Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2004 году
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ К КОНЦУ - Реферат, раздел История, - 2004 год - О воспитании и обучении в Русском государстве 14-16 веков Педагогическая Мысль В России К Концу. В. Педагогическая Мысль Средневековой ...
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ К КОНЦУ. в. Педагогическая мысль средневековой Руси 14-15вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Важным свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси служит Домострой.
Автором одной из редакций этой книги был священник московского Благовещенского собора Сильвестр. Некоторые разделы Домостроя прямо посвящены воспитанию Наказание от отца к сыну, Како детей своих воспитати. Основными способами воспитания признавались суповая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические. Ведя упорную борьбу с иноземцами, русский народ придавал особое значение традиции патриотического воспитания. Заметный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесли Иван Федоров, Федор Ртищев, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев и др. Они не замыкались в узко национальных рамках.
Их интересовал школьно-педагогический опыт Византии и Западной Европы. Русские педагоги знали и использовали идеи Яна Амоса Коменского. Так Карион Истомин подготовил в 1693г. для цесаревича Петра Алексеевича учебное пособие, где сознательно реализовал установки Я.А.Коменского о материнской школе. Воспитание русского человека происходило прежде всего в семье и при общении с наставниками.
Общий уровень образованности в Московском государстве 15-16вв. оставался весьма низким. В Новгородской иепархии одном из главных центров просвещения на Руси почти половина священнослужителей была неграмотна. А ведь духовное сословие являлось образованной частью общества. Собирание земель вокруг Москвы и становление Московского государства повлияли на принципы, направления результаты воспитания и образования. В 15 в. возникла теория третьего Рима согласно которой, Москва объявлялась наследницей Западной и Восточной Римских империй.
Однако намерения продолжить традиции античной и византийской образованности не было. Высказывалось отрицательное отношение к западноевропейской образованности, которую рассматривали как угрозу православию. Идеологически обосновывалась культурная самоизоляция Московского государства. Предложения отклонялись из-за опасения, что католицизм путем педагогической экспансии втянет Московское государство в орбиту своего влияния.
Между тем в 16в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. Росла нужда в европейски образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка. Ведь латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. Объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования, однако возрастала. Задача усложнялась из-за почти полного отсутствия отечественных учебников, так к концу 16в. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике, которые давали возможность делать сравнение этих двух языков.
Возможность обучаться двум языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве в конце 16в при лютеранской церкви немецкой слободы. Во второй половине 17в. определились четыре основные подхода к воспитанию и обучению1 латинофильский Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев , 2 византийско-русский Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, 3 славяно-греко-латинский Иоанникий и Софроний, 4 старообрядческо-начетнический протопоп Аввакум.
Эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники получили названия западников и славянофилов. Западное влияние проникало и через украинскую и белорусскую образованность. Важную роль в распространении греко-латинской образованности сыграли частные учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце 16в. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком в 1649г. при Чудовом монастыре в Москве.
Школа просуществовала не менее 5 лет. Первая государственная школа повышенного образования Типографское училище - была основана в 1681г. в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича. В 1684г. в ней насчитывался 191 ученик, из которых 28 занимались греческим языком. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией. При определении содержания повышенного образования развернулась острая полемика между сторонниками греческого и латинского вариантов.
Компромиссом этим двум подходам оказалась деятельность греческих монахов, братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, которые преподавали греческий, латинский и итальянский языки. Московская академия была организована по образцу Киевской. Обучение начиналось с подготовительного класса-славяно-российской школы, где учили азбуке, Часословию, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в школу греческого книжного учения, затем приступали к изучению грамматики.
Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом и на латинском языках. Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию, учебный материал трактовался с позиций православия. Большое внимание уделялось проведению диспутов, заменявших в старших классах экзамены. К преподаванию в академии допускались только русские учителя или православные греки. Деятельность братьев в Академии длилась семь лет. Они подготовили учеников, продолживших их дело Ф.Ф.Поликарпова, Н.Головина, П.Рогова.
Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу 18в. она стала постепенно превращаться в духовную семинарию. Учился в ней и М.В.Ломоносов. В результате интриг против латино-греческого образования Лихуды были отправлены в отставку, а в 1698г. заточены в Новоспасский монастырь. Академия не стала подлинным научным центром высшего образования, а сделалась инструментом искоренения инакомыслия.
В целом на рубеже 17-18вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В связи с этим важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как Поучение детям князя Владимира Мономаха или Послание… Однако их авторы отражали события односторонне, не учитывая особенности… Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси,…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ К КОНЦУ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов