рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями

Работа сделанна в 2005 году

Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями - Реферат, раздел История, - 2005 год - Причины становления классических груческих полисов Осознание Необходимости Полиса Древнегреческими Мыслителями. Прежде Всего Нуж...

Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями. Прежде всего нужно заметить, что слово полис в древнегреческом языке означало одновременно и город, и государство, поэтому в исторической литературе синонимом полиса служит термин город-государство, хотя это не совсем правильно, так как были полисы, в которых город отсутствовал например, Спарта, остававшаяся на протяжении всей классической античности совокупностью нескольких деревень, да и вопрос о государственности полиса неоднократно был предметом дискуссий и споров.

Уже на заре греческой цивилизации в произведениях лирических поэтов архаической эпохи можно встретить первые попытки осмысления формировавшихся основ полисной жизни.

Причем это осмысление полиса было связано с принципиально новой для древности оценкой личности и гражданского общества в целом. Так, лесбосский поэт Алкей писал Ни грозящим кремлем не защититесь вы, Ни стеной твердокаменной Башни, града оплот бранники храбрые. Таким образом, поэт подчеркивал значимость людей, ополчения граждан, а не городских укреплений.

Аналогичные мысли еще более четко звучали в классической время, когда полис достиг своего расцвета. У Софокла в трагедии Эдип-царь с новой силой звучит ценностность гражданского коллектива Коль ты и впредь желаешь краем править, Так лучше людным, не пустынным правь. Ведь крепостная башня иль корабль - Ничто, когда защитники бежали. А у Геродота в рассказе о перебранке между афинским стратегом Фемистоклом и коринфянином Адимантом накануне битвы у Саламина говорится, что у его сограждан есть и город и земля большие, чем у коринфян, пока у них имеется снаряженными 200 кораблей.

Аналогичную мысль проводит и Фукидид в речи Никия накануне отступления афинян от Сиракуз в 413 г. Ведь город - это люди, а не стены и корабли без людей. Самым убедительным подтверждением распространенности такого взгляда у греков явилось следование ему на практике во время похода 10 тысяч греков-наемников, участвовавших в попытке Кира Младшего свергнуть с персидского престола царя Артаксеркса.

Во время этого похода, блестяще описанного Ксенофонтом в его Анабазисе, греческие наемники конституировались как полис. Оставшись после гибели Кира и предательского захвата персами их военачальников одни в чужой стране и во враждебном окружении, наемники сумели организоваться и пробиться именно потому, что они ощущали и вели себя как самодеятельный коллектив, вполне способный к самостоятельному существованию даже при отсутствии обычных материальных оснований - земли и города.

В позднеклассический период понимание полиса получило теоретическое обоснование в трудах греческих философов, особенно у Аристотеля и Платона. Оба мыслителя подчеркивали возможность благой жизни для греков только в рамках полиса. Они тщательно обосновали идею становления и развития полиса из типологически более низких форм человеческого общежития - семьи и деревни. Основную задачу полиса философы видели в формировании гражданского коллектива в соответствии с потребностями граждан и законами полиса.

Аристотель видит основную причину возникновения государства в присущей людям тяге к общению. Элементарной общественной ячейкой у Аристотеля выступает домохозяйство или семья ойкос. Объединение нескольких семей в селение или деревню является следующей ступенью, а объединение нескольких селений в город или государство полис, обладающее необходимой территорией и населением и способное к самодовлеющему существованию и процветанию, объявляется высшей, совершенной формой человеческого общества полис отмечает философ возникает ради потребностей жизни, но существует он ради благой жизни.

В политическом отношении полис у Аристотеля является сообществом граждан - свободных людей, обладающих правом участия в законодательной и судебной власти. Своими изысканиями Аристотель наметил главное русло, по которому пошла теоретическая мысль античности и нового времени, интересовавшаяся полисом. В свом диалоге Государство Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует иерархической соподчиннности этих начал во имя целого способности рассуждать подобает господствовать яростному началу - быть вооружнной защитой, подчиняясь первому началу оба этих начала управляют началом вожделеющим, которое по своей природе жаждет богатства.

Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Государство, по Аристотелю продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели и завершения. Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается развитие этой политической природы человека.

Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая как наука, по его представлениям тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстат как начало политики, введение к ней. Аристотель различает два вида справедливости уравнивающую и распределяющую.

Критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство, сферой применения этого принципа - область гражданского-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа геометрического равенства и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами властью, почестью, деньгами.

Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворение. Подводя итог взглядам древних на полис, можно сказать, что в основе их понимания его сущности лежало следующее представление полис - это прежде всего коллектив граждан с наличными материальными условиями, обеспечивающими его существование 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Причины становления классических груческих полисов

Аристотель Введние Слово полис - многозначно.В классическом греческом языке оно имело, по крайней мере, три основных значения город, государство и… Для греков все эти три значения сливались, в сущности, в одно понятие которое… Греции требовалась новая мощная ячейка, метрополия, которая оказалась бы устойчивой формой исторического …

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дополисная история Древней Греции
Дополисная история Древней Греции. Греческая цивилизация, так же как раннеклассовое общество и государство в странах Древнего Востока, вырастала на почве разложения родовых отношений через имуществ

Становление древнегреческого полиса
Становление древнегреческого полиса. Как известно, полису предшествовали определенные старые общественные структуры, распад полиса вызвал к жизни новые - все они так или иначе имели либо своим коне

Основные черты полиса
Основные черты полиса. Основными чертами полиса как исторического феномена принято считать Демократия Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловлен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги