Международный порядок в свете столкновения цивилизаций

Международный порядок в свете столкновения цивилизаций. В наступающую эру столкновения цивилизаций представляют собой величайшую угрозу всеобщему миру, и международный порядок, основанный на цивилизациях, является самой надежной защитой против мировой войны.

Huntington S. The Clash of Civilization and the Remaking of World Order. N. Y. Simon Schuster, 1996. Стр. 321 В одной из статей журнала Pro et Contra приведен вариант трактовки понятия мировой порядок как такая организация международных прежде всего межгосударственных отношений, которая противоположна анархии и предполагает наличие общих институтов, норм и ценностей, создающих условия существования, безопасности и развития государств, их взаимодействия на международной арене.

Татьяна Алексеева. После холодной войны поиск новой парадигмы, Pro et Contra, 1997 год, 1, Зима Что касается современного положения международной системы, то некоторые склонны считать его скорее временным или переходным периодом, поскольку он, как может показаться, представляет собой скорее мировой беспорядок, противопоставляя сложившуюся сегодня ситуацию биполярной системе, когда две сверхдержавы контролировали ситуацию, пресекая самочинство друг друга. Замыкаться на однополярности мировой системы, по-видимому, становится дурным тоном, так как считается, что в подобном случае аналитик не учитывает возможные перспективы трансформации центров сил на мировой арене.

При всей ангажированности рассуждений Хантингтона, его суждения нацелены на анализ возможных моделей международной системы, где США, возможно, уже не будут выступать в роли единоличного арбитра. Таким образом, главной задачей для США служит использование нынешнего могущества Соединенных Штатов с целью содействовать формированию той модели, которая наибольшим образом отвечала национальным интересам США и Запада в целом.

Для этого, как считает Хантингтон, следует 1. Добиться большей политической, экономической и военной интеграции и координировать свою политику так, чтобы государства, относящиеся к другим цивилизациям, не смогли играть на расхождениях между западными странами 2. включить в Европейский союз и НАТО прозападные государства Центральной и Восточной Европы 3. Поощрять вестернизацию Латинской Америки и, насколько возможно, более тесный союз Латиноамериканских стран с Западом 4. сдерживать развитие военной мощи и оружия массового уничтожения у исламских государств и Китая 5. замедлить отдаление Японии от Запада и ее примирение с Китаем 6. признать Россию сердцевинным государством православного мира и крупной региональной державой, у которой есть законные интересы, связанные с обеспечением безопасности ее южных границ 7. поддержать превосходство Запада в технологическом и военном отношениях на другими цивилизациями 8. признать, что вмешательство Запада в дела других цивилизаций это, вероятно, единственный наиболее опасный источник нестабильности и потенциального глобального конфликта в мультицивилизационном мире. Huntington S. The Clash of Civilization and the Remaking of World Order. N. Y. Simon Schuster, 1996. Стр. 312 Таким образом, Хантингтон предлагает консолидировать западный цивилизационный лагерь, наращивая его военный потенциал.

Как видно, России Хантингтон посвятил отдельный пункт совей программы, признав ее центром православного мира, даровав ей статус региональной державы в обмен на участие России в прозападном блоке против сил мусульманской и китайской цивилизации.

Однако, в рамках проекта Хантингтона, подобный статус видится условным, если не сказать виртуальным, в свете включения Восточной Европы в орбиту США. К тому же, если припомнить высказывания Хантингтона по поводу раскола российского общества, приведенном мною в первой главе, принимая во внимания геополитические реалии сегодняшнего дня на территории СНГ, единственной прерогативой России остается сдерживание набегов деструктивных элементов незападных цивилизаций на восточные пределы западной Запада.

В рамках формирования цивилизованного диалога центров соперничающих цивилизаций Хантингтон предлагает свою модель реформирования Совета Безопасности ООН. В рамках реформы СовБеза, Хантингтон предлагает предоставить место Африке, Латинской Америке и мусульманскому миру государства-представители должны избираться в рамках региональных организаций ОАЕ, ОИК, ОАГ Мандаты Великобритании и Франции предлагается слить воедино представитель избирается в рамках ЕС. Таким образом, Запад бы имел перевес.

Наметив основные положения грядущего мирового цивилизационного порядка, Хантингтон пробует строить возможный ход событий конфликта, в основе которого лежит вмешательство одной цивилизации в сферу влияния другой цивилизации. В двух словах, наращивая свой военный и экономический потенциал, Китай усиливает свое положение в юго-восточной Азии, в частности, оккупирует Вьетнам.

США не заявляют о том, что не потерпят господство Китая в регионе.

Началась американо-китайская война, давшая толчок развитию иных конфликтов по военному сценарию между представителями разных цивилизаций. Пожобная цепь событий приводит к краху Запада, России, Китая и Японии, предоставив уцелевшей Индии формировать миропорядок по своему усмотрению.

Вывод вмешательство одной цивилизации в сферу влияния другой цивилизации приведет к глобальному военному конфликту. Однако, очевидно, что деление на цивилизационные сферы влияния может привести к не менее плачевным последствиям. Кто может гарантировать, что Китай не станет в рамках цивилизационной парадигмы распространять свое влияние на всю юго-восточную Азию, решать Тайваньский вопрос силовым способом, не будет способствовать нагнетанию обстановки в отношениях с Японией Индия не захватит Шри-Ланку или Непал К тому же, подход Хантингтона можно трактовать как необходимость возвращения в лоно России Белоруссии и Украины.

Идеи Хантингтона способствуют отчужденности, прежде всего, духовной, в условиях мировых интеграционных процессов. Теория Хантингтона провоцирует мир к тому, от чего предостерегает. Одним из характерных положений теории Хантингтона служит установление связи между культурой и политикой рассвет цивилизации жестко привязан к могуществу представляющего ее государства.

Хантингтон раз и навсегда разделяет мир на независимые цивилизации, опровеграя понятие мировой цивилизации, взаимозависимости. Поэтому, концепция Хантингтона понижает возможности совместного решения проблем глобальных проблем, ставя под сомнения жизнеспособность мировой системы. Интересна мысль Косухина Н. Д который полагает, что идеи Хантингтона следует воспринимать в рамках все того же противостояния богатого севера и бедного юга. Косухин Н.Д. Политизация ислама и проблема столкновения цивилизаций в современном мире. Доклад12.2003 1353 А.С.Заикина ред. Д.Ю.Столяров www.humanities.edu.ru