему складу, и вот он приказал архимандриту приезжать для беседы каждую пятницу во дворец.

Пользуясь расположением царя, Никон стал печаловаться царю за всех обиженных и утесненных и, таким образом, приобрел в народе славу доброго защитника и ходатая. Вскоре в его судьбе произошла новая перемена в 1648 г. скончался Новгородский митрополит Афанасий, и царь предпочел всем своего любимца.

Иерусалимский патриарх Паисий рукоположил Новоспасского архимандрита в сан митрополита Новгородского. В Новгороде Никон стал известен своими прекрасными проповедями. Когда в Новгородской земле начался голод, он много помогал народу и хлебом и деньгами, да, кроме того, устроил в Новгороде четыре богадельни. В 1650 г. вспыхнул народный мятеж, и в образе действий Никона во время этих волнений мы уже видим проявление того крупного и решительного характера, который увидим и в деле раскола он сразу наложил на всех коноводов мятежа проклятие и раздражил этим народ настолько, что подвергся даже насилию со стороны бунтовщиков. Но вместе с тем Никон ходатайствовал перед царем за новгородцев.

Будучи Новгородским митрополитом, Никон следил, чтобы богослужение совершалось с большей точностью, правильностью и торжественностью. А в то время, надо сказать, несмотря на набожность наших предков, богослужение велось в высшей степени неблаголепно, потому что для скорости разом читали и пели разное, так что молящиеся вряд ли что могли разобрать.

Для благочиния митрополит уничтожил это многогласие и заимствовал киевское пение вместо так называемого раздельноречнаго очень неблагозвучного пения. В 1651 г. приехав в Москву. Никон посоветовал царю перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в столицу и этим загладить давний грех Ивана Грозного перед святителем. Царь послал 1652 в Соловки за мощами самого Никона. В то время, когда Никон ездил в Соловки за мощами, скончался московский патриарх Иосиф 1652. На престол патриарший был избран Никон он отвечал отказом на это избрание тогда в Успенском соборе царь и окружавшие его со слезами стали умолять митрополита не отказываться.

Наконец Никон согласился, но под условием, если царь, бояре, освященный собор и все православные дадут торжественный обет перед Богом, что они будут сохранять евангельские Христовы догматы и правила св. апостолов и св. отец, и благочестивых царей законы и будут слушаться его, Никона, во всем, яко начальника и пастыря и отца краснейшаго.

Царь, за ним власти духовные и бояре поклялись в этом, и 25 июля 1652 г. Никон был поставлен патриархом Платонов С.Ф. С.382-383 Из русских людей XVII в. я не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Но его не поймешь сразу это довольно сложный характер и прежде всего характер очень неровный. В спокойное время, в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив.

Но это едва ли были его настоящие, коренные свойства. Он умел производить громадное нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это неспособны. За ожесточение в борьбе его считали злым но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он забывал все при виде людских слез и страданий благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы.

По своим умственным и нравственным силам он был большой делец, желавший и способный делать большие дела, но только большие. Что умели делать все, то он делал хуже всех но он хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто, все равно, доброе ли то было дело или дурное. Его поведение в 1650 г. с новгородскими бунтовщиками, которым он дал себя избить, чтобы их образумить, потом во время московского мора 1654 г когда он в отсутствие царя вырвал из заразы его семью, обнаруживает в нем редкую отвагу и самообладание но он легко терялся и выходил из себя от житейской мелочи, ежедневного вздора минутное впечатление разрасталось в целое настроение. В самые трудные минуты, им же себе созданные и требовавшие полной работы мысли, он занимался пустяками и из-за пустяков готов был поднять большое шумное дело. Осужденный и сосланный в Ферапонтов монастырь, он получал от царя гостинцы, и, когда раз царь прислал ему много хорошей рыбы, Никон обиделся и ответил упреком, зачем не прислали овощей, винограду в патоке, яблочек.

В добром настроении он был находчив, остроумен, но обиженный и раздраженный, терял всякий такт и причуды озлобленного воображения принимал за действительность.

В заточении он принялся лечить больных, но не утерпел, чтобы не кольнуть царя своими целительными чудесами, послал ему список излеченных, а царскому посланцу сказывал, был-де ему глагол, отнято-де у тебя патриаршество, зато дана чаша лекарственная лечи болящих.

Никон принадлежал к числу людей, которые спокойно переносят страшные боли, но охают и приходят в отчаяние от булавочного укола. У него была слабость, которой страдают нередко сильные, но мало выдержанные люди он скучал покоем, не умел терпеливо выжидать ему постоянно нужна была тревога, увлечение смелою ли мыслью или широким предприятием, даже просто хотя бы ссорой с противным человеком. Это словно парус, который только в буре бывает самим собой, а в затишье треплется на мачте бесполезной тряпкой Ключевский В.О. Русская история.

С. 393- 394 ГЛАВА II.

Начало церковного раскола и его причины

Таким образом, печатный станок придал новую цену этим местным обрядовы... Некоторые из таких разностей внесли в свои издания справщики церковных... Развитию в XVII веке ростков новой культуры противостояла патриархальн... Он же пишет и о других предводителях, расколоучителях названные выше С... Поставленный в 1649 году на Новгородскую митрополию, а затем избранный...

Заключение. Патриарх Никон, проводивший в России в конце XVII века церковную реформу, быть может был прав, если хотел полностью принять греческую веру. Ведь в конечном итоге эту реформу одобрил царствовавший в то время царь Алексей Михайлович Романов. И сейчас, в наше время, служители православной веры, почти все придерживаются новой веры. Но если посмотреть на это с другой стороны, то сколько бед натворил Никон в России в конце XVII века, а особенности в Соловецком монастыре.

Монахов-староверцев уничтожали по приказу царя очень жестоко. А если хорошо разобраться, они ни в чем не были виноваты ни перед царем, ни перед Никоном. Они просто хотели, чтобы в России оставалась старая вера, которой они привыкли придерживаться. И Никон, пусть косвенно, но виноват в гибели староверцев и тех, кто их поддерживал. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. Источник 1. Повесть об осаде Соловецкого монастыря Памятники литературы древней Руси. XVI век. Книга первая.

М. 1988. Литература 1. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга вторая. М Мысль. 1997. 2. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М Высшая школа. 1993. 3. Буганов В.И. Московские восстания конца XVII века. М Наука. 1969. 4. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. М. 1999. 5. Очерки русской культуры XVII века. Часть вторая. Под ред. Арциховского А.В. Издательство Московского университета. 1979.

– Конец работы –

Используемые теги: Соловецкое, Восстание, 1676, годов0.078

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Соловецкое восстание 1668 – 1676 годов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Соловецкое восстание 1668 – 1676 годов
Никон хотел, чтобы русская церковь полностью приняла греческую веру. Соловецкие монахи восстали против реформ Никона, потому что им было трудно… Восстание это длилось целых восемь лет, восемь лет осады. Монахов… Первым же Романовым был царь Михаил Федорович, царствовавший в России с 1613 по 1645 гг. Алексей Михайлович, сын…

Сравнение КЗОТа 1971 года и КЗОТа 2002 года
Принудительный труд запрещен. Каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям… Статья З. Регулирование труда членов колхозов и иных кооперативных организаций Труд членов колхозов и иных…

Основные тенденции социально-экономического развития в 2012 году. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2013-2015 годах
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ГОДОВ...

Стихи, рассказы, афоризмы, хокку (хайку) Алексея Бабой, написанные в период с 5 марта 2003 года до 2013 года включительно, по мере написания произведений - документ будет обновляться и дополняться. «Письмо»
Письмо... марта... Твое письмо передо мною Читать его нет отложу...

Декабрьское вооружённое восстание 1905 года
Период с начала октября по конец декабря 1905 года справедливо считается этапом высшего подъма революции.Действительно, за эти два месяца произошло… Оно было подавлено, после чего революционная активность стала спадать,… Октябрьская политическая стачка - это мощное забастовочное движение, охватившее всю страну в октябре 1905 года.…

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
На сайте allrefs.net читайте: "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

Гражданская авиация в период с 1956 года по 1960 год
За период с 1945 по 1955 год гражданский воздушный флот СССР достиг значительных успехов.Испытанные и закаленные в тяжелые годы Великой… В это время были приняты меры, направленные на укрепление… На внутренние и международные воздушные линии вышли новые отечественные самолеты. Возросло количество рейсов,…

Привилей 1447 года и Судебник 1468 года - первый опыт кодификации права в В.К.Л.
Как и во всяком классовом государстве феодального периода в В.К.Л. существовали два главных класса класс феодалов и зависимых крестьян. Кроме них в городах и слах проживало некоторое количество людей, которые… Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под…

Гражданская авиация в период с 1956 года по 1960 год
За период с 1945 по 1955 год гражданский воздушный флот СССР достиг значительных успехов.Испытанные и закаленные в тяжелые годы Великой… В это время были приняты меры, направленные на укрепление… На внутренние и международные воздушные линии вышли новые отечественные самолеты. Возросло количество рейсов,…

Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
На сайте allrefs.net читайте: Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам